8 місяців тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Все это было как будто совсем недавно. Некоторые со­бытия так свежи в памяти, что, кажется, происходили они только вчера. Но это уже в прошлом — весна и лето 1964 г.

Мы очень ждали весну. Люди рады весне всегда. Но у геологов с весной связаны особые надежды: за ней следует лето, в пору которого ведутся полевые геологиче­ские работы, а значит, и выезды в тайгу. Нашему не­большому отряду предстоял выезд в северо-восточную часть Якутии, в бассейн реки Индигирки. Кроме ав­тора книги, в отряд входили Коля Николаевский, Женя Сапожников, а также сопровождавшие нас каюры.

Схема главных маршрутов экспедиции в бассейне реки Индигирки

Схема главных маршрутов экспедиции в бассейне реки Индигирки

Коля Николаевский — не новичок в экспедиции. Женя Сапожников во всем старался походить на бывалого таежника, хотя приехал к нам впервые, после оконча­ния средней школы.

Путь наш лежал к Буордахскому массиву, соседнему с ним глубокому земному желобу — ущелью Индигирки, в ее грозной порожистой части, и к долине реки Момы. Здесь мы ожидали встретить не только контрасты релье­фа поверхности, но и магматические породы, образо­вавшиеся на разных глубинах, сравнительное изучение которых обещало дать весьма важный и интересный ма­териал.

Свой маршрут мы начали в первых числах июня из Петропавловска-Камчатского. Наш самолет, пролетая над широкой гладью реки Лены, приближался к Якут­ску.

Город Якутск, раскинувшийся на левом берегу Лены, основан еще в первой половине XVII в. Он служил опорной базой первым русским землепроходцам на Крайнем Севере. Отсюда довольно сложным путем перебрасыва­лись грузы в разные районы побережья северных морей, на Колыму, в Охотск (с которым была установлена прямая телеграфная связь) и даже на Камчатку.

В Якутске сохранились некоторые памятники старины. Один из них — деревянная крепостная башня с шатро­вой крышей — остатки бывшего острога (1863). На взгорье высится Никольская церковь, сооруженная так­же в XIX в. Подобные сооружения (правда, весьма не­многочисленные) возводились на вечной (или долголет­ней) мерзлоте без опор. При строительстве их под фун­дамент рыли достаточно глубокий котлован, в который закладывался примерно трехметровый слой бута. Такое основание фундамента оказалось прочным и долго­вечным.

Время мало изменило облик Якутска. Еще в начале XX в. он оставался старым, захолустным городом и труд­но было даже себе представить, что в недалеком буду­щем на его территории разместятся 17 научно-исследо­вательских учреждений, филиал Академии наук СССР, университет и другие учебные заведения.

И еще одна достопримечательность Якутска (такое можно увидеть в наше время, вероятно, только здесь) — это торцовая мостовая. Когда-то в Якутске она была единственным спасителем и пешего и конного, риско­вавших на ином пути утонуть в грязи. Отчасти она выручает горожан и сейчас, несмотря на то что в го­роде имеются широкие асфальтированные улицы.

Якутск для нас — только промежуточный пункт. От­сюда летим дальше, на восток, в малоизведанные горно-таежные дали. Итак, снова в путь. Внизу — необозри­мый зеленый ковер: громадные лесные массивы с зер­кальными пятнами озер и длинными лентами речек. Короткая передышка в поселке Алдан. Уже видны вы­сокие горы. Это — Верхоянский хребет. Взлет и снова посадка, на сей раз в аэропорту Усть-Нера, крупном горнопромышленном и административном центре Оймя­конского района, на берегу реки Индигирки. Опять подъем в воздух, летим почти вдоль Индигирки. Внача­ле река описывает широкие петли, а затем как бы вгры­зается в узкое ущелье хребта Черского, образуя устра­шающие и труднодоступные пороги. Эти пороги тща­тельно обходил высокими перевалами отряд экспедиции С. В. Обручева (1926); позднее, в 1934 г., их жертвой стал один из сотрудников гидрологической экспедиции И. Ф. Молодых. (Нам предстоит еще встреча с этим ущельем, но уже не с воздуха, а на земле.)

Останавливаемся в небольшом, но уютном поселке Хонуу, расположенном при впадении реки Момы в Ин­дигирку. Еще в начале 40-х годов здесь стояло всего лишь несколько юрт, теперь это — центр Момского райо­на, с хорошо оборудованной больницей, школой, кино­театром, районными учреждениями.

После небольшой передышки садимся в маленький самолет «Ан-2» и отправляемся в поселок Сагыр (его еще называют Улахан-Чистай, а также Кыгыл-Балык­тах), откуда начнутся наши экспедиционные маршруты и интересные поиски — к ним мы стремились за мно­гие тысячи километров.