Як це могло трапитися?
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
О прошлых гидрографических связях Хары (как и Булган-Гола или Дзабхана) рассказывает древняя, ныне безводная долина и, кроме того, взаимное расположение долин Хары и ее притоков. Обычно, следуя законам течения рек, долины притоков впадают в долину основной реки, постепенно приближаясь к ней. Например, если основная река течет с юга на север, то ее притоки справа имеют в общем северо-западное направление, а долины левобережных притоков протягиваются в северо-восточном направлении. Ну, а если долины притоков впадают навстречу течению воды в главной реке, то это, как правило, свидетельствует о том, что в прошлом направление стока в основной реке было диаметрально противоположное, Тогда притоки справа несут свои воды в долинах юго-западного направления, а притоки слева заключены в долинах, имеющих юго-восточное направление, т. е. боковые долины не подходят к основной, а постепенно отходят от глазной долины. В Монголии такое взаимное расположение можно наблюдать в верховьях Хары, впадающей в Орхон — главный приток Селенги.
Интерес к Харе возник в процессе изучения литературных источников и гидрометрических материалов; обращало на себя внимание повышенное содержание солей в воде и отсутствие высоких дождевых паводков, столь характерных для притоков Орхона. Естественно, что, прибыв в Монголию, мы отправились на Хару при первой возможности, благо путь и в те годы был прост — на автомашине по шоссе Улан-Батор — Сухэ-Батор.
Это был один из первых моих маршрутов, и многое тогда казалось необычным. Сейчас, когда мельчайшие детали путешествия стерлись в памяти, трудно объяснить, почему возникло чувство необычности, наверное, потому, что была весна. А первые буйные травы в Монголии появляются поздно, после июньских-июльских дождей. Весной же сухо и ветрено — это не обновление природы, а показ ее прошлогоднего осеннего облика. Уныло торчит побуревшая прошлогодняя трава, не радуют взгляд голые кустарники. И лишь, попадая в долины рек, по свежей зелени уремы чувствуешь, что весна все-таки пришла. Царила она и в долине Хары, когда, оставив уходящее дальше на север шоссе, мы свернули на восток и начали подниматься вверх по течению реки.
Сама река разочаровывала, ее ширина редко достигала 40—50 метров, а чаще составляла около 25 метров. Берега низкие, невелики и скорости течения воды. Зато долина покоряла своими размерами, была она какая-то сияющая, солнечная, нарядная…
Без приключений форсировали правые притоки Хары — реки Тунхэлин-Гол и Улэги и добрались до округлой впадины, известной как котловина Мандал. Внешне она ничем не отличалась от других, весьма развитых в горах Монголии межгорных понижений. И в то же время котловина таила загадку. Оказалось, что в прошлом, уже после того как сформировались основные притоки Хары, а сама река несла воды через Мандальскую котловину с севера на юг, на юге котловины, видимо, в результате перемещения земной коры, образовалась перемычка, закрывшая путь реке. Как отмечает Э. М. Мурзаев, это привело к образованию большого пресного озера — Мандальского. Оно вначале было бессточным. Но вот вода поднялась до гребня гор, загораживающих Мандальскую котловину на севере, они оказались ниже, чем перемычка на юге. Поэтому вода устремилась на север и проложила новый путь, противоположный прежнему направлению течения реки.
Постепенно Хара спустила Мандальское озеро, и тогда вслед за рекой потянулись на север ее притоки: Бургулта, Улэги, Тунхэлин-Гол и др. Однако нормальное направление течения, согласующееся с современным стоком главной реки, они приобрели лишь в устьевых участках, а выше узкие и глубокие ущелья соответствуют бывшему течению Хары на юг, в долину Толы, притоком которой она была в свое время.

Схемы речной сети котлована Мандал…
Тогда нижнее течение Хары занимало хорошо разработанную широкую долину, где сейчас остались только озерки, болота и солончаки.
После того как говорок воды, поившей земли нижнего течения древней Хары, смолк, в осушенной долине надолго воцарилась тишина. Она была нарушена немногим больше десяти лет назад гудком паровоза. Строители железной дороги проложили ее вдоль древней долины Хары, что намного облегчило работу: не надо было пробивать сквозь горы трудоемких и дорогих тоннелей.
Вместе с железной дорогой в долину Хары пришла новая жизнь, возник и близок к завершению новый промышленный центр Монголии — Дархан. Уже сейчас он потребляет довольно много воды, а в будущем ее потребуется еще больше. Хара же не столь водоносна, чтобы полностью удовлетворить и потребности индустрии и запросы сельского хозяйства. Тогда на помощь пришли отложения древнего Мандальского озера. Их толщи хранят обильные запасы грунтовых вод.