10 місяців тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Задача предлагаемой книги — дать читателю прежде всего методиче­ское пособие для изучения географии растений (фитогеографии), в част­ности двух основных ее разделов — учения об ареалах и учения о флорах, а равно осветить некоторые общетеоретические вопросы нашей науки. Оговоримся сразу, что наше «Введение в географию растений» не при­звано заменить существующие учебники и учебные пособия по гео­графии растений (понимаемой разными авторами по-разному широко), но, как нам кажется, может представить небесполезное дополнение к ним, Главным образом вследствие сосредоточения в нем внимания на общих вопросах рассматриваемых отраслей фитогеографии, а также на вопросах методики фитогеографических исследований, значение которых, особен­но для учащейся молодежи, едва ли кем-либо недооценивается, но к осве­щению которых в учебной литературе проявляется очевидное пренебре­жение: Быть может, в определенной связи с этим стоит и неоправданный «разнобой» в исследованиях сложившихся специалистов-ботаников, порою, как представляется нам, недооценивающих роли правильной постановки научных вопросов и правильного выбора методических средств их реше­ния для получения удовлетворительных научных результатов.

В основу нашей книги положен курс лекций по географии растений, читаемый автором на протяжении последних лет для студентов-биологов Ленинградского университета и прослушанный также довольно многими товарищами автора по исследовательской или преподавательской работе. Содержание книги покрывает лишь часть (по объему примерно половину) нашего курса. В ней нет описания флористических областей земного шара, освещаемых во второй половине лекционного курса, и все внимание сосредоточено на вопросах, могущих, пожалуй, быть объединенными под названием «Общая фитогеография» (Называя книгу «Введением в географию растений», мы подчеркиваем делаемый в ней упор на освещение общих вопросов фитогеографии, одновременно избегая возможности неправильных ожиданий, которые могло бы вызвать заглавие «Общая география растений», иногда используемое в учебной литературе (ср., на­пример, учебники Гайека, Шафера) как обозначение географии растений в широ­ком смысле слова (включая вопросы экологии, фитоценологии, географии расти­тельности) . В нашем понимании, общая фитогеография противостоит специальной или региональной фи то географии, рассматривающей особенности растительного мира, в частности флор и флорогенеза отдельных частей света или отдельных ботанико-географических областей). Такое предпочтение общим вопросам обусловлено прежде всего недостаточностью их освещения в имеющейся учебной литературе, в то время как описательные характе­ристики флористических областей и некоторые конкретные данные по ана­лизу их флор или по истории их развития освещены в ней значительно полнее, и соответствующие материалы могут быть с пользой освоены и в соединении с тем, что излагается нами.

Первая часть нашей книги (Основы учения об ареалах) повторяет в основном содержание учебного пособия, изданного под указанным назва­нием в 1962 г. Небольшие отступления от прежнего текста обусловлены стремлением автора использовать некоторые новейшие специальные рабо­ты, вносящие нечто принципиально новое в освещение обсуждаемых воп­росов. Некоторые изменения сделаны под влиянием критических замеча­ний, высказанных моими коллегами, ознакомившимися с первым издани­ем «Учения об ареалах».

Вторая часть книги (Основы учения о флорах) в подобной форме нигде не публиковалась. В некоторых главах ее, однако, имеет место повто­рение того, что излагалось автором в специальных работах, посвященных флоре Арктики, Дальнего Востока и других частей земного шара, или в статьях и докладах общетеоретического характера, с которыми мне при­ходилось выступать на протяжении многих лет.

Книга написана прежде всего как учебное пособие для студентов уни­верситетов. С этим связано, в частности, наличие в ней пояснений неко­торых специальных терминов и других деталей, могущих показаться спе­циалсту-фитогеографу излишними. Вместе с тем автор не скрывает своей надежды и на внимание к его труду со стороны специалистов. За возможные критические замечания читателей он будет благодарен.

Необходимо подчеркнуть, что изучение географии растений как спе­циальной науки предполагает наличие у приступающего к нему некото­рых естественнонаучных знаний более общего характера. В частности, желающий изучать географию растений должен обладать определенным запасом знаний в области как ботаники, так и географии. Знание основ географии должно подкрепляться, в частности, хорошим знанием карты, не опираясь на которое многие данные географии растений очень трудно осмыслить. В области ботаники особенно важно основательное знакомство с систематикой растений, данные которой используются фитогео-графом буквально на каждом шагу. Очень важно также — предварительно или параллельно с изучением географии растений — освоение основ эко­логии растений и фитоценологии.

В зависимости от круга интересов человека, углубляющегося в изу­чение географии растений, ему может понадобиться опора и на другие научные дисциплины. Так, при интересе к вопросам динамики ареалов или флорогенеза неизбежно понадобится знакомство с данными истори­ческой геологии. Знание климатологии поможет избежать попыток упрощенного решения некоторых ботанико-географических воп­росов, связанных с зависимостью развития растений от климатических условий. Изучение вопросов истории флор потребует соответствующих знаний в области палеоботаники. В высшей степени полезно для изучающего фитогеографию знакомство с параллельной биогеографиче­ской дисциплиной — зоогеографией. Таким образом, всякое углуб­ление фитогеографических знаний требует и соответствующего расшире­ния горизонта, предусмотреть которое в деталях не может никакая учеб­ная программа.

Работая над предлагаемой книгой, автор опирался на помощь многих товарищей по работе: одни помогли ему предоставлением тех или иных материалов, другие — указаниями на литературу, соображениями по су­ществу охватываемых книгой вопросов и т. п. Всем им автор выражает свою искреннюю благодарность.

Ленинград, 1971.