Шаріат – мусульманське право
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Внимание! В тексте содержатся элементы коммунистической пропаганды! Текст 1974 года!
Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Такова точка зрения марксистской науки. Изучение всех правовых документов, написанных в далекие от нас времена и самых новейших, подтверждает эту истину. Разумеется, каждый законодатель всегда стремился выдать свое произведение за образец справедливости, за эталон, пригодный для оценки поступков и действий любого члена общества. В этом отношении и мусульманское право — шариат (Шариат (от арабск. шариа — ясный путь, по которому надлежит следовать) — мусульманское законодательство, включающее нормы, которые регулируют семейно-брачные, гражданские, бытовые и др. взаимоотношения мусульман, а также определяющее условия деятельности духовного суда. Создан в VII—XII вв.) не составляет исключения. Оно претендует не только на роль выразителя интересов и воли всех членов общества, но и выступает в качестве свода божественных установлений, вечных и абсолютных. Естественно, что мусульманское право, сложившееся в феодальную эпоху, было призвано защищать интересы имущих, господствующих классов. В этом убеждает нас Коран, сунна и другие «священные» книги, на которых основывается мусульманское право.
В нашей стране в связи с отделением церкви от государства правовые установления ислама не применяются. Законы и предписания шариата считаются потерявшими силу. Во всех республиках СССР, где распространен ислам, в 1927 г. шариатское судопроизводство было окончательно упразднено. Однако применение шариата в течение многих столетий оставило глубокие следы в сознании и быту части населения тех районов, где ислам был господствующей религией. И поэтому ныне мы еще нередко сталкиваемся с влиянием шариата в сфере быта и взаимоотношений людей.
С развитием капиталистических отношений в так называемых мусульманских странах сфера применения шариата постепенно сужается и в социально-экономической области он действует в основном как пережиток. Однако в религиозно-обрядовой стороне жизни и семейно-брачных отношениях мусульманское право сохраняет еще свои позиции.
В настоящее время ряд государств Азии и Африки в той или иной мере применяет мусульманское право. Верность принципам ислама, о которой говорится в конституциях Ирана, Ирака, Пакистана, Сирии, АРЕ, Туниса, Марокко, Мавритании, Судана, Сомали и некоторых других стран, позволяет судьям руководствоваться нормами мусульманского права наряду с гражданскими и уголовными кодексами, выработанными законодательными органами государства. В частности, например, гражданские кодексы Сирии и Ирака предлагают судьям восполнять пробелы в законодательстве в соответствии с рекомендациями шариата. В ряде государств и княжеств Аравии шариат и поныне имеет полную силу.
Источники мусульманского права
У мусульман Коран является главным источником не только вероучения, но и права. Как уже было сказано, в Коране содержится много предписаний, которым верующие должны следовать в жизни. Однако предписания Корана даже в первоначальной исламской общине не могли охватить в полной мере все сферы жизни. Поэтому в дополнение к Корану применялись некоторые древние обычаи, а также предписания мусульманского предания — сунны. Как известно, в ходе завоеваний новых территорий арабы столкнулись с народами, более развитыми в социальном и экономическом отношениях. Эти отношения нельзя было регулировать на основе имевшихся у мусульман правовых норм. Возникла необходимость выработки новых положений. Естественно, что они освящались авторитетом Мухаммеда. На многие вопросы, возникавшие при решении гражданских и уголовных дел, ответ «находили», обращаясь к жизни и деяниям пророка Мухаммеда. «Так поступал пророк» — этих слов было достаточно, чтобы, подчас весьма произвольно, решить тот или иной спорный вопрос. Многие богословы и мусульманские юристы специально занимались собиранием и изучением преданий, о жизни пророка, о его поучениях и поступках, а часто и сами их придумывали. Разумеется, все это делалось во имя упрочения ислама и расширения его влияния.
Исследования ученых показали, что подавляющая часть этих преданий, или хадисов, является вымышленной. Причем фабрикация хадисов имела целью не только правовое регулирование гражданских и уголовных дел. Как отмечает И. Петрушевский, «в обществе, где религиозная община и государство, религия и политика постоянно смешивались и где социально-политические движения проходили под идеологической оболочкой религиозных течений или сект, политические интересы также вызывали фабрикацию хадисов. В борьбе религиозно-политических группировок за власть каждая сторона (например, сторонники Алидов, Омейядов и Аббасидов) старались подкрепить свою позицию словами, будто бы сказанными в свое время самим пророком» (И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в XII—XV веках, стр. 130—131).
Следует заметить, что и ныне для подкрепления своего мнения некоторые муллы, ишаны, кадии, особенно из числа так называемых бродячих, нередко прибегают к помощи импровизируемых ими хадисов.
Хадис обычно состоит из двух частей: иснада, т е. опоры, куда входит перечисление тех, кто передал содержание хадиса, и самого содержания. Перечисление имен начинается с имени последнего по времени «передатчика» хадиса и доводится до современника пророка, «очевидца» его «славных деяний».
Третьим источником мусульманского права является иджма, т. е. совокупное мнение авторитетных богословов-юристов (факихов). Этот источник применялся в том случае, когда ни Коран, ни хадисы (сунна) не давали ответа на возникший вопрос. Знатоки ислама и законоведы руководствовались в таких случаях «интересами мусульманской общины» в соответствии с указанием Корана о «прямом пути», известном последователям «посланника» аллаха.
Разбирая юридические казусы, мусульманские судьи нередко прибегали и к методу решения по аналогии. Получивший название «кияс» (сопоставление, сравнение, аналогия), этот метод стал четвертым источником мусульманского права.
Метод аналогии, конечно, весьма ненадежен при решении юридических вопросов, ибо он позволяет произвольно делать любое заключение по тому или иному делу. Например, решая вопрос о том, может ли девушка, не достигшая брачного возраста, вступить в брак, факихи нередко проводили аналогию с пророком Мухаммедом, который взял в жены девятилетнюю девочку. И этого было достаточно, чтобы оправдать брак с несовершеннолетней.
Таким образом, мусульманские законники могли решать вопросы, подлежащие их рассмотрению, по сути дела, как им заблагорассудится.
Мусульманские школы права
Разногласия по вопросу об оценке и применении источников права привели к образованию нескольких школ или толков — мазхабов (слово «мазхаб» означает «толк», «образ действия», «путь»). В рамках суннитского ислама с VIII по IX в. возникло около десятка таких школ. До настоящего времени сохранили влияние четыре из них: ханифитская, основанная имамом Абу Ханифа (ум. в 767 г.), школа маликитов, основанная имамом Маликом (ум. в 795 г.), шафиитская, основанная имамом Мухаммедом аш-Шафии (ум. в 820 г.), и школа, основанная имамом Ибн-Ханбалом (ум. в 855 г.). По имени основателей этих школ шариата последователи их соответственно называются ханифитами, маликитами, шафиитами и ханбали-тами.
Приверженцами ханифитского толка является значительная часть (более трети) всех мусульман-суннитов в мире, проживающих в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции, АРЕ. К ним принадлежат в основном (исключение составляют немногочисленные шафииты в Дагестане) и мусульмане нашей страны. Влияние маликитской школы права охватывает население Северной и Западной Африки, а также Судана. Шафиитский толк господствует в Сирии, Индонезии, на восточном побережье Африки, имеет распространение и в Пакистане. Ханбалитская школа, известная особой жестокостью применяемых наказаний, преобладает в Аравии. Несмотря на расхождения и споры по частным вопросам (например, о мере наказания), основные принципы правоведения у всех этих толков одинаковы. Все четыре мазхаба считаются у суннитов равноправными.
Классовая природа шариата
Шариат — свод феодально-мусульманского права. Он содержит нормы права, выражающие интересы собственников. Так, он узаконил имущественное и личное неравенство людей, право частной собственности и даже санкционировал рабство. Недалеко от г. Мекки в Саудовской Аравии есть местность, называемая «долиной рабов». До сих пор еще, как сообщает орган Фронта освобождения княжеств федерации Южной Аравии, там, несмотря на отмену рабства, происходят сделки по купле-продаже невольников и невольниц. Полиция и власти «священного» города смотрят на это сквозь пальцы, ведь Коран и шариат не отменены…
Правовые нормы шариата, окончательно сложившиеся в XI—XII вв., были призваны защищать существующий строй, привилегии и интересы крупных землевладельцев, богатых купцов, чиновников, а также видных представителей мусульманского духовенства. Угнетенные же сословия — рабы, крестьяне, мелкие ремесленники, разорившиеся бедуины — не могли рассчитывать на справедливость. Уплата налогов, податей, взимание пошлин и арендной платы производились жесточайшими методами. Не случайно финансовое ведомство халифатского государства было названо К. Марксом ведомством по ограблению народа. За пользование государственной землей у крестьянина зачастую отбирали половину урожая, а чтобы он не мог уклониться от уплаты, ему на шею вешали свинцовую бирку с указанием его местожительства. На «законном» основании взимались с крестьян непосильные поборы даже в неурожайные годы, и нередко это приводило к тому, что люди оказывались нищими, вынуждены были продавать детей в рабство.
Шариат разрабатывался на основе Корана. А Коран, как уже было сказано, оправдывал именем бога классовое расслоение общества, преимущественные права власть имущих, существование частной собственности. Он не ставил никаких ограничений рабству, безудержному накоплению богатств, разве только порой взывал к совести богачей. Рабовладельцам, например, советовал «проявлять доброту» к рабам. В Коране мы находим и такие поучения: «А кто богат, пусть будет воздержан; а кто беден, пусть ест с достоинством» (4, 6), т. е. не завидует богатым.
Коран не только провозгласил святость частной собственности, но и определил суровое наказание за покушение на нее. Именно на предписании Корана и основаны законы шариата, касающиеся покушения на частную собственность. Если, например, даже доведенный до отчаяния, буквально до грани голодной смерти человек совершит кражу, то по этим суровым законам ему без всякого снисхождения отсекали руку. И это не только в прошлом. Подобные законы сохраняются кое-где и в наши дни. Предоставим слово очевидцу, побывавшему в Аравии несколько лет назад:
«…Внезапно на площади появился полицейский офицер, рядом с которым шел маленький человек в черной одежде; он непрерывно дрожал. За ним по пятам шли двое солдат. Человек этот был осужден за воровство, а за воровство в Саудовской Аравии карают в точном соответствии с буквой Корана, который предусматривает только одну меру наказания: вору отсекают правую руку…
…Почти парализованные ужасом, мы увидели, как человека в черной одежде заставили стать на колени, после чего обвязали палец на правой руке толстой веревкой. Потом один из солдат резко потянул за веревку… второй не давал осужденному подняться. Наконец к ним подошел палач с острым ножом, который был ненамного больше обычного столового ножа, но с очень широким лезвием. Руку осужденного палач не отсек, а скорее отпилил своим ножом.
Я не знаю, сколько минут или часов продолжалась эта чудовищная экзекуция. Я потерял всякое представление о времени. Мне казалось, что стоны и крики несчастного оглашают площадь уже целую вечность, а когда эта вечность кончилась, на веревке, которую держал солдат, болталась кисть человеческой руки. Потом эту кисть повесили на высокий столб, дабы другим неповадно было, и она провисела так несколько часов…
Как только осужденному отпилили руку, культю опустили в кипящее масло, после чего он был отправлен в больницу. Но, как мне объяснили потом, и кипящее масло, и больница фигурируют после казни лишь в «цивилизованных» городах. В городах, расположенных внутри страны, осужденных после казни предоставляют самим себе, и многие умирают от сильной потери крови» (Йорген Бич. За аравийской чадрой, стр. 131—132).
Как можно совместить подобную жестокость с утверждениями о милосердии к ближнему, своему брату мусульманину, которое провозглашено в некоторых сурах Корана?
Интересам господствующих классов служила характерная черта мусульманского права — его казуистичность. Существовали разнообразные уловки и хитрости для обхода шариатских запрещений и предписаний, так называемые хийал. Прибегая к ним, судьи принимали во внимание скорее внешние обстоятельства, факты, чем мотивы и причины поступков. В результате они, когда это было нужно, находили пути для того, чтобы обойти предписания шариата, не нарушая его законов. «Вся суть хийал—этих юридических уловок,— пишет французский правовед Раймонд Шарль,— полностью соответствующих букве шариата,— может быть определена как применение законных средств для достижения незаконных целен. Дело заключается в том, чтобы изменить предначертанные правила, не оскорбив при этом аллаха» (Р. Шарль. Мусульманское право. М., 1959, стр. 31) (курсив мой.— Р. М.). Отсутствие строгой квалификации и систематизации мусульманского права, его архаичность, почти полное отсутствие процессуального права (Мусульманское право не предусматривает ни предварительного следствия, ни тщательного судебного разбирательства) давали широкий простор мусульманским судьям— кадиям, шейхам, муллам и ишанам для защиты своих интересов, а также интересов тех, кому Они служили, т. е. господствующих классов.
Шариат прежде и теперь
Известный буржуазный исламовед Снук-Хюргронье сказал, что мусульманское право «почило в состоянии полного покоя, который навевает мысли о кладбище» (См. Рене Давид. Основные правовые системы современности. М., 1967, стр. 397). Для такого вывода у него были определенные основания. Но вместе с тем не следует игнорировать тот факт, что мусульманское право и по сей день не только существует, но и применяется. Оно без особых затруднений приспособилось к буржуазному обществу. Ведь, в конце концов, в отличие от феодализма, капитализм является лишь новой формой эксплуатации. Поэтому не составляло большого труда перевести на другой язык принципы мусульманского права, сложившиеся при феодализме. Во многих странах шариат вполне ужился с государственным правом.
В гораздо более сложном положении оказался шариат в социалистическом обществе. Вполне понятно, что ни в какой своей форме он не приемлем в нашей стране. Все его нормы, весь его дух противоречат социалистическому праву. Там, где речь идет о применении законов шариата, мы имеем дело с нарушением социалистической законности. Вот почему в нашей стране шариат безоговорочно отменен.
Однако несмотря на это, порой нет-нет да и случается, что шариат напоминает о себе. Под его влиянием нередко нарушаются советские законы о браке и семье, о наследовании и разделе имущества, совершаются посягательства на гражданские права и свободы женщин.
Так, некоторые молодые люди в силу традиций или, что бывает чаще, под давлением религиозных родственников считают необходимым после регистрации брака в загсе совершить обряд религиозного бракосочетания — никах. Бывают и случаи выдачи замуж несовершеннолетних, можно встретить и многоженство. Причем оправдывается все это шариатом.
Правонарушения, причиной которых является следование шариату и приверженность «узаконенным» им обычаям, наносят ущерб интересам нашего общества. Поэтому советская общественность решительно выступает против этого пережитка прошлого.
А как относится к шариату мусульманское духовенство? Во время публичных проповедей муллы говорят о необходимости соблюдения советских законов, о справедливости их. Они чаще всего просто умалчивают о мусульманском праве, но на практике пытаются совместить его с советским государственным правом.
Из уст мусульманских проповедников в нашей стране нередко можно услышать и такие утверждения: «Надо исполнять те указания шариата, которые не противоречат советским законам». Но это заведомый обман людей, ибо нельзя совместить несовместимое.
Борясь с нарушениями советской законности, происходящими на почве шариата, общественность часто сталкивается с деятельностью неофициальных духовных лиц, или, как их иногда называют в народе, бродячих, т. е. кочующих с места на место в поисках паствы, мулл и ишанов. За определенное вознаграждение они оформляют браки, производят разводы, санкционируют вступление в брак несовершеннолетних, прикрываясь хадисом «Жените своих детей, когда они молоды» или примером пророка, который женился на девятилетней Айше.
«Все браки,— пишет советский исламовед М. В. Вагабов,— заключенные с лицами, не достигшими брачного возраста, оформляются духовными лицами по шариату с нарушением советского законодательства о браке и семье. Не бывает ни одного случая заключения браков между лицами, не достигшими брачного возраста, без оформления его по шариату. Шариатский брак и здесь выступает как один из социальных факторов, порождающих противозаконные аморальные браки несовершеннолетних лиц в нашем обществе» (М. В. Вагабов. Ислам и женщина. М., 1968, стр. 138).
«Мы осуждаем практику мулл и других духовных лиц, действующих без нашего ведома»,— заявляют представители мусульманских духовных управлений, отмежевываясь от не в меру твердолобых блюстителей шариата. Однако трудно ожидать последовательности в действиях официальных представителей мусульманского духовенства, поскольку они сами фактически не отказываются от признания шариата. Путем отказа от его наиболее одиозных установлений и при посредстве модернистских ухищрений они хотели бы спасти его и «примирить» с нормами советского социалистического права. Нет недостатка и в попытках представить шариат в качестве некоего дополнения к моральному кодексу строителей коммунизма.