3 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Если выучить наизусть все учебники хорошего то­на и все инструкции о том, где как себя вести, воспи­танным человеком не станешь. Воспитание — дело серьезное, кропотливое, длительное. И бывает очень досадно, когда весь этот культурный капитал разле­тается вдребезги из-за того, что человеку забыли привить элементарные нормы поведения в обществе.

Ведь трудно представить себе нашего, советского человека, который, придя в гости, положил бы ноги на стол. Что бы о нем подумали окружающие?

Это, конечно, пример грубый и нетипичный. Но ведь со многим подобным мы, к сожалению, встречаемся в жизни нередко. И когда мы наблюдаем проявление невоспитанности в трамвае, в театре, на собрании, в ресторане, при дружеской встрече в го­стях — одним словом, в обществе, обидно становится и за тех, кто допускает бестактность и грубость, и за тех, кто вынужден из-за этого страдать.

Из правил, казалось бы даже мелких, кото­рые должны в результате самовоспитания и самодис­циплины стать привычкой, и складываются те нормы коммунистического общежития, без которых немыс­лим человек в наши дни.

Разумеется, легче всего давать советы и рецепты. Но даже самые правильные из них смогут принести плоды только в том случае, если будут глубоко усвое­ны и крепко войдут в сознание.

Начинать можно с малого. Общие правила поведе­ния, внешней культуры обязательны для каждого вос­питанного человека, усвоить их не так уж сложно. И тогда они могут привести к безукоризненным ма­нерам.

Было время, когда очень много стали писать на тему «Как себя вести». Иной раз журналы и газеты в одну и ту же субботу давали столько советов по поведению, что можно подумать, будто кругом ходят лишь обедненные воспитанием люди. Но если гово­рить серьезно, то, конечно, людей воспитанных, же­лающих и умеющих вести себя в обществе культурно, значительно больше, чем сознательных и несозна­тельных грубиянов. Но тем не менее этикет — далеко еще не пройденный этап в воспитательной работе. По­тому что, рассуждая практически, почти каждый хо­чет знать, как нужно вести себя. Но далеко не каж­дому удается восполнить пробелы в своих знаниях.

У одних просто времени не хватает. Вторые в глу­бине души все-таки подозревают, что уж кто-кто, а они сумеют себя показать даже в самом «наисвет­ском» обществе. А третьи справедливо, как им кажет­ся, рассуждают, что, мол, с дипломатами иностранных государств им пиво пить едва ли придется.

— Главное — быть тактичным, — сказал один из противников «хороших манер». — А все остальное приложится.

Несомненно, такт — одно из основных качеств каждого культурного человека. Но, чтобы быть так­тичным всегда и везде, необходимо знание основ культурного поведения, главных правил повседневно­го этикета.

Репутацию человека бестактного заслужить легко. Стоит вам, например, похвастаться чем-либо перед своим собеседником или подчеркнуть, что вы занимае­те значительно более высокое положение на служеб­ной «лестнице», чем он. Или в семье, где недавно про­изошло трагическое событие, начать разговор об этом горе, бередить старую рану. Или напомнить немоло­дой женщине о ее возрасте. Или… Одним словом, та­ких примеров можно привести десятки. Не нарушая, казалось бы, никаких норм приличий, вы можете со­вершить сколько угодно промахов и заслужить репу­тацию невежливого человека, если вы будете вести себя бестактно.

Часто говорят: «У него природный такт». Это озна­чает, что воспитание, которое получил человек, среда, где он вырос, выработали у него чувство меры в по­ведении среди людей. Но в большинстве случаев бес­тактность — не столько признак невоспитанности, сколько нежелание контролировать себя.

Бестактно говорить в публичном месте о том, что касается сугубо личных отношений — как ваших соб­ственных, так и ваших друзей. Бестактно и низко читать чужие письма или подслушивать чужие раз­говоры. Заглядывать в замочные скважины закрытых дверей. И подглядывать в окна чужих квартир, даже если на этих окнах нет занавесок, даже если за этими окнами живут ваши друзья. Неприлично и бестактно навязывать свои вкусы кому бы то ни было.

Если лично вам нравится какая-либо вещь, ну, до­пустим, лампа с ярким абажуром, то не надо охаи­вать все остальные. Ведь другому может понравиться что-то иное! Уважать чужие вкусы — один из зако­нов такта.

Бывает, что приходится общаться (в гостях, или на совещании, или в каком-либо публичном месте) с человеком, который вам неприятен. Будь вы с глазу на глаз, вы могли бы выяснить ваши взаимоотноше­ния как угодно. Но вокруг вас люди, и им нельзя пор­тить настроение только из-за того, что вы питаете к кому-то антипатию. Тактичный человек сумеет в этом случае избежать столкновения. Спокойствие, умение владеть собою тоже одно из основных правил тактичного человека.

Этика, такт являются необходимой нормой для воспитанного человека.

Иногда считают неэтичным поступком обычное нарушение правил приличия, бескультурье. Например, вы в дверях театра опередили женщину, не предло­жили ей пройти вперед, а сходя с автобуса, наоборот, уступили ей дорогу, то есть, вместо того, чтобы по­дать руку, помочь сойти со ступенек, предоставили ей самой прыгать на асфальт. Это достаточно некрасиво, но все же этика тут ни при чем.

А вот, например, наушничество — неэтичный по­ступок. Или использование в своих (пусть даже бла­городных) целях чужой тайны. Или непрошеное вме­шательство в чужие дела.

Этика объединяет в себе и понятие такта, и то, что принято называть порядочностью. Без этики не мо­жет быть и вежливости и хороших манер. Лишенные этической основы, они превращаются в свою противоположность: помогают скрывать нечестные намере­ния и недостойные поступки.

В дальнейших рассуждениях мы, разумеется, бу­дем иметь в виду только истинно хорошие манеры, которые не скрывают за собою бесчестных и неэтич­ных поступков, так сказать, манеры без «двойного дна».

Рассуждая о поведении в обществе и дома, нельзя забывать о том, что людям свойственны те или иные недостатки. И чаще собственные недостатки меньше бросаются в глаза, чем недостатки окружающих. Всем, конечно, известна пословица о соломинке в чужом глазу.

Поэтому нужно проявлять известную терпимость, если вы, вооруженные кое-какими сведениями о пра­вилах хорошего тона, замечаете, что кто-то этих пра­вил не знает. (Проявите ваш такт!) Но это не относит­ся к тем, кто нарушает настроение общества, кто зло­употребляет своим «правом» на незнание хороших манер.