3 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Все это было как будто совсем недавно. Некоторые со­бытия так свежи в памяти, что, кажется, происходили они только вчера. Но это уже в прошлом — весна и лето 1964 г.

Мы очень ждали весну. Люди рады весне всегда. Но у геологов с весной связаны особые надежды: за ней следует лето, в пору которого ведутся полевые геологиче­ские работы, а значит, и выезды в тайгу. Нашему не­большому отряду предстоял выезд в северо-восточную часть Якутии, в бассейн реки Индигирки. Кроме ав­тора книги, в отряд входили Коля Николаевский, Женя Сапожников, а также сопровождавшие нас каюры.

Схема главных маршрутов экспедиции в бассейне реки Индигирки

Схема главных маршрутов экспедиции в бассейне реки Индигирки

Коля Николаевский — не новичок в экспедиции. Женя Сапожников во всем старался походить на бывалого таежника, хотя приехал к нам впервые, после оконча­ния средней школы.

Путь наш лежал к Буордахскому массиву, соседнему с ним глубокому земному желобу — ущелью Индигирки, в ее грозной порожистой части, и к долине реки Момы. Здесь мы ожидали встретить не только контрасты релье­фа поверхности, но и магматические породы, образо­вавшиеся на разных глубинах, сравнительное изучение которых обещало дать весьма важный и интересный ма­териал.

Свой маршрут мы начали в первых числах июня из Петропавловска-Камчатского. Наш самолет, пролетая над широкой гладью реки Лены, приближался к Якут­ску.

Город Якутск, раскинувшийся на левом берегу Лены, основан еще в первой половине XVII в. Он служил опорной базой первым русским землепроходцам на Крайнем Севере. Отсюда довольно сложным путем перебрасыва­лись грузы в разные районы побережья северных морей, на Колыму, в Охотск (с которым была установлена прямая телеграфная связь) и даже на Камчатку.

В Якутске сохранились некоторые памятники старины. Один из них — деревянная крепостная башня с шатро­вой крышей — остатки бывшего острога (1863). На взгорье высится Никольская церковь, сооруженная так­же в XIX в. Подобные сооружения (правда, весьма не­многочисленные) возводились на вечной (или долголет­ней) мерзлоте без опор. При строительстве их под фун­дамент рыли достаточно глубокий котлован, в который закладывался примерно трехметровый слой бута. Такое основание фундамента оказалось прочным и долго­вечным.

Время мало изменило облик Якутска. Еще в начале XX в. он оставался старым, захолустным городом и труд­но было даже себе представить, что в недалеком буду­щем на его территории разместятся 17 научно-исследо­вательских учреждений, филиал Академии наук СССР, университет и другие учебные заведения.

И еще одна достопримечательность Якутска (такое можно увидеть в наше время, вероятно, только здесь) — это торцовая мостовая. Когда-то в Якутске она была единственным спасителем и пешего и конного, риско­вавших на ином пути утонуть в грязи. Отчасти она выручает горожан и сейчас, несмотря на то что в го­роде имеются широкие асфальтированные улицы.

Якутск для нас — только промежуточный пункт. От­сюда летим дальше, на восток, в малоизведанные горно-таежные дали. Итак, снова в путь. Внизу — необозри­мый зеленый ковер: громадные лесные массивы с зер­кальными пятнами озер и длинными лентами речек. Короткая передышка в поселке Алдан. Уже видны вы­сокие горы. Это — Верхоянский хребет. Взлет и снова посадка, на сей раз в аэропорту Усть-Нера, крупном горнопромышленном и административном центре Оймя­конского района, на берегу реки Индигирки. Опять подъем в воздух, летим почти вдоль Индигирки. Внача­ле река описывает широкие петли, а затем как бы вгры­зается в узкое ущелье хребта Черского, образуя устра­шающие и труднодоступные пороги. Эти пороги тща­тельно обходил высокими перевалами отряд экспедиции С. В. Обручева (1926); позднее, в 1934 г., их жертвой стал один из сотрудников гидрологической экспедиции И. Ф. Молодых. (Нам предстоит еще встреча с этим ущельем, но уже не с воздуха, а на земле.)

Останавливаемся в небольшом, но уютном поселке Хонуу, расположенном при впадении реки Момы в Ин­дигирку. Еще в начале 40-х годов здесь стояло всего лишь несколько юрт, теперь это — центр Момского райо­на, с хорошо оборудованной больницей, школой, кино­театром, районными учреждениями.

После небольшой передышки садимся в маленький самолет «Ан-2» и отправляемся в поселок Сагыр (его еще называют Улахан-Чистай, а также Кыгыл-Балык­тах), откуда начнутся наши экспедиционные маршруты и интересные поиски — к ним мы стремились за мно­гие тысячи километров.