Висновки
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Приведенный в работе анализ погребальных памятников VIII— VI вв. до н. э. в бассейне р. Рось позволяет сделать вывод, что истоки погребального обряда, получившего широкое распространение в скифское время, берут начало в памятниках доскифского периода. В предскиф-ское время в Поросье наряду с бескурганными захоронениями с трупо-сожжением известны погребения как в отдельных курганах, так и впущенные в более ранние насыпи. Курганный обряд не является чем-то новым в Днепровском Правобережье. Этот вид погребений наряду с бескурганными могильниками известен в Лесостепном Правобережье и в более раннее время, у племен тшинецко-комаровской, белогрудовской и чернолесской культур, составляющих звенья в единой цепи генетического развития [5, с. 70—75; б, с. 217, 218; 129, с. 42—46]. Позднее он становится основным.
В доскифское время погребения в курганах не составляют отдельных групп, а входят в состав более ранних могильников. Чаще встречаются захоронения в простых ямах, иногда с деревянным накатом сверху. Известны отдельные могилы в деревянном склепе и погребения на уровне древнего горизонта. Преобладают вытянутое положение костяка и западная ориентация. Известны и трупосожжения. Инвентарь представлен керамикой, характерной для чернолесской культуры или раннего жаботинского этапа. Некоторые сосуды близки найденным в погребениях Нижнего Днепра и Молдавии. Вместе с тем в составе материальной культуры появляются предметы, чуждые местному населению, но характерные для кочевников юго-восточной Европы, Кавказа и юго-запада. Появление их не только свидетельствует о связях населения Поросья с соседними и более отдаленными племенами, но и отражают новые явления, происходившие на юге Восточной Европы.
VIII—VII вв. до н. э. — период освоения и распространения железа, которое, по словам Ф. Энгельса, сыграло революционную роль в истории человечества [1, с. 163], время появления в Северном Причерноморье киммерийцев и скифов, оказавших большое влияние на культуру и судьбы многих народов, в том числе и соседних им лесостепных племен Днепровского Правобережья.
В предскифское время население Поросья жило в неукрепленных селищах, и лишь появление укрепления на поселении у с. Крещатик, а также ряда городищ на границе Лесостепи и Степи в бассейне Тясмина свидетельствуют о возникшей угрозе со стороны кочевой степи. Не случайно в VIII—VII в. до н. э. в Лесостепи появляются могилы конных воинов (Носачево, Бутенки). В настоящее время открыто еще одно подобное захоронение на р. Рось у с. Квитки Корсунь-Шевченковского района Черкасской области. Появление кочевых племен явилось как бы импульсом к ускорению темпов социально-экономического развития лесостепных племен.
В раннескифское время в Поросье существовал обряд погребений, в котором наряду с новыми признаками прослеживаются черты предшествующего периода. Вместе с захоронениями в курганах существуют и бескурганные могильники (Грищенцы на Роси, Пирогово под Киевом, Черный лес в бассейне Тясмина). Преобладают погребения под отдельными насыпями, уменьшается количество могил, впущенных в более ранние курганы. Появляются отдельные курганные группы с одинаковыми типами погребальных сооружений, которые, очевидно, принадлежали определенным родовым коллективам. Дальнейшее развитие получают и погребальные сооружения, известные здесь с предскифского времени (простые обширные ямы, ямы с накатом, склепы с горизонтальной облицовкой стен деревом), сохраняется разделение ям на два отделения (Пищальники и др.). Что касается наличия пологих спусков и столбов в деревянных склепах (Медвин, Бобрица, курган № 35, и др.), то данные, которыми мы в настоящее время располагаем, не позволяют утверждать о появлении их в раннескифское время. Возможно, они существовали еще раньше.
В обряде погребения преобладает вытянутое трупоположение с западной ориентацией, сохраняется и трупосожжение, которое широкого распространения не получило. Кроме одиночных встречаются парные и коллективные захоронения, которые являлись семейными усыпальницами.
В составе инвентаря по-прежнему преобладает керамика (горшки, черпаки, кубки, миски, корчаги), продолжающая развитие форм посуды предскифского периода. Начиная с
VI в. до н. э. она становится грубее, проще, ее изготовлению уделяется меньше внимания. Вместе с тем в составе керамического комплекса Поросья встречаются сосуды не свойственные местной культуре, а указывающие на связи с соседними племенами высоцкой культуры Побужья и Среднего Приднестровья.
Первые признаки влияния скифов прослеживаются с первой половины
VII в. до н. э. (бронзовые наконечники стрел скифского типа из Трахтемирова и Беркозовки). Начиная с конца VII — начала VI в. до н. э. воздействие степных скифов на культуру местных племен усиливается, что сказалось не только в увеличении в погребениях скифских предметов. К этому же времени относится и строительство Трахтемировского городища. Расположение (на высоком правом берегу Днепра), большие размеры (500 га) говорят о том, что оно являлось не только племенным центром, но также надежной защитой от кочевников.
Начиная с VII—VI вв. до н. э. мужские захоронения — это могилы конных воинов, владеющих, оружием и конем. Разнообразнее становится и инвентарь женских, могил. В их составе появляются зеркала, блюда, а в отдельных случаях и оружие, что свидетельствует о возросшей роли женщины в общественной жизни.
Судя по небольшому числу найденных в могилах Поросья скифских предметов, влияние скифов в VI в. до н. э. еще не было значительным.
В раннескифское время продолжаются связи с Кавказом, о чем свидетельствует наличие в курганах Поросья сходных форм оружия (Медвин, группа III, курган № 3; Синявка, курган № 100; Куриловка, курган № 68), а также устанавливаются торговые и экономические связи с городами Северного Причерноморья. Судя по материалам Трахтемировского . городища, последние начались где-то с конца VII — начала VI в. до н. э. В материалах же погребений Поросья они прослеживаются с середины VI в. до н. э., когда появляются разнообразные предметы оль-вийского производства. Прекрасным образцом греческого импорта являются браслеты с львиными головками из кургана у с. Емчиха. Рост производства, влияние скифов, расширение связей с городами Северного Причерноморья и соседними племенами привели к усилению темпов общественного развития и росту имущественного, а вслед за ним и социального неравенства. Однако имущественное неравенство здесь проявилось слабее, чем у кочевых скифов. Основная масса могил принадлежала рядовым общинникам. Могилы знати отличались не столько ценными вещами, сколько размерами насыпей и количеством вещей (Синявка, курган № 100; Бобрица, курган № 35).
Наличие в отдельных погребениях лиц, подчиненное положение которых подтверждается их местом около основного свидетельствует о существовании каких-то форм патриархального рабства.
Памятники Поросья по погребальным сооружениям, обряду и составу инвентаря, несмотря на ряд местных особенностей, близки Тясминским и правильно включены’ исследователями в одну Киево-Черкасскую локальную группу. Обе они принадлежат к одной этнокультурной группе, связанной по своему происхождению с местными племенами эпохи поздней бронзы.
В своем развитии они претерпевают одинаковые изменения, обусловленные общими историческими процессами, которые в зависимости от географического положения каждой из групп порождают местные различия.