Течії та секти у ісламі
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Внимание! В тексте содержатся элементы коммунистической пропаганды! Текст 1974 года!
Как и все другие религии, ислам не избежал дробления на многие течения. Социально-экономические и политические причины — различный уровень культуры народов, принявших мусульманство, неутихающая классовая борьба в странах, где получил распространение ислам,— обусловили возникновение раскола среди приверженцев новой религии уже в начальный период ее становления.
Нынешним мусульманам представляется, будто разногласия среди приверженцев ислама обусловлены чисто религиозными причинами. Однако это не так. В действительности основной причиной раскола в исламе по прошествии всего лишь нескольких десятилетий после его оформления в самостоятельную религию была борьба за власть. За тридцать лет правления первых четырех «праведных», как их называет мусульманская религиозная традиция, халифов произошло множество кровавых событий, причинивших страдания и самим мусульманам, и другим народам в результате объявленной халифами «священной войны» — джихада. Не повезло и самим халифам. Из четырех только один Абу-Бекр (632—634 гг.) избежал насильственной смерти. В такой обстановке складывались в исламе два основных течения, претендовавшие на роль «истинной» веры,— суннизм и шиизм.
Суннизм и шиизм
Суннизм является «ортодоксальным» направлением в исламе. Он имеет наибольшее число приверженцев. Сунниты (от арабск. сунна — образ действия, поведение. В исламе сунна — «священное» предание, совокупность рассказов — хадисов о поступках Мухаммеда и о его изречениях) признавали источником веры наряду с Кораном сунну, а исключительное право на верховную власть (также опираясь на сунну) приписывали только династии Омейядов. Правда, впоследствии они сделали уступку и для династии Аббасидов.
Суннизм был официальным течением в исламе периода арабского халифата. Впоследствии он утвердился в Средней Азии, Поволжье, Сибири, на Урале, частично в Закавказье, в Малой Азии, Египте и Северной Африке. Большинство мусульман, проживающих в СССР и в других странах, придерживается суннитского направления.
Начало шиизму (от слов «шиат Али» — партия Али) положила группа сторонников Али — двоюродного брата Мухаммеда, мужа его дочери Фатимы. Они добивались избрания Али халифом. К ним присоединились те, кто был недоволен правлением Османа. Среди сторонников Али были люди, принадлежавшие к разным социальным слоям, надеявшиеся на получение каких-либо выгод для себя от нового халифа. Поддержанный своими сторонниками, Али в 656 г. получил власть из рук убийц халифа Османа, который происходил из рода Омейя племени курейш. Курейшитскаяаристократия не пожелала признать власть нового халифа. Она выдвинула против Али обвинение в соучастии в убийстве Османа. Защищая привилегии Али на власть, его сторонники выдвинули принцип наследственности верховной власти. Но в борьбу вступил поддержанный курейшитскимиаристократами наместник халифа в Сирии Муавия. Происшедший в ходе этой борьбы раскол среди самих сторонников Али ослабил его позиции. Вскоре он был зарублен саблей при выходе из мечети в Куфе (Ирак) одним из своих противников.
Борьба преемников Мухаммеда за власть в халифате сама по себе не привела бы к возникновению шиитского направления в исламе. Но государство, раскинувшееся на громадной территории, находилось в обстановке ожесточенной классовой и политической борьбы. Социальное неравенство, национальный и религиозный гнет вызывали протест со стороны народных масс. Против власти халифов, бесчинств завоевателей не раз поднималось страдавшее от притеснений население покоренных областей, в частности Ирака и Ирана. Этот протест нашел свое выражение в религиозномсектангстве. И именно как идеологическое выражение социального протеста шиизм оформился в особое течение в исламе, противостоящее официальному течению — суннизму. Шиизм получил распространение в Иране и Ираке.
Шииты считают, что все суннитские халифы были правителями, незаконно захватившими власть. Законными правителями как в духовной, так и в светской жизни должны быть потомки Али. По представлению шиитов, Али был первым имамом, руководителем шиитской общины. Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый по счету законный, по их учению, имам Хусейн, родился в 873 г., впоследствии таинственно исчез. Шииты верят, что он должен появиться в роли спасителя, когда пробьет час. Пришествие его по воле аллаха обеспечит торжество шиизма во всем мире, наступит золотой век, век социального равенства и справедливости.
Догмат об «исчезнувшем имаме» и его грядущем пришествии в качестве «спасителя» имеет важный социальный смысл. Верующие должны уповать на «спасителя», терпеливо ожидая его пришествия, не помышляя о том, чтобы самим изменить несправедливые социальные порядки, освободиться от гнета эксплуататоров. Терпение и еще раз терпение — вот что требуется от правоверных шиитов.
Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, посланничество Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность. Но их толкование некоторых принципов ислама несколько отличается от принятого у суннитов. Например, в Коране шиитскими богословами была добавлена еще одна сура, под названием «Два светила». Под двумя светилами подразумеваются Мухаммед и Али. Наряду с хаджем (паломничеством) в Мекку и Медину шииты совершают паломничество и в другие «священные» города (например, Кербела с гробницей Хусейна, Неджеф с гробницей Али), связанные с именами почитаемых ими святых. Шииты верят в возможность переселения душ, их идеологи учат, будто в телах имамов обитала пророческая душа Мухаммеда. Стремясь возвеличить имама Али, шииты приписывают аллаху слова, с которыми тот якобы обратился к пророку Мухаммеду: «Если бы не было тебя, я не создал бы мира, но если бы не было Али, я не создал бы и тебя».
В отличие от суннитов, шииты признают только те хадисы, т. е. входящие в сунну повествования о Мухаммеде и его изречения, которые так или иначе связаны с именем Али. Кроме того, у них есть свое предание — хабары (мн. ахбар). Наличие двух направлений в исламе нередко использовалось для разжигания национальной вражды и феодальных войн. Шиитско-суннитская рознь являлась препятствием для национального единения народов Востока. В годы Великой Октябрьской социалистической революции ее старались использовать враги Советской власти, чтобы посеять раздоры между трудящимися и тем ослабить их классовую солидарность.
Мусульманское сектантство
Сектантское движение зародилось в исламе на заре существования этой религии. В эпоху господства религиозной идеологии социальные интересы различных слоев населения преломляются через призму религиозных представлений. Это особенно отчетливо проявляется в периоды, когда гнет господствующих классов становится невыносимым, а господствующая церковь, освящающая устои несправедливого социального строя, предстает в глазах верующих как откровенная защитница эксплуататорских классов. И сектантское движение в исламе возникло на базе социальной борьбы и активизировалось в годы острых социальных потрясений и кризисов.
Религиозное сектантство в исламе было вызвано к жизни социальными противоречиями среди его последователей. Уже первое значительное сектантское движение — движение хариджитов, возникшее в I в. мусульманской эры, преследовало вначале чисто политические и социальные цели. Наибольшую активность в нем проявляли крестьяне, беднейшие бедуины, городские ремесленники и рабы. Хариджитов поддерживали не только мусульмане, но и беднота, исповедовавшая другие религии. Не было буквально ни одного халифа из династии Омейядов, которому не пришлось бы воевать с вооруженными отрядами хариджитов. Территории Ирака, Ирана и Аравии не раз становились ареной ожесточенных сражений.
Следует отметить, что и в других сектантских движениях наиболее активными элементами были угнетенные массы трудящихся, стремившиеся освободиться от жестокого феодального гнета и эксплуатации. Однако религиозная форма социально-политических движений средневековья была одним из факторов, обрекавших их на неудачу. «Одной из основных причин конечной неудачи сектантских движений, рядовые участники которых стремились установить на земле царство правды и справедливости,— писал советский исламовед Е. А. Беляев,— следует признать религиозную форму этих движений» (В. А. Беляев. Мусульманское сектантство. М., 1957, стр. 1).
Большинство сект, вызванных к жизни социальным протестом масс, постепенно превратилось в прислужниц правящих классов. Такова судьба всех выступлений, которые не могут выйти за рамки религии. Сектантские движения не помогают людям освободиться от гнета, а, напротив, увековечивают социальный гнет, заставляя верующих смиряться со своим положением.
В качестве примера можно обратиться к одной из крупнейших сект шиитского направления — секте исмаилитов, возникшей во второй половине VIII в. Последователи этой секты в настоящее время живут в Индии, Пакистане, Иране, в Восточной Африке и Аравии. Приверженцы одного из течений исмаилитизма имеются на Памире, в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР. Центр этого ответвления в исламе находится в Индии, в Пуне, близ Бомбея, где расположена резиденция «живого бога» исмаилитов Ага-хана IV. Вероучение исмаилитов, особенности организации и культа секты, догматические основы не оставляют сомнений относительно того, в чьих интересах действует эта секта.
По учению идеологов секты, бог не имеет доступных восприятию качеств. Он является людям в образе некоего мирового разума, породившего «мировую душу», которая, в свою очередь, породила первичную пассивную материю, принимающую разнообразные формы благодаря разуму. Душа постоянно стремится к познанию, с тем чтобы возвыситься до природы разума. Она обладает свойством переселяться и перевоплощаться. Цель человека на земле — достичь света разума, понять «божественную истину».
Человеческая душа, как часть «мировой души», способна воспринимать «божественную истину», но прежде она должна перебывать поочередно в телах многих людей, живших в разное время. Достигшая «божественной истины», умудренная ею, душа попадает в рай. Ад же есть состояние невежества, поэтому пребывание в аду бывает только временным. Смысл переселения душ заключается в том, что каждая душа возвращается на землю и остается там, пока имам не просветит ее. Души порочных людей переселяются первоначально в животных. Душа имама, по учению исмаилитов, отличается от души простого смертного тем, что в ней воплощается «мировая душа».
Имамы, по верованиям исмаилитов, посланы людям, чтобы руководить их духовной жизнью. Люди пытаются понять их поступки, соотнося со своими, т. е. простыми человеческими. Еще более, чем имамы, почитаются исмаилитами пророки. Верующие считают их спасителями, посланными аллахом на землю, чтобы возвещать людям его волю. Учение об имамах и пророках, о воплощении души имеет прямое назначение — укрепить реальный, земной авторитет руководства секты, освятить его именем аллаха, а рядовых верующих полностью подчинить влиянию тех, на кого якобы пал выбор всевышнего.
Исмаилнты создали довольно крепкую организацию. Они имеют свои школы, которых только в Восточной Африке насчитывается более сотни, молодежные и женские организации, свои издательства, выпускают газеты, журналы. Их разветвленный пропагандистский аппарат помогает оказывать повседневное влияние на миллионы приверженцев секты.
По словам нынешнего главы исмаилитов имама Ага-хана IV, его последователи живут в 22 странах. Большинство из них крестьяне. Однако главенствующую роль в секте играют торговцы и промышленники. Входящие в общину исмаилитов владельцы и совладельцы капиталистическихпредприятии, как и землевладельцы, занимают высокие посты в сектантской иерархии.
Ага-ханы всегда были связаны с господствующими классами, поддерживали их политику. Реакционной политикой прославился Ага-хан III, или султан Мохаммед-шах (1877—1957 гг.), покоящийся ныне в великолепном мавзолее на высоком берегу Нила у города Асуана. Он стремился укрепить связи с правящими кругами Англии и США, защищал интересы империалистических держав в странах Азии и Африки, делал попытки сколотить блок «мусульманских» стран для борьбы против «международного коммунизма».
Его преемник шах Карим аль-Хусейнн — Ага-хан IV, который именуется 49-м имамом, заявляет, что стоит вне политики. Он публично выступает с критикой колониализма и расизма, осуждает гонку вооружений, высказывается за самостоятельное экономическое развитие бывших колоний, что, очевидно, рассчитано на приобретение политической популярности в глазах общественности афро-азиатских стран. Однако со старыми связями своего деда Ага-хана III он не порывает.
Суфизм
В разные формы облекалась в прошлом оппозиция несправедливому социальному строю, несправедливым порядкам на земле. Одной из таких форм был мистицизм. Мистические направления возникали и в исламе. Среди них следует выделить суфизм (от слова «суф»— шерсть, грубая шерстяная одежда, в которую облачались дервиши).
Первые суфийские общины возникли в начале IX в. Арабский историк Аль-Кинди писал, что «в 199/815 г. в Александрии выступила партия, именуемая суфийа. которая приказывала делать то, что, по ее мнению, угодно аллаху, и при этом оказывала сопротивление правительству» (Цит. по кн.: Адам Мец. Мусульманский Ренессанс. М., 1973, стр. 235).
Это одно из ранних сообщений о возникновении суфизма указывает на то, что он с первых своих шагов занял оппозиционную линию по отношению к официальным светским и духовным властям. Тяжкая жизнь, отчаянная нужда, лишения и жизненные испытания вынуждали простой люд искать выхода из положения. Суфизм указал им путь, но не к активному протесту против эксплуататорского строя, а к молитве, к аскетическому образу жизни.
Ранним суфиям были присущи богобоязненность, фанатизм, смирение, аскетизм. Они проповедовали «бегство от мира», осуждали богатство, роскошь, чревоугодие и праздную жизнь. Бедность возводилась в культ, она считалась наилучшим состоянием для «спасения души». Однако такого рода пассивный протест нисколько не помог делу освобождения угнетенных от феодальной эксплуатации. Хотя простой народ с почтением относился к нищенствующим аскетам — суфиям, как бы желая подчеркнуть этим свое недовольство официальными представителями религии, служившими сильным мира сего, суфии не стали ни заступниками народа, ни его духовными наставниками.
Ортодоксальное духовенство, относившееся вначале враждебно к суфизму, не преминуло, однако, воспользоваться теми сторонами его учения, которые укрепляли мусульманскую веру. Духовенству, естественно, импонировало рвение суфиев в проповеди безоговорочного упования на аллаха, потому что «верующий в руках аллаха как мертвое тело в руках обмывающего трупы». Если как следует уповать на аллаха, повторяли за суфиями муллы, богатейшие сокровищницы небесного царя откроются для благочестивого. Своим учением о четырех «стоянках»: «уповании», «терпении», «удовлетворении» и «надежде» — мусульманские мистики — суфии способствовали развитию фатализма в исламе.
«При помощи личного примера суфиев и их красноречия,— писал швейцарский востоковед Адам Мец,— отныне каждому мусульманину вдалбливалось, что всякому человеку уготована и предопределена (касам) его земная удача (ризк) или неудача еще задолго до того, как он появился на свет, «что бежать от этого равносильно бегству от смерти: это его неизбежно настигнет», «что, когда кто-либо утром заботится о вечере, ему это вменится в грех», «что невозможно ни силой или хитростью умножить долю, записанную на доске»… И в конце концов, а это важнее всего с точки зрения религии, укрепив и придав ореол святости рабскому упованию на милость аллаха, тому самому упованию, которое проповедовали также и аскеты и ортодоксальная традиция, превратили его в безмятежную радость перед решением аллаха… «так, что несчастье радует человека так же, как и счастье», что «доволен был бы тот, кого аллах водворил бы даже в ад»» (Адам Мец. Мусульманский Ренессанс, стр 243).
Разумеется, нельзя утверждать, что в исламе безоговорочно победила суфийская точка зрения на свободу воли. Ортодоксальный ислам, как уже отмечалось, знает и другие толкования этой проблемы. Но фаталистическое учение суфиев оказало заметное влияние на формирование мусульманского мировоззрения.
В XII в. суфизм был признан ортодоксальным исламом в качестве законной части вероисповедания.
Примирение официального богословия, как суннитского, так и шиитского, с суфизмом способствовало его распространению. Это, в свою очередь, привело к дальнейшему расслоению, размежеванию среди последователей суфизма. Одни, как, например, шейхи суфийских орденов, богатели, другие — странствующие дервиши — оставались, как и прежде, нищенствующими аскетами, среди которых было немало откровенных тунеядцев, циников и шарлатанов. Именно этих последних метко обличают восточные пословицы: «Дервиш тем и рад. что стал богат», «Что на гумне останется, то дервишу достанется», «Неверующий лентяй станет священником, правоверный — дервишем».
Пережитки суфизма сохранились до наших дней. Они сохраняются в виде множества мелких ответвлений когда-то достаточно крупных течений. В этих ответвлениях продолжают существовать самые консервативные атрибуты в суфийских общинах и братствах сохраняются суровые и фанатические приемы воспитания обращенных. Они направлены на то, чтобы внедрить в сознание людей идею, сформулированную еще в средние века шейхом Байазидом аль-Бистами, смысл которой состоит в утверждении, будто в этом «тленном мире» (фани дунья) ничто не имеет ценности, кроме души. Душа необходима для единения с богом. Этого единения добиваются ночными радениями («зикрами») — отбиванием бесчисленных поклонов, изнурительным повторением молитв. Кроме того, для единения с «всевышним» нужно презреть мирские желания, подавить свою волю, желания, потребности. Надо стремиться к освобождению от влияния чувственных восприятий внешнего мира путем внутреннего созерцания. Только так можно достигнуть состояния экстаза, которое и считается «слиянием с божеством».
В настоящее время наблюдается сближение так называемых бродячих, или внемечетских, мулл и главарей суфизма. Бродячие муллы тянутся к суфизму, видя в нем единственную опору консервативных обычаев и традиций в исламе. Вместе с суфиями они пытаются возродить уходяшие в прошлое обычаи, преградить дорогу новому.
Ревнители ортодоксального ислама хотели бы отмежеваться от такого порождения этой религии, как суфизм, который не только не нашел поддержки в широких массах, но и Компрометирует «гуманное» учение мусульманского пророка. Еще в 1913 г. в газете «Терек» писалось, что «суфизм выродился из мусульманства и безгранично далеко уклонился от чистых доктрин ислама и ставит… мистическое соединение с богом выше предписаний шариата». При этом автор, поборник «чистоты ислама», отмечает, что указанное «вырождение» суфизма произошло «вопреки Корану, который признает аскетизм… за бесполезную выдумку» (Цит. по кн. «Социология, атеизм, религия». Грозный, 1972; стр. 47).
В настоящее время суфизм переживает глубокий кризис. Он изо дня в день теряет своих последователей, неуклонно идя к упадку.