До просторів далекої Півночі
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Все это было как будто совсем недавно. Некоторые события так свежи в памяти, что, кажется, происходили они только вчера. Но это уже в прошлом — весна и лето 1964 г.
Мы очень ждали весну. Люди рады весне всегда. Но у геологов с весной связаны особые надежды: за ней следует лето, в пору которого ведутся полевые геологические работы, а значит, и выезды в тайгу. Нашему небольшому отряду предстоял выезд в северо-восточную часть Якутии, в бассейн реки Индигирки. Кроме автора книги, в отряд входили Коля Николаевский, Женя Сапожников, а также сопровождавшие нас каюры.

Схема главных маршрутов экспедиции в бассейне реки Индигирки
Коля Николаевский — не новичок в экспедиции. Женя Сапожников во всем старался походить на бывалого таежника, хотя приехал к нам впервые, после окончания средней школы.
Путь наш лежал к Буордахскому массиву, соседнему с ним глубокому земному желобу — ущелью Индигирки, в ее грозной порожистой части, и к долине реки Момы. Здесь мы ожидали встретить не только контрасты рельефа поверхности, но и магматические породы, образовавшиеся на разных глубинах, сравнительное изучение которых обещало дать весьма важный и интересный материал.
Свой маршрут мы начали в первых числах июня из Петропавловска-Камчатского. Наш самолет, пролетая над широкой гладью реки Лены, приближался к Якутску.
Город Якутск, раскинувшийся на левом берегу Лены, основан еще в первой половине XVII в. Он служил опорной базой первым русским землепроходцам на Крайнем Севере. Отсюда довольно сложным путем перебрасывались грузы в разные районы побережья северных морей, на Колыму, в Охотск (с которым была установлена прямая телеграфная связь) и даже на Камчатку.
В Якутске сохранились некоторые памятники старины. Один из них — деревянная крепостная башня с шатровой крышей — остатки бывшего острога (1863). На взгорье высится Никольская церковь, сооруженная также в XIX в. Подобные сооружения (правда, весьма немногочисленные) возводились на вечной (или долголетней) мерзлоте без опор. При строительстве их под фундамент рыли достаточно глубокий котлован, в который закладывался примерно трехметровый слой бута. Такое основание фундамента оказалось прочным и долговечным.
Время мало изменило облик Якутска. Еще в начале XX в. он оставался старым, захолустным городом и трудно было даже себе представить, что в недалеком будущем на его территории разместятся 17 научно-исследовательских учреждений, филиал Академии наук СССР, университет и другие учебные заведения.
И еще одна достопримечательность Якутска (такое можно увидеть в наше время, вероятно, только здесь) — это торцовая мостовая. Когда-то в Якутске она была единственным спасителем и пешего и конного, рисковавших на ином пути утонуть в грязи. Отчасти она выручает горожан и сейчас, несмотря на то что в городе имеются широкие асфальтированные улицы.
Якутск для нас — только промежуточный пункт. Отсюда летим дальше, на восток, в малоизведанные горно-таежные дали. Итак, снова в путь. Внизу — необозримый зеленый ковер: громадные лесные массивы с зеркальными пятнами озер и длинными лентами речек. Короткая передышка в поселке Алдан. Уже видны высокие горы. Это — Верхоянский хребет. Взлет и снова посадка, на сей раз в аэропорту Усть-Нера, крупном горнопромышленном и административном центре Оймяконского района, на берегу реки Индигирки. Опять подъем в воздух, летим почти вдоль Индигирки. Вначале река описывает широкие петли, а затем как бы вгрызается в узкое ущелье хребта Черского, образуя устрашающие и труднодоступные пороги. Эти пороги тщательно обходил высокими перевалами отряд экспедиции С. В. Обручева (1926); позднее, в 1934 г., их жертвой стал один из сотрудников гидрологической экспедиции И. Ф. Молодых. (Нам предстоит еще встреча с этим ущельем, но уже не с воздуха, а на земле.)
Останавливаемся в небольшом, но уютном поселке Хонуу, расположенном при впадении реки Момы в Индигирку. Еще в начале 40-х годов здесь стояло всего лишь несколько юрт, теперь это — центр Момского района, с хорошо оборудованной больницей, школой, кинотеатром, районными учреждениями.
После небольшой передышки садимся в маленький самолет «Ан-2» и отправляемся в поселок Сагыр (его еще называют Улахан-Чистай, а также Кыгыл-Балыктах), откуда начнутся наши экспедиционные маршруты и интересные поиски — к ним мы стремились за многие тысячи километров.