4 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

При исследовании поведения человека мы прежде всего исходим из того, что принято называть интеллектуальностью. Измерение интеллектуальности, как правило, выполняется по­средством самых различных тестов. И хотя подобного рода тесты не могут в полном объеме определить технические или математические способности, уравновешенность характера, инициативу и моральные воззрений, но высокий показатель интеллектуальности дает нам право с полным основанием го­ворить о развитых речевых способностях исследуемого (даже когда сам тест не устный). Как правило, наивысшие показа­тели в тестах на интеллектуальность отмечены у преподавате­лей университетов, а также представителей других профессий, так или иначе связанных с процессом обучения. Это и не уди­вительно, ибо тесты разработаны преподавателями. Однако подобная односторонность тестов на интеллектуальность во­все не означает их бесполезности: тесты являются результа­том исследования, представляющего собой ценную попытку получить объективное и количественное выражение очень важного человеческого качества. Более того, в широких мас­штабах тесты на интеллектуальность принесли несомненную пользу, например в армиях Великобритании и США, где они успешно применялись (наряду с другими тестами) при отборе новобранцев для обучения их различным специальностям.

Однако первоначально тесты на интеллектуальность были разработаны для определения способности ребенка к обуче­нию (позднее мы увидим, что и в этом случае тесты обладают целым рядом недостатков). Для этой задачи желательно было иметь систему, которая позволила бы преподавателям и психологам сравнивать детей разного возраста. Коэффи­циент интеллектуальности (КИ) — как мы будем его обозна­чать — вполне отвечает этим требованиям. Метод измерения по тесту на интеллектуальность заключается в следующем. Большому числу школьников всех возрастов — от пяти до че­тырнадцати лет — данной группы населения (например, Лон­дона) предлагается определенный тест. По полученным отве­там вырабатывается средняя норма для каждого возраста. Затем тест предлагается любому ребенку, и его ответ сравнивается с нормой. Если десятилетний ребенок набирает норму для десятилетних, это означает что его умственное развитие («умственный возраст») полностью соответствует норме; если же десятилетний ребенок наберет среднюю оценку для один­надцатилетнего, то говорят, что развитие выше нормы (что позволяет некоторым называть его «скороспелым»). КИ вычисляется следующим образом:

КИ = «Умственный возраст»*100/Фактический возраст

Поэтому КИ десятилетнего ребенка, имеющего «умствен­ный возраст» одиннадцатилетнего, будет равен 110. До четыр­надцати лет «умственный возраст» непрерывно увеличивается, а затем этот процесс замедляется. Английские специалисты считают, что высшее образование принесет ребенку пользу только в том случае, если его КИ будет равен 120 или более.

Дети с КИ меньше 70 расцениваются как тупые, ум­ственно отсталые и, возможно, нуждающиеся в специальном обучении.

Поскольку КИ вычисляется путем сравнения «умствен­ного возраста» с фактическим, его нельзя применять к взрос­лым. Как правило, КИ сорокалетнего мужчины не будет больше КИ, который он набрал в двадцать лет: он стал вдвое старше, но его «умственный возраст» почти (или совсем) не изменился. Поэтому в этой и двух следующих главах при анализе результатов, полученных в тестах на интеллектуаль­ность взрослыми различных групп населения, мы будем при­менять букву «И» независимо от взятого набора тестов. Сло­во «интеллектуальность», как и «раса», обычно употребляется в самых разных значениях; обсуждать их мы здесь не будем, а просто постараемся ими не пользоваться.

Сравнивая средние значения интеллектуальности, скажем, американских, негров и белых, мы не сможем правильно ис­толковать результаты тестов, если не будем знать, как влияют на умственные способности наследственность и среда. Многие ученые утверждали (а находятся такие, которые и сейчас утверждают это), что результаты тестов на интеллектуаль­ность не зависят от изменений в среде, например различия в здоровье или образовании не отражаются на коэффициенте интеллектуальности. Общебиологические принципы, о кото­рых мы говорили в гл. 1, дают нам право сомневаться в спра­ведливости такого рода утверждений. Кроме того, мы распо­лагаем рядом прямых доказательств того, что на умственные способности значительное влияние оказывают не только ге­нетические различия между индивидуумами, но и различия в окружающей их среде.

Болезнь, несчастные случаи и недоедание могут повлиять на умственные способности человека, но только в исключи­тельных случаях. А вот изменения, длящиеся годами, и в осо­бенности те, что происходят с ребенком в первые семь лет его жизни, оказывают более стойкое воздействие. Как устано­влено, детский сад и школьное обучение влияют на развитие ребенка сильнее, чем экономическое положение или культур­ное развитие семьи. Воздействие обучения сказалось в повы­шении КИ у негритянских детей, привезенных родителями из сельскохозяйственных районов США в города. Чем раньше они попадают в город, тем быстрее их КИ приближается в среднем к КИ белых детей, обучающихся в тех же школах.

Наибольшее количество исследований по изучению расо­вых и национальных различий в умственных способностях людей проведены именно в США, где, как известно, очень смешанное население. Установлено, что грамотные негры в среднем имеют более низкие показатели, чем грамотные бе­лые,— это выяснилось во время обследований новобранцев в 1917 г. Отмечено также, что средний И новобранцев, взя­тых в армию из разных штатов, очень различался, хотя в каждом штате средний показатель для негров был всегда ниже, чем для белых. Различия эти были настолько велики, что показатели у негров из некоторых северных штатов пре­вышали показатели белых южан. А так как южные штаты были и остаются самыми отсталыми по образованию, это дает нам право говорить о воздействии среды, связанном с разли­чиями в школьном обучении. Кроме того, более низкие сред­ние показатели у негров являются следствием того, что негры в США почти повсеместно экономически и социально нерав­ноправны и поэтому их дети находятся в менее благоприят­ных условиях. Но имеются данные, которые свидетельствуют о том, что негры могут не только достигать, но и превосходить уровень белых. Так, в 1923 г. появилось сообщение, что сред­ний КИ у 500 негритянских детей из Лос-Анджелеса равнялся 104,7, то есть несколько превышал КИ у белых.

Некоторые специалисты были склонны объяснять подоб­ные результаты выборочной эмиграцией наиболее способных негров в такие города, как Лос-Анджелес. Однако миграци­онная теория — чистая догадка, не имеющая никаких доказа­тельств. К тому же при сравнении КИ у детей эмигрантов непосредственно после их переселения выяснилось, что в це­лом он не отличается от КИ детей местного населения.

Результаты сравнительного анализа американцев — негров и белых — можно обобщить словами Клайнберга:

«…если американские негры живут в относительно хоро­ших условиях, их показатели тестов на интеллектуальность соответственно высоки, и, наоборот, если белые живут в относительно плохих условиях, их показатели соответственно низки.

Очевидно, решающим фактором является не принадлеж­ность к той или иной «расе», а окружающая среда. Что же касается решающего фактора в окружающей среде… то, ви­димо, основную роль играет доступность школьного образова­ния. Достаточно беглого знакомства с суммами, затрачен­ными на обучение белого и негра в сегрегированных школах Юга, чтобы стали ясны все преимущества белых; правда, эти же цифры указывают на то, что и белые страдают от недо­статка ассигнований на образование, хотя и не в такой сте­пени».

Мы столь подробно останавливались на сравнении белых и негров прежде всего из-за широко распространенного мне­ния о неполноценности людей с черной кожей и в какой-то мере из-за обилия данных по этому вопросу. Более того, эти результаты очень характерны для изучения любых форм связи между умственными способностями людей и их физиче­скими признаками (такими, как цвет кожи, форма носа и т. д.). Исследования показали отсутствие какой бы то ни было связи между формой головы или цветом волос и ум­ственными способностями. Сравнение индивидуумов норди­ческого, альпийского и средиземноморского типов в Германии, Франции и Италии не выявило значительных различий меж­ду ними, хотя городские жители в каждой стране (как и в США) имели в среднем более высокие показатели, чем сель­ские. Это еще одно доказательство важности различий в окру­жающей среде.

Даже если дальнейшие исследования и покажут существо­вание какой-то связи между определенным физическим при­знаком и какими-либо способностями, мы можем не сомне­ваться, что распределение И в одной большой человеческой группе будет перекрываться распределением И в любой дру­гой, а каждая группа всегда будет состоять из людей как с низкими, так и с высокими умственными способностями. Из этого следует, что результаты тестов на интеллектуальность не могут служить законным основанием для социальной дис­криминации какой-либо группы людей. Современные знания позволяют предположить, что в отсталых ныне «расах» и на­циях появится немало людей с высокими интеллектуальными способностями; для этого необходимо только улучшить обра­зование и повысить уровень жизни.