3 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Коммунистическая партия Советского Союза, Совет­ское государство всегда уделяли большое внимание вопросам охраны природы. С особой остротой этот вопрос был поставлен на XXVI съезде КПСС. В «Основных на­правлениях экономического и социального развития СССР на 19811—1985 годы и на период до 1990 года» указывается на необходимость проведения работ по охране и рекульти­вации почв, комплексному использованию полезных иско­паемых, охраны и рационального использования водных ресурсов, растительного покрова, разработки мер по пред­отвращению загрязнения окружающей среды и т. д. В ре­шениях съезда отражена одна из важнейших проблем XX в.— проблема взаимоотношения человека и природы. Возникла она давно, но именно в наш век приняла острей­ший характер и широкие масштабы. В чем же она заклю­чается и каковы причины ее возникновения и обострения? Человеку необходим воздух, чтобы дышать, вода и пи­ща, чтобы утолять жажду и голод, жилище и многое дру­гое. Все это он находит в природе в уже готовом к исполь­зованию виде или должен сначала перерабатывать природ­ные материалы, чтобы получить необходимый продукт.

На заре истории человечества потребности людей были немногочисленными и ограничивались в основном необхо­димостью утолить голод и жажду и иметь примитивное жилье и одежду. Эти потребности удовлетворялись за счет использования биологических ресурсов.

По мере развития общества запросы людей становились более разносторонними, возрастала численность населе­ния; возникла и быстро развивалась промышленность. Со­ответственно постепенно расширился и круг используемых природных ресурсов: разнообразнейшие полезные иско­паемые, почвы и т. д., резко возросла интенсивность экс­плуатации биологических ресурсов.

С установлением господства капиталистического спосо­ба производства использование всех видов ресурсов приня­ло огромный размах. Так, почти полностью были распаха­ны прерии Северной Америки и степи Евразии, выруба­лись леса на огромных площадях, вылавливались ценные виды промысловых наземных и морских животных. При­чем это носило характер безудержного хищнического растранжиривания природных богатств, что с особенной отчетливостью проявилось в использовании животных. До­статочно сказать, что один из видов животных — стелле­рова, или морская, корова — был уничтожен буквально на глазах одного поколения людей. Морскую корову впервые описал в 1741 г. у Командорских островов член экспеди­ции В. Беринга Георг Стеллер. Это были огромные мор­ские животные, достигавшие массы 3,5 т. Морские коровы питались исключительно водорослями и поэтому постоян­но держались у берега. Русские промышленники, которые вскоре после открытия хлынули в эти края, охотились на этих животных ради их вкусного мяса. Началось настоя­щее истребление животных, которое закончилось тем, что уже в 1768 г., т. е. спустя всего 27 лет после того, как вид стал известен науке, был уничтожен последний экземпляр. Сейчас о внешнем облике этого животного мы можем су­дить только по рисункам, сделанным еще рукой его перво­открывателя — Георга Стеллера.

Аналогичный подход господствовал во всех сферах взаимоотношений общества с природой: человек выступал по отношению к природе как неразумный потребитель, видел в ней только объект безудержной эксплуатации.

Любой живой организм в процессе жизнедеятельности берет из окружающей среды одни вещества и выделяет другие в виде различных отходов. Таким образом осущест­вляется так называемый обмен веществ между организ­мом и средой. Обмен веществ — непременное условие су­ществования всех без исключения живых организмов. Это также обязательное условие жизнедеятельности каж­дого человека и общества в целом.

Обмен веществ общество — среда заключается в изъя­тии из нее человеком различных природных ресурсов и выделении в окружающую же среду отходов, получивших­ся в результате его хозяйственной деятельности, а также продуктов жизнедеятельности самих людей. Все эти отхо­ды сбрасываются в реки, моря, атмосферу, на поверхность почвы. В подавляющем большинстве случаев они являют­ся ядовитыми. Первоначально, когда человечество было относительно малочисленным, а промышленность находи­лась в зачаточном состоянии, деятельность людей замет­ным образом не влияла на природные процессы: чаще все­го урон, наносимый природе, успевал нейтрализоваться естественным путем. По мере роста технической воору­женности человечества рос и масштаб его воздействия на природу, защитные силы природы «работали» на пределе своих возможностей, однако в целом еще она справлялась с возросшей нагрузкой.

Научно-техническая революция XX в. колоссально уве­личила могущество человека и привела к резкому усиле­нию влияния на природу. Его деятельность приняла гло­бальные масштабы и по мощности сравнялась с некото­рыми природными процессами. Например, подсчитано, что сейчас при обработке почвы сельскохозяйственными ору­диями ежегодно перемещается объем почвы, который в три раза превышает объем вулканических выбросов за тот же период. В то же время появились заметные при­знаки ухудшения окружающей среды: обмелели многие прежде полноводные реки, исчезли с лица Земли некото­рые виды животных и растений, в пустынях пришли в движение пески, в степных районах стали очень часто возникать почти неизвестные ранее пыльные бури и, по некоторым данным, в отдельных районах Земли нарушил­ся ход метеорологических процессов.

Исследования ученых показали, что все это результат бесхозяйственного отношения к природе. Живая оболочка Земли — биосфера включает населенные организмами час­ти других ее оболочек: литосферы, атмосферы и гидросфе­ры. В целом все компоненты, составляющие биосферу, находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимообусловлены. Любое достаточно сильное воздействие, изменяющее со­стояние одного из его компонентов, непременно приводит к изменению и других. С этой точки зрения стало ясно, что причина неблагоприятных изменений окружающей среды заключается в одностороннем подходе к ней, в игнориро­вании ее закономерностей. Например, сплошная распашка степей и прерий явилась причиной широкого развития ветровой эрозии почв и возникновения пыльных бурь. На повестку дня встал вопрос о рациональном использо­вании природных ресурсов и их охране. Потребовалось научиться предсказывать (прогнозировать) последствия хозяйственной деятельности. Зная, например, что строи­тельство крупного водохранилища в данном районе при­ведет к заболачиванию больших территорий, закроет до­ступ к нерестилищам ценным породам рыб, вызовет обме­ление водоема, куда впадает река, на которой предполагается строительство; словом, зная, что осущест­вление проекта принесет природе большой ущерб, можно или совсем отказаться от него, или выбрать более подходя­щий с этой точки зрения вариант.

Так было, например, когда был предложен проект пе­регородить реку Обь недалеко от устья плотиной и по­строить гигантскую ГЭС. После тщательного изучения природных условий Западной Сибири и возможных их изменений после завершения строительства ученые при­шли к выводу, что строить ГЭС в этом районе нельзя. Они доказали, что Обское море, которое возникнет здесь, де­вять месяцев в году будет сковано льдом, а это равносиль­но тому, что Северный Ледовитый океан продвинулся бы на сотни километров к югу; так же далеко к югу смести­лась бы и граница тундры. Водохранилище залило бы мил­лионы гектаров лесов и еще миллионы гектаров подтопи­ло, исчезли бы мелководья — места нагула ценных пород рыб — «рыбьи столовые». Таким образом, оказалось, что выгода от гидроэлектростанции не окупила бы ущерба, нанесенного ухудшением природных условий громадной территории. После открытия нефтяных и газовых место­рождений Тюменской области стало ясно, что осуществле­ние проекта сильно затруднило бы также и их эксплуа­тацию. Проект был отклонен.

В нашей стране проблема охраны природы и рацио­нального использования ее ресурсов является задачей общегосударственного значения. Не случайно важность этой задачи была подчеркнута на XXVI съезде КПСС. Охрана природы является обязанностью каждого совет­ского человека. Статья 67 Конституции СССР гласит: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства».

Воспитание у советских людей бережного, хозяйского отношения к природе и к ее богатствам должно сочетаться с повышением общего уровня знаний о биосфере, ее струк­туре и закономерностях, управляющих жизнью. Основ­ная роль в этом отводится школе.

В школьных учебниках биологии и географии даются начальные сведения о взаимоотношениях организмов и среды, человека и природы, а также приводятся данные о географическом распространении некоторых животных и растений. Для желающих более подробно ознакомиться с основами учения о биосфере необходима литература для дополнительного чтения, где более полно были бы изло­жены основы этой науки. Однако литературы, специально написанной для школьников, сейчас издается очень мало. Автор поставил перед собой задачу хотя бы частично вос­полнить существующий пробел и дать учащимся пособие, которое помогло бы им получить более углубленное и си­стематизированное представление об учении о биосфере.