Знову на монгольських річках
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Прошли годы. Летом 1961 г. вновь довелось посетить Монгольскую Народную Республику. И вот в августовские дни машина отсчитывает километры, снова путь лежит на южнохангайские реки. Глаза жадно выискивают новое — ведь мы не были в Монголии десять лет! За эти годы в Монголии было завершено производственное кооперирование аратских хозяйств, что позволило изменить структуру сельского хозяйства: из чисто скотоводческого оно становилось животноводческо-земледельческим. Достаточно, например, указать, что посевная площадь Монголии уже к 1961 г. увеличилась по сравнению с 1958 г. больше чем вдвое.
Лето в Монголии ливневое и дождливое. После дождей обычно не очень бурные южнохангайские реки показывают подлинный нрав. Бешено мчатся мутные воды, наполняя до краев бесконечно ветвящиеся галечниковые русла. Перебраться через них на машине не так просто. Нам везло: у нас такие переправы чаще проходили удачно, но приходилось и «загорать», ожидая, когда спадет вода и придет помощь в виде попутной машины. Как-то в одном из рукавов Туин-Гола мы просидели целую неделю, а затем примерно столько же дней приводили в порядок машину, очищая ее от ила. И даже сейчас, через столько лет, та «посадка» вызывает чувство досады. Ведь самое трудное было уже позади, впереди оставалась только одна небольшая протока. Полезли в нее смело, без разведки, наткнулись на огромный валун, машина остановилась, набежавшая волна захлестнула мотор, и остальное, как любят выражаться футбольные радиокомментаторы, «было делом техники». Вода быстро вымывала из-под колес мелкую гальку, машина садилась буквально на глазах, колеса заваливала крупная галька и булыжник. И когда в конце концов удалось завести мотор, машина не смогла тронуться с места. Осталось одно, весьма слабое, утешение: выше и ниже в рукавах и протоках сидело еще несколько грузовиков, а с десяток, не рискнув отправиться в «плавание», остановились по берегу реки.
Теперь ничего подобного случиться не могло: через рукава и протоки Туин-Гола перекинулись мосты и мостики. Эта в общем-то обыкновенная в любой другой стране деталь — мосты, в Монголии не только обеспечивала свободу передвижения, но и была выразительным признаком нового, новой жизни.
В летописи освоения южно-хангайских рек первая страничка принадлежит лиманному орошению. Система каналов пересечет правобережье Онгин-Гола ниже аймачного центра Арбай-Хэрэ, что позволит обводнить и оросить тысячи гектаров сухих степей — здесь на границе с пустыней возникнут искусственные заливные луга.

Переправа в недавнем прошлом…
Вода поступит и в старую, сухую долину Дзабхана; как и тысячелетия назад, воды реки направятся к Долине озер. Было два варианта переброски дзабханских вод: плотинный и бесплотинный. В первом случае на реке в районе крутой излучины предполагалось построить плотину высотой внесколько десятков метров, выше которой расположилась бы голова канала. Однако если каналы вынести вверх по течению реки, можно обойтись и без плотины. И в том и другом случае древняя долина станет надежной кормовой базой, а на «поклон» к Ихэ-Богдо протянется водоток, созданный руками человека.
Новое на другой южнохангайской реке Туин-Гол открылось в виде обширной строительной площадки, раскинувшейся по правобережью реки, чуть-чуть ниже того места, где река вырывается из узкой долины. Раньше местность здесь была однообразна, внимание привлекали лишь небольшая роща да несколько юрт. А открылся нашим глазам целый палаточный городок, вокруг которого живописно раскинулось множество юрт. Оказалось, что сюда перекочевал аймачный центр Баян-Хонгор. Но это была не обычная перекочевка — в долине Туин-Гола строился новый аймачный центр, старый располагался в долине реки Ологой-Гол.
В общем-то небольшая долина реки Ологой-Гол была природной лабораторией, где непрерывно образовывались пески. И хотя песков было не очень много, гонимые ветром, они все больше и больше угрожали аймаку, засыпая жилища и другие строения. Борьба с сыпучими песками отнимала много сил и времени, а результаты были невелики. Кроме того, в долине образовались длительномерзлотные грунты, они тоже затрудняли дальнейший рост аймачного центра. И тогда было принято решение о переносе Баян-Хонгора в долину Туин-Гола, где сейчас строится первый в Монголии город нового социалистического типа, образец будущего градостроительства в стране. Монгольский народ с энтузиазмом принялся за новое для него дело. На помощь пришли советские и болгарские специалисты, принявшие участие в изысканиях, проектировании и строительстве города.
Его дома, заливаемые ярким солнцем, будут красивы, изящны и комфортабельны. Широкие, прямые улицы оденутся в зелень, а за городом небольшая роща превратится в красивый парк. Много народа привлекут и пляжи около водохранилища — его гладь возникнет несколько выше города. В будущем, возможно, вода из водохранилища станет вращать лопасти турбины городской электростанции. А в долине небольшой речки, впадающей в реку Улзит-Гол (приток Туин-Гола) разместится здравница города, горячие сернистые источники, составляющие примечательность речушки, поступят в водолечебницу. Таким предстал в проекте будущий город Баян-Хонгор. И на этом, одном из многих, примере воочию ощущалась победная поступь новой жизни.