4 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Коммунистическая партия Советского Союза, Совет­ское государство всегда уделяли большое внимание вопросам охраны природы. С особой остротой этот вопрос был поставлен на XXVI съезде КПСС. В «Основных на­правлениях экономического и социального развития СССР на 19811—1985 годы и на период до 1990 года» указывается на необходимость проведения работ по охране и рекульти­вации почв, комплексному использованию полезных иско­паемых, охраны и рационального использования водных ресурсов, растительного покрова, разработки мер по пред­отвращению загрязнения окружающей среды и т. д. В ре­шениях съезда отражена одна из важнейших проблем XX в.— проблема взаимоотношения человека и природы. Возникла она давно, но именно в наш век приняла острей­ший характер и широкие масштабы. В чем же она заклю­чается и каковы причины ее возникновения и обострения? Человеку необходим воздух, чтобы дышать, вода и пи­ща, чтобы утолять жажду и голод, жилище и многое дру­гое. Все это он находит в природе в уже готовом к исполь­зованию виде или должен сначала перерабатывать природ­ные материалы, чтобы получить необходимый продукт.

На заре истории человечества потребности людей были немногочисленными и ограничивались в основном необхо­димостью утолить голод и жажду и иметь примитивное жилье и одежду. Эти потребности удовлетворялись за счет использования биологических ресурсов.

По мере развития общества запросы людей становились более разносторонними, возрастала численность населе­ния; возникла и быстро развивалась промышленность. Со­ответственно постепенно расширился и круг используемых природных ресурсов: разнообразнейшие полезные иско­паемые, почвы и т. д., резко возросла интенсивность экс­плуатации биологических ресурсов.

С установлением господства капиталистического спосо­ба производства использование всех видов ресурсов приня­ло огромный размах. Так, почти полностью были распаха­ны прерии Северной Америки и степи Евразии, выруба­лись леса на огромных площадях, вылавливались ценные виды промысловых наземных и морских животных. При­чем это носило характер безудержного хищнического растранжиривания природных богатств, что с особенной отчетливостью проявилось в использовании животных. До­статочно сказать, что один из видов животных — стелле­рова, или морская, корова — был уничтожен буквально на глазах одного поколения людей. Морскую корову впервые описал в 1741 г. у Командорских островов член экспеди­ции В. Беринга Георг Стеллер. Это были огромные мор­ские животные, достигавшие массы 3,5 т. Морские коровы питались исключительно водорослями и поэтому постоян­но держались у берега. Русские промышленники, которые вскоре после открытия хлынули в эти края, охотились на этих животных ради их вкусного мяса. Началось настоя­щее истребление животных, которое закончилось тем, что уже в 1768 г., т. е. спустя всего 27 лет после того, как вид стал известен науке, был уничтожен последний экземпляр. Сейчас о внешнем облике этого животного мы можем су­дить только по рисункам, сделанным еще рукой его перво­открывателя — Георга Стеллера.

Аналогичный подход господствовал во всех сферах взаимоотношений общества с природой: человек выступал по отношению к природе как неразумный потребитель, видел в ней только объект безудержной эксплуатации.

Любой живой организм в процессе жизнедеятельности берет из окружающей среды одни вещества и выделяет другие в виде различных отходов. Таким образом осущест­вляется так называемый обмен веществ между организ­мом и средой. Обмен веществ — непременное условие су­ществования всех без исключения живых организмов. Это также обязательное условие жизнедеятельности каж­дого человека и общества в целом.

Обмен веществ общество — среда заключается в изъя­тии из нее человеком различных природных ресурсов и выделении в окружающую же среду отходов, получивших­ся в результате его хозяйственной деятельности, а также продуктов жизнедеятельности самих людей. Все эти отхо­ды сбрасываются в реки, моря, атмосферу, на поверхность почвы. В подавляющем большинстве случаев они являют­ся ядовитыми. Первоначально, когда человечество было относительно малочисленным, а промышленность находи­лась в зачаточном состоянии, деятельность людей замет­ным образом не влияла на природные процессы: чаще все­го урон, наносимый природе, успевал нейтрализоваться естественным путем. По мере роста технической воору­женности человечества рос и масштаб его воздействия на природу, защитные силы природы «работали» на пределе своих возможностей, однако в целом еще она справлялась с возросшей нагрузкой.

Научно-техническая революция XX в. колоссально уве­личила могущество человека и привела к резкому усиле­нию влияния на природу. Его деятельность приняла гло­бальные масштабы и по мощности сравнялась с некото­рыми природными процессами. Например, подсчитано, что сейчас при обработке почвы сельскохозяйственными ору­диями ежегодно перемещается объем почвы, который в три раза превышает объем вулканических выбросов за тот же период. В то же время появились заметные при­знаки ухудшения окружающей среды: обмелели многие прежде полноводные реки, исчезли с лица Земли некото­рые виды животных и растений, в пустынях пришли в движение пески, в степных районах стали очень часто возникать почти неизвестные ранее пыльные бури и, по некоторым данным, в отдельных районах Земли нарушил­ся ход метеорологических процессов.

Исследования ученых показали, что все это результат бесхозяйственного отношения к природе. Живая оболочка Земли — биосфера включает населенные организмами час­ти других ее оболочек: литосферы, атмосферы и гидросфе­ры. В целом все компоненты, составляющие биосферу, находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимообусловлены. Любое достаточно сильное воздействие, изменяющее со­стояние одного из его компонентов, непременно приводит к изменению и других. С этой точки зрения стало ясно, что причина неблагоприятных изменений окружающей среды заключается в одностороннем подходе к ней, в игнориро­вании ее закономерностей. Например, сплошная распашка степей и прерий явилась причиной широкого развития ветровой эрозии почв и возникновения пыльных бурь. На повестку дня встал вопрос о рациональном использо­вании природных ресурсов и их охране. Потребовалось научиться предсказывать (прогнозировать) последствия хозяйственной деятельности. Зная, например, что строи­тельство крупного водохранилища в данном районе при­ведет к заболачиванию больших территорий, закроет до­ступ к нерестилищам ценным породам рыб, вызовет обме­ление водоема, куда впадает река, на которой предполагается строительство; словом, зная, что осущест­вление проекта принесет природе большой ущерб, можно или совсем отказаться от него, или выбрать более подходя­щий с этой точки зрения вариант.

Так было, например, когда был предложен проект пе­регородить реку Обь недалеко от устья плотиной и по­строить гигантскую ГЭС. После тщательного изучения природных условий Западной Сибири и возможных их изменений после завершения строительства ученые при­шли к выводу, что строить ГЭС в этом районе нельзя. Они доказали, что Обское море, которое возникнет здесь, де­вять месяцев в году будет сковано льдом, а это равносиль­но тому, что Северный Ледовитый океан продвинулся бы на сотни километров к югу; так же далеко к югу смести­лась бы и граница тундры. Водохранилище залило бы мил­лионы гектаров лесов и еще миллионы гектаров подтопи­ло, исчезли бы мелководья — места нагула ценных пород рыб — «рыбьи столовые». Таким образом, оказалось, что выгода от гидроэлектростанции не окупила бы ущерба, нанесенного ухудшением природных условий громадной территории. После открытия нефтяных и газовых место­рождений Тюменской области стало ясно, что осуществле­ние проекта сильно затруднило бы также и их эксплуа­тацию. Проект был отклонен.

В нашей стране проблема охраны природы и рацио­нального использования ее ресурсов является задачей общегосударственного значения. Не случайно важность этой задачи была подчеркнута на XXVI съезде КПСС. Охрана природы является обязанностью каждого совет­ского человека. Статья 67 Конституции СССР гласит: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства».

Воспитание у советских людей бережного, хозяйского отношения к природе и к ее богатствам должно сочетаться с повышением общего уровня знаний о биосфере, ее струк­туре и закономерностях, управляющих жизнью. Основ­ная роль в этом отводится школе.

В школьных учебниках биологии и географии даются начальные сведения о взаимоотношениях организмов и среды, человека и природы, а также приводятся данные о географическом распространении некоторых животных и растений. Для желающих более подробно ознакомиться с основами учения о биосфере необходима литература для дополнительного чтения, где более полно были бы изло­жены основы этой науки. Однако литературы, специально написанной для школьников, сейчас издается очень мало. Автор поставил перед собой задачу хотя бы частично вос­полнить существующий пробел и дать учащимся пособие, которое помогло бы им получить более углубленное и си­стематизированное представление об учении о биосфере.