Хазари
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Хазарский каганат
До IX в. н. э. в Восточной Европе жило много различных — оседлых, кочевых и бродячих — этнических групп, и много проходило через нее во время великого переселения народов. Однако почти все эти народы были бесписьменными. Если в раннем средневековье несколько расширились географические сведения о Восточной Европе, то только потому, что ее в V — IX вв посещали греческие и римские (византийские), иранские, а с VII в. также арабские завоеватели и послы, миссионеры и купцы-грамотеи. А между тем уже в последней четверти VII в. на Прикаспийской низменности, в Приазовье и в Северном Причерноморье существовало сильное раннефеодальное государство — Хазарский каганат и в начале VIII в. он начал распространять свою власть на бассейн Средней Волги, Дона и Днепра, а в южном направлении—на Предкавказье (бассейны Кубани и Терека), где жили тогда адыги и ираноязычные аланы (предки осетин) касоги и ясы русских летописцев.
Глава хазарского государства носил титул «каган» (Так именовали себя и киевские князья после освобождения приднепровских славян от хазарского ига и до XII в.): у тюрок (а хазары были тюркоязычным народом) он соответствовал средневековому европейскому «кесарь» (русское — царь) Хазарский каганат отличался пестротой этнического состава населения, которое притом подвергалось различным культурным влияниям. Большинство подданных кагана, в том-числе славяне, были язычниками; среди жителей Причерноморья, особенно в Крыму, за который Хазарский каганат боролся с Византией, было много христиан «греческой веры» (православных), а в восточной полосе, от Кавказа до Среднего Поволжья, арабские «ревнители веры», приходившие из. стран Багдадского халифата, распространяли ислам.
После похода багдадских полководцев Маслами (727 г.) и особенно Мервана (737 г.) из Закавказья через «Аланские Ворота» (Дарьяльское ущелье) в долину Терека хазары были вынуждены перенести столицу из города Семендер„ стоявшего на левом берегу нижнего Терека, в низовья Волги, на ее левый рукав Ахтубу. Немного ниже того пункта, где Ахтуба отделяется от главной реки, была построена новая хазарская столица; ее тюркское название, как и самой Волги – Итиль; рост торгового движения по Волге содействовал быстрому росту этого города, а к западу от него до нижнего Дона и Северского Донца стали оседать и заниматься земледелием бывшие кочевники-скотоводы.
Начался второй подъем Хазарии. К IX в. кагану платило дань население примерно половины Восточной Европы, от Урала до Волынской и Подольской возвышенностей: волжско-камские болгары, мордва-эрзя, марийцы (черемисы) и ряд восточнославянских племен, живших в бассейне Днепра и Оки.
В VIII—IX вв. Хазарский каганат находился между арабским мусульманским «молотом» и византийской христианской «наковальней» и воевал и с Багдадским халифатом, и с Восточной Римской империей. Оба противника вели почти непрерывную войну в Передней Азии и Южной Европе, где византийцы с трудом отстаивали свои владения от наступающих арабов. Те и другие рассматривали хазар как своих возможных союзников и старались обратить их в свою веру: христианские и мусульманские миссионеры стали часто посещать хазарские владения.
Несомненно, правящая феодальная знать Хазарии ясно представляла себе, что религиозная зависимость от христианской империи или мусульманского халифата может привести к потере независимости страны, так как эта знать официально приняла третью религию — иудаизм. Веру эту занесли в некоторые области каганата евреи, бежавшие из Византии от преследований, сопровождавшихся массовыми погромами и резней. Из-за этого в Хазарии тогда существовало три письменности на трех языках: греческом, арабском и древнееврейском, а кроме того, появилась четвертая письменность, в основу которой было положено изобретенное не ранее VII в. н. э. в Центральной Азии тюркское руническое («орхонское») письмо.
Царь Иосиф о владениях хазар
Хазарские документы, написанные на греческом, арабском или тюркском языках, не сохранились. До нас дошел только один, древнееврейский документ середины X в.— письмо хазарского царя Иосифа в двух средневековых редакциях, краткой и пространной.
Иосиф отвечал на письмо испанского еврея Хасдая Ибн Шафрута (министра халифа Абдаррахмана III Победоносного (Кордовский халиф 929—961 гг., подчинил своей власти всех мусульманских государей Испании, создал сильный флот на Средиземном море, организовал отборное войско, преимущественно из рабов-славян (сакалиба). Возможной поставкой, рабов в известной мере, кроме других торговых и религиозных мотивов, объясняется интерес министра к Хазарии)), который задал ему много вопросов. Иосиф, разумеется, из осторожности уклонился от ответа на вопросы военного и финансового порядка, но на географические и историко-религиозные вопросы ответил. Ниже помещены выдержки из его письма, относящиеся к Восточной Европе; в квадратные скобки заключены предложенные учеными толкования названий географических объектов и народов (вместо данных в письме обозначений, которые иногда с трудом поддаются отождествлению).
«Хазария …расположена подле реки, примыкающей к морю Гургана [Каспию], на востоке на протяжении четырех месяцев пути…» «…У реки [Итиль] расположены многие народы… некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных городах. Вот их имена… [болгары, савиры, эрзя, черемисы, вятичи, северяне, славяне]… Все они мне служат и платят дань. …Все живущие по берегу [Каспия] на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань …пока граница не поворачивает к «Воротам» [Дербент] …а они расположены на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам [Кавказу]…»
Иосиф пишет, что и к западу от реки Итиль ему платят дань все, в том числе «…жители страны… Танат [нижний Дон],— до самого… [Черного] моря на протяжении двух месяцев пути…». «Оттуда [за Крымом] граница поворачивает на север до реки Юз-r [тюркское Узу — Днепр]. Они живут [здесь] в открытых местностях, не защищенных стенами, и переходят по всей степи, доходя до границы… [земли угров]. Они многочисленны, как песок… и платят мне дань. Страна их простирается на протяжении четырех месяцев пути».
И тут же царь дипломатически указывает министру мусульманского государства, что сам он «живет у входа в реку Итиль и не пускает [язычников] русов, прибывающих на кораблях морем, чтобы идти на исмаильтян, переходить к ним [в Каспий]…». Речь идет о русском морском пути от Днепровского лимана на восток — через Черное и Азовское моря,— об использовании «русами» Дона до луки, волока к Нижней Волге и ее судоходных рукавов для перехода на Каспий. Саркел у Донской луки, Итиль на Ахтубе рисуются царем как северо-западные форпосты мусульманского мира, ограждающие «всю страну исмаильтян [мусульман] до Багдада…» от набегов «русов».
Затем Иосиф переходит к описанию своей столицы Итиль и ядра Хазарии — низовьев Волги. Говоря о размерах центрального, столичного района своих громадных владений, царь ведет счет в арабских фарсахах, а общепринятая востоковедами длина фарсаха равна 5,5 км. Ниже мы сделали пересчет расстояний в километры.
«…Есть в моем царстве три города. В одном живет царица со своими прислужницами и евнухами. Длина и ширина его с пригородами и примыкающими к нему деревнями — 275 на 275 км. (Очевидно, здесь речь идет о целой области), и живут в нем иудеи, исмаильтяне и христиане… и другие народы… Второй город со своими пригородами занимает …44 на 44 км …В третьем городе живу я со своими князьями, рабами и всеми приближенными служителями. Он невелик …16,5 на 16,5 км. Между стенами его тянется река… (Арабские авторы (кроме Масуди) также отмечали, что Итиль состоял из двух частей: западная отведена была только для царя, его воинов и знатных хазар, а в восточной жили купцы и мусульмане и находились товарные склады) Мы живем всю зиму в городе, а [в апреле] выходим из города и идем каждый к своему полю и саду и к своей [полевой] работе… (Арабские авторы также сообщают, что хазары выходят из Итиля на расстояние до 110 км для посева и жатвы) А я, мои князья и слуги отправляемся… [за 110 км], пока не доходим до большой реки… и оттуда… [следуем вокруг нашей страны], пока не приходим к концу города [Итиль]». Это традиционное летнее путешествие хазарских каганов — память о давнем прошлом, о сезонных перекочевках их тюркских предков.
«Таковы размеры нашей страны и место нашего отдыха. Страна не получает много дождей. В ней имеется много [рыбных] рек, много источников. Страна плодородна и тучна, состоит из полей и виноградников, [фруктовых] садов и парков. Все они орошаются из рек…»
И царь завершает описание своей родины, собственно Хазарии, указанием на то, что она простирается с востока, от Каспия (неизвестно, от какого пункта его северного берега), на запад на 275 км до реки Бузан (Дон), а с севера на юг — на 385 км. «Я живу внутри острова. Мои поля, виноградники, сады и парки находятся внутри острова».
Загадка Хазарии
История открытия и первого исследования бассейнов Волги и Дона и той окраины Юго-Восточной Европы, которая расположена между нижней Волгой и Эмбой, тесно связана с судьбой Хазарии. А между тем «…мы не знаем точно, кто такие были хазары, откуда они появились, какой образ жизни вели и даже где они жили. Исторические источники помещают их на Нижней Волге, а археологи до недавнего времени не знали ни одного хазарского памятника в низовьях этой реки…» (М. И. Артамонов).
Все, что выше сообщалось о Хазарском каганате, кроме письма царя Иосифа, известно по историческим документам, многочисленным и часто противоречивым, составленным временными союзниками, или врагами этого странного государства, или русскими летописцами.
Впервые о хазарах говорят византийские хронисты, так как они оказали в VII в. военную помощь императору Ираклию в борьбе с иранцами (627—628 гг.). В последний раз в XIII в. о хазарах-христианах («газарах») упоминает папский посол в Монголию Плано Карпини в отчете о путешествии (1247 г.), а о стране «Газарии» в Северном Причерноморье — французский посол в Монголию Гильом Рубрук (1255 г.).
Скупые же известия о разгроме Хазарии русскими восходят к середине этого шестивекового периода, к 60-м годам X в. Очень коротко говорит об этом событии «Начальная летопись» под 965 г.: «Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их и Белую Вежу [Саркел] взял. И победил ясов и касогов [аланов и адыгов]».
Летописец не сообщает названия столицы. А был ли действительно взят тогда город Итиль, о котором незадолго до того царь Иосиф писал, что его столица находится на острове и окружена стенами? Можно ли предположить, что летописец имел в виду старую столицу Хазарии, Семендер на Тереке? Ведь тут же летописец говорит о победе над аланами, жившими в бассейне Терека. Да и как в результате одного похода могла погибнуть большая держава, еще владевшая громадной территорией в Восточной Европе? Это историческая загадка, к разрешению которой только начали подходить советские историки.