Подолання пережитків ісламу
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Внимание! В тексте содержатся элементы коммунистической пропаганды! Текст 1974 года!
Ислам, как и все другие религии, явление историческое. Было время, когда его не существовало, и наступит время, когда он отойдет в прошлое. Марксистско-ленинское учение позволило не только определить судьбы религии, в том числе и ислама, но и пути преодоления религиозных пережитков в сознании людей.
В результате социального и научно-технического прогресса, по мере роста материального и культурного уровня народа создаются реальные условия для полного преодоления влияния религии, в том числе и ислама. Однако религия не исчезает автоматически. Для ее изживания недостаточно одних лишь объективных условий. Важную роль играет здесь и субъективный фактор — атеистическое воспитание трудящихся.
Какие бы причины ни привели человека к освобождению его от религиозных пуг, оно в конечном счете происходит только путем критического преодоления антинаучных представлений и догм. Верующий не может стать атеистом внезапно, в один день. Он не может им стать в силу одного лишь изменения образа жизни или окружающей среды. В любом случае ломка привычных представлений, привычного образа мыслей происходит постепенно. Религиозно-идеалистическое миропонимание, превратные, ошибочные мнения о причинно-следственных связях в мире должны уступить место в сознании верующего или сомневающегося научным концепциям. Именно поэтому большое значение в атеистическом воспитании имеет пропаганда естественнонаучных и общественно-политических знаний, критика религиозной догматики, религиозных доктрин.
Вместе с тем практика атеистической работы в нашей стране показывает, что пропаганда естественнонаучных и общественно-политических знаний не приносит желаемого результата без широкого привлечения верующих, в том числе и мусульман, к активной трудовой и общественной деятельности. Участие самих верующих в созидании новой жизни, в совершенствовании общественных отношений — наиболее действенный способ постепенного преодоления в их сознании религиозных пережитков.
Под влиянием жизни
Победа социализма во всех областях жизни привела в нашей стране к господству диалектико-материалистического мировоззрения. Большинство мусульман порвало с религией. На Кавказе, в Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Поволжье и некоторых других местах среди определенной части населения ислам сохранился в основном лишь как пережиток прошлого. Ликвидация эксплуатации человека человеком, повышение материального и культурного уровня населения, несомненно, играют немалую роль в его преодолении. Известно, например, что Туркмения была одной из самых отсталых окраин нашей страны. На всю Туркмению до революции было восемь врачей, которые проживали в Ашхабаде. Не было ни одной библиотеки. Вот как описывает прежнюю жизнь туркмена старейший член колхоза имени М. И. Калинина Керкинского района К. Сейтиев: «Три опоры имел в жизни туркмен: кетмень, саблю, дутар,— но ни одна не была надежной. Черная нищета сидела в кибитке дайханина, голод подтягивал живот к спине, бесправие гнуло в дугу. Люди умирали как мухи. Были годы, когда не хватало рук, чтобы совершить обряд погребения…»
Вполне понятно, что в таких условиях открывались широкие возможности для религиозной деятельности мулл, ишанов и дервишей, дли распространения самых отсталых представлений.
Социалистическая революция изменила жизнь туркмен, киргизов, таджиков — всех народов, живших ранее на окраинах царской России. В национальных республиках создана современная промышленность, имеется широкая сеть средних и высших учебных заведений. Сотни больниц, клиник, санаториев, домов отдыха построены там за годы Советской власти. Созданы национальные театры, музеи, многие десятки различных культурно-просветительных учреждений. «За годы существования Союза объем промышленной продукции Казахстана вырос в 600 раз, Таджикской ССР — более чем в 500, Киргизской — более чем в 400, Узбекской — почти в 240, Туркменской — более чем в 130 раз. В 120 раз увеличился валовой сбор хлопка в Узбекистане, в 90 раз — в Туркмении. Казахстан дает сейчас почти в 30 раз больше зерна, чем в 1922 году.
Не менее разительны итога культурного развития Казахстана и среднеазиатских республик. Практически они достигли уровня стопроцентной грамотности. Почти половина населения каждой из них — это люди с высшим и средним (полным и неполным) образованием* (Л. И. Брежнев.Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 4. М.. 1974, стр. 53).
Если до революции практически не издавались книги на таджикском, туркменском, киргизском языках, то теперь ежегодно на трех этих языках издается более тысячи названий книг общий тиражом свыше 8 миллионов экземпляров. Число врачей на 10 тысяч жителей в республиках Средней Азии почти в три раза превышает число врачей в Индии, Иране, Пакистане и Турции, вместе взятых. А число студентов на 10 тысяч жителей в этих республиках в три раза больше, чем в ФРГ, в два с половиной раза больше, чем в Англии, в пять раз больше, чем в Турции. Цифры достаточно красноречивые. За ними «стоят глубочайшие преобразования в экономике, общественно-политических отношениях, идеологии и культуре, изменившие облик всего нашего общества. Среди них важное место занимают утвердившиеся в жизни новые, социалистические отношения между всеми народами нашей страны» (Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 4, стр. 49). Грамотность населения, общий подъем культуры при неуклонном повышении жизненного уровня создают исключительно благоприятные условия для распространения научно-атеистических знаний. Весьма важную роль играет здесь то обстоятельство, что идеи и принципы марксизма-ленинизма, лежащие в основе научного атеизма, завоевывают сердца широчайших масс трудящихся. Люди с большим доверием относятся к слову партии, к слову ее пропагандистов и агитаторов. И это слово помогает им задуматься над истинным смыслом мусульманской веры, ее ролью в нашей жизни и отказаться от приверженности к бессмысленным и вредным пережиткам прошлого.
Умело сочетать все формы атеистической работы
Религия не сдает своих позиций без сопротивления. В этом отношении ислам ничем не отличается от других религий. Возникший в эпоху феодализма, ислам сумел приспособиться к условиям буржуазного общества, а ныне его приверженцы стремятся сохранить мусульманскую веру и при социализме.
Мы уже говорили, что ислам, как, впрочем, и другие религии, в первую очередь воздействует на людей через сферу быта, через традиции и обычаи. Мусульманское духовенство понимает, что недостаточно внушить людям религиозные представления. Важно закрепить их. Именно в быту закрепляются представления, которые под воздействием религии формируются в сознании людей. Быт влияет на сохранение того комплекса религиозных представлений, который люди воспринимают от своих духовных наставников. Вполне понятно, что в атеистической пропаганде борьба за новый быт, против освященных исламом привычек, обрядов, обычаев и традиций приобретает первостепенное значение.
Мусульманское духовенство не случайно настаивает на соблюдении верующими всех обрядов, праздников, обычаев ислама, пусть даже в их «облегченной», модернизированной форме. Тем самым обеспечивается ежедневное воздействие религии на верующих даже без вмешательства духовных лиц. Если человек пять раз в день совершает молитву, обращается к аллаху, то он неизменно чувствует себя во власти божьей, углубляет свою религиозность. Совершая тот или иной обряд, он опять-таки не может не думать о боге. Вот почему духовенство стремится, чтобы соблюдение предписаний ислама прочно вошло в жизнь людей, а любое нарушение того или иного требования религии вселяло бы в верующих чувство, что нарушен нормальный строй жизни.
Нужно сказать, что мусульманское духовенство всегда претендовало на монополию в сфере быта людей. Служители ислама не только вводили в быт специфически религиозные обряды, но и пытались придать религиозную окраску обычаям, не имевшим ничего общего с религией. В настоящее время, отстаивая мусульманскую обрядность, они подчас выступают под флагом защиты якобы национальных традиций. Вполне понятно, насколько важно в работе по атеистическому воспитанию масс отделить религиозное от нерелигиозного, мусульманское от национального. Здесь, по нашему мнению, следует исходить из положения, высказанного П. Кампарсом и Н. Заковичем в книге «Советская гражданская обрядность». Они пишут: «Решающим является не происхождение того или иного обряда и не его связь с религией, а тот реальный смысл, который видит в нем большинство наших людей, какое содержание вкладывается в данный обряд или обычай в настоящее время, с какими представлениями он связан в сознании людей. Если данный обряд или обычай в нашем представлении не связан с верой в сверхъестественные силы, с религиозной мистикой или с другими чуждыми нам представлениями, если он не противоречит нашим идеологическим и эстетическим принципам, не диссонирует с социалистической действительностью, значит, он для нас приемлем» (П. Кампарс, Н. Закович. Советская гражданская обрядность. М., 1967, стр. 130).
Такие обычаи, как наречение имени новорожденному, сопровождаемое чтением Корана, обрезание, религиозный свадебный обряд (никах), калым, религиозные похороны (джиназа) и т. п., не имеют ничего общего с национальными традициями. Это специфически религиозные обряды. Лишь те, кто заинтересован в сохранении и увековечении религии, наряжают их в национальные одежды.
Обряды и обычаи, санкционированные исламом, освященные им и проникнутые его духом, играют роль некоего барьера между людьми разных вероисповеданий и национальностей. Поэтому разработка, пропаганда и введение новой, советской гражданской обрядности относятся к числу наиболее важных и эффективных средств атеистического воспитания масс.
У каждого народа есть свои праздники, традиции и обычаи. Даже отмечая общегосударственные торжества и праздники в нашей многонациональной стране, каждый народ вносит в них свой колорит, придает им специфическую форму. Это делает их особенно торжественными, запоминающимися. Опыт создания новых, безрелигиозных праздников и обрядов с учетом национальных традиций показывает, что они могут играть большую роль в вытеснении религиозных пережитков из быта людей.
Религиозные обычаи сохраняются в быту по традиции, но с каждым годом советские люди все острее ощущают их несовместимость с нашей действительностью. На одном из пленумов ЦК Компартии Узбекистана было зачитано обращение, в котором мать пятерых детей писала: «Как нам опротивели старинные обряды! Чтобы женить сына, надо дать родителям невесты большой калым — 500 рублей деньгами, 200 кг муки, не менее 80 кг риса, 50 кг фруктов, 2 баранов, 9 комплектов одежды. Зачем такие ненужные затраты средств? Где их взять? Из-за того, что парень не имеет таких средств, он зачастую не может жениться по любви. Мы от имени многих просим местные государственные органы, депутатов, руководителей районов, работников культуры, коммунистов и комсомольцев, живущих в махаллях, помочь избавиться от этого пережитка прошлого, сделать все по-новому, по-культурному» («Правда Востока», 6 июня 1964 г.).
Мы не случайно начали раздел об атеистическом воспитании среди последователей ислама с подчеркивания необходимости преодоления влияния мусульманской обрядности на верующих. Надо иметь в виду, что именно в этой сфере влияние ислама в наши дни наиболее ощутимо. Поэтому очень важно обратить внимание организаций и учреждений, ведущих работу по атеистическому воспитанию масс, на этот ее участок. Надо вытеснять из быта людей религиозные обычаи и традиции путем создания и внедрения новых торжественных, ярких, красивых, идейно и эмоционально насыщенных праздников и обрядов.
Особо следует сказать об атеистическом воспитании среди детей и подростков. Известно, что именно в семье начинает формироваться мировоззрение ребенка. Выборочные исследования среди приверженцев ислама, проведенные в Казани, Ташкенте и других местах, показывают, что наиболее часто дети приобщаются к религии под влиянием родителей.
Конкретно-социологические исследования, проведенные лабораторией социологических исследований Казанского университета и казанским опорным пунктом Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС в городе Казани, предоставили в распоряжение ученых характерные данные, свидетельствующие о влиянии семейного воспитания на воспроизводство религиозности. На вопрос: «По какой причине вы стали верующим?»— 75% опрошенных мужчин ответили, что главную роль сыграло влияние родителей. Точно так же ответили на этот вопрос 80% женщин-мусульманок.
Когда мы выступаем против религиозного воспитания детей в семье, то исходим прежде всего из того, что такое воспитание наносит большой вред подросткам, травмируя их психику, порождая раздвоенность в их сознании. У детей появляются невнимательность, недоверие к тому, чему их учат в школе, возникают нежелание преодолевать трудности в учебе, сомнения в необходимости образования.
Наша школа с помощью общественности должна занять самые непримиримые позиции по отношению к тем, кто отравляет сознание детей и подростков, сделать все возможное, чтобы оградить их от религиозного влияния. Необходимо повысить роль школы в формировании научного материалистического мировоззрения у подрастающего поколения.
При организации научно-атеистической работы среди мусульман следует обратить внимание на ту группу верующих, которые не относятся к фанатикам, а, как сами заявляют, «веруют в душе». Они исполняют далеко не все предписания ислама, в мечеть обычно не ходят, редко молятся, во многих случаях не придерживаются мусульманских обрядов, не знают основ вероучения. Вера в творца — аллаха, идеалистическое представление о мире, об обществе, о назначении человека, религиозно-идеалистическое представление о смерти и бессмертии делают сознание и психику «верующих в душе» расположенными к суевериям, к восприятию разного рода предрассудков. Среди них встречаются и такие, которые поручают другим за известное вознаграждение молиться или поститься за себя. И хотя зачастую они официально не принадлежат к членам мусульманских общин, духовенство понимает, что достаточно малейшего повода, чтобы эти люди оказались в числе активных последователей мусульманской религии, и рассматривают их как своеобразный «резерв».
Атеистическая работа среди этой категории людей достаточно сложна. Их не всегда легко выявить. Иногда ошибочно, без оснований, полагают, что такие люди сами избавляются постепенно от религиозных заблуждений и будто бы им менее всего нужна помощь извне. На самом же деле «верующие в душе» особенно нуждаются во внимании со стороны пропагандистов атеизма, ибо всякое упущение в атеистической работе среди этой категории людей дает возможность мусульманскому духовенству торжествовать победу.
Большое значение в атеистическом воспитании имеет пропаганда научных знаний, достижений нашего народа в области науки, техники, культуры. В последние годы многие мусульмане под влиянием величественных достижений науки отошли от религии. Этот отход часто начинается с сомнений в достоверности поучений Корана, в необходимости соблюдения предписаний шариата. Москвич Шарафутдин М., посетивший Московский дом научного атеизма, рассказал: «В последнее время меня одолевают большие сомнения. Это началось с первых спутников и полета Гагарина. Нас учили, что есть небесная твердь. А как же ракета, летящая в сотнях километров высоты, не стукается об изумрудный шатер неба? Мои сомнения не развеял и мулла. Он сказал, что твердь неба выше. Но ведь ракеты достигли уже и Луны и Венеры, не встретив препятствий».
Сомнения в достоверности религиозных догм и поучений — первый шаг к безверию, а безверие — первый шаг к выработке стойких атеистических убеждений. Вот почему так важно заронить семена сомнения в сердца верующих. Этому могут способствовать и лекции, и индивидуальные беседы пропагандистов атеизма, и иные формы работы с верующими. Верующим, как указывал В. И. Ленин, «необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 26).
Отход от религии — процесс сложный. Он состоит не только из критического отбрасывания религиозной веры, освобождения от религиозных догм. Вера в аллаха, вера в необходимость исполнения мусульманских предписаний, моральных норм должна уступить место научно-материалистическому пониманию мира, уверенности в осуществлении наших коммунистических идеалов. «Человеку,— говорил В. И. Ленин,— нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный…» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 56).
Советский человек должен чувствовать себя частью общественного организма, ощущать свои связи с коллективом как необходимые и естественные. Надо, чтобы каждый уверовал в могущество принципа коллективизма и товарищеской взаимопомощи, дорожил девизом «все за одного, один за всех». Для этого следует вовлекать верующих в активную производственную деятельность и общественную жизнь. «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно,— говорил известный советский педагог и воспитатель юношества А. С. Макаренко,— но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата» (А. С. Макаренко. О коммунистическом воспитании. М., 1936, стр. 223).
Нельзя по-настоящему проникнуться коммунистическими идеалами без активного участия в коммунистическом строительстве. Именно поэтому с такой настоятельной необходимостью встает вопрос о вовлечении широких масс в работу по осуществлению величественных планов, начертанных перед нашим народом Коммунистической партией.
Преодоление пережитков ислама — процесс длительный и требует гармонического сочетания всего комплекса атеистических мероприятий. Мусульманские проповедники говорят, будто ислам — вечная, немеркнущая религия. Исторический опыт народов многих республик СССР, ранее сплошь исповедовавших ислам, а также изменения, происходящие в мусульманских общинах за рубежом в результате научно-технического, культурного и социально-экономического развития, неопровержимо доказывают, что ислам не вечен. Под натиском жизни безвозвратно уходят в прошлое мусульманские представления, традиции и обычаи.