Народження мозку
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Природные биологические часы имеют над человеком огромную власть. По отсчету времени, который они ведут, закладываются еще задолго до рождения все органы и ткани в их взаимодействии. В указанные ими моменты наступают подъемы и спады в деятельности важнейших систем организма; по их сигналам детство сменяется юностью, наступает зрелость, а потом старость…
Самый сложный из биохронометров руководит строительством мозга. Ученые уже знают основные этапы развития этого органа. Известно и то, что в основе его заложено воплощение единой генетической программы, иначе говоря, последовательного включения и выключения из работы (для синтеза белка) многих тысяч генов нервной системы.
Время закладывать фундамент
Оплодотворенная яйцеклетка начинает дробиться. Зарождается новая жизнь человека или животного. Сначала эмбрион похож на бесформенное скопление шариков, потом на ягоду малины. Через некоторое время внутри «ягоды» образуется полость, и она превращается в нечто вроде резинового мячика со стенкой из одного слоя клеток. Вскоре словно невидимая рука вжимает эту стенку внутрь, мяч становится двухслойным и сплющенным, а затем постепенно вытягивается в трубку. В ходе непрерывных клеточных делений ее стенки разделяются на три зародышевых листка: внутренний — в дальнейшем он даст начало органам желудочно-кишечного тракта; из среднего возникнут мышцы, кровь, костная и соединительная ткани; наружный есть зачаток нервной ткани, а заодно и эпителия — слоя кожи и слизистых оболочек.

Мозг разных позвоночных животных и человека
Вот в этот момент и начинают свой ход генетические часы мозга. Сигнал к их запуску дает взаимное влияние соседних тканей, которое вызывает дифференцировку клеток. Клетки среднего зародышевого листка, расположенные вдоль спинной стороны зародыша, выделяют некие вещества, которые, попадая в ближайшие к ним клетки наружного листка, включают в них определенные гены. Благодаря этому и строение, и химические процессы, и работа этих клеток начинают развиваться по «нервному» типу. Так закладывается нервная пластинка — праматерь головного и спинного мозга. А остальные клетки наружного зародышевого листка, не испытавшие на себе такого влияния, становятся эпителием.
Однако если срезать верхний клеточный слой среднего зародышевого листка, но обязательно в самом начале времени закладки «фундамента», нервная система вовсе не образуется и зародыш скоро погибает. Зато если этот кусочек эмбриональной ткани подсадить под наружный зародышевый листок на боку или животе другого зародыша, то там появится вторая нервная пластинка. В результате такой операции в 1921 г. X. Мангольд, ученица немецкого эмбриолога Г. Шпеемана, и открыла нейрональную индукцию (начальный процесс зарождения нервной системы).

Развитие человеческого мозга
В начале 30-х гг. установили, что экстракты клеток среднего зародышевого листка действительно содержат какие-то индуцирующие вещества, и их пытались выделить в чистом виде. Но затем оказалось, что такие же эффекты вызывают и многие другие соединения, в том числе неорганические (скажем, кремний, каолин, метиленовый синий), и воздействия некоторых внешних факторов — перегревание, повышение кислотности среды. По-видимому, когда пружины генетических часов мозга уже взведены, весь механизм находится в неустойчивом состоянии. Стоит лишь встряхнуть его, и стрелки побегут по циферблату.
Но исследователей не оставляла мысль о существовании специальных молекул-нейроиндукторов. Выяснилось, что в организме появляются индукторы других тканей (соединительной, мышечной) и что в процессе индукции они активно взаимодействуют с генами, вмешиваясь в их работу; что эти вещества умеют находить белки-рецепторы, которые специально для них ненадолго появляются на поверхности клеток-мишеней, и опосредуют действие индукторов на процессы, происходящие в клетке, прежде всего — на работу генов. Поэтому ученые считают, что у природы есть химический «заводной ключик» к генетическим часам мозга и специальный замок к ним. Биологи упорно ищут вещества нейрональной индукции и рецепторы к ним на поверхностях клеток. Первое же расшифрованное вещество нейрональной индукции дало бы мощный стимул для исследования и лечения опухолей мозга. Ведь основу наиболее опасных опухолей нервной ткани как раз и составляют незрелые клетки, которые никак не могут дифференцироваться в нейроны. Вполне возможно, что толчок к их созреванию, а следовательно, и к переходу из злокачественных в обычные и могли бы дать факторы нейрональной индукции.
Недавно из куриных эмбрионов были получены высокоочищенные вещества, которые в ничтожных количествах индуцируют развитие нервной пластинки у амфибий. Одни ученые считают действующим началом в этом процессе белки, другие — комплексы белков с РНК. Спор разрешит, видимо, только окончательная расшифровка строения молекул индукции.
Нейроны выбирают профессии
По мере того как молекулярный хронометр мозга отмеряет свои первые дни, в клетках-предшественницах нейронов наступает пора включения новых и новых генов, активность которых все более специфична именно для нервной ткани. Остальные гены навсегда прекращают синтез белка. Изменяется и внешний вид нервной пластинки — она замыкается в трубку.
На этой стадии развития с клетками, которые необратимо стали на путь превращения в нейроны, происходят важные перемены. Ограничивается свобода выбора ими будущей профессии и даже адреса в мозге. К концу этого этапа распределение клеток по основным мозговым структурам уже предопределено. Например, из переднего конца нервной трубки позже разовьются нервные структуры глаза и часть мозга. Если на более раннем этапе удалить отсюда участок ткани, то дефект будет восполнен благодаря усиленному размножению соседних клеток. Но если такую операцию проделать позже, когда за клетками уже закреплены их профессии, формирование глаза или мозга нарушится. Прародители нервных клеток начинают приобретать определенные свойства, характерные для так называемых нейробластов — непосредственных предшественников нейронов. Силы, направляющие этот процесс, пока неизвестны. Ясно лишь, что для первичной дифференцировки нервных клеток существует эффект «минимальной массы», напоминающий тот, что присутствует при ядерном взрыве. Для дифференцировки нервных клеток необходимо, чтобы их было не меньше некоего определенного количества.
Немецкие исследователи Ц. Гробстейн и Г. Цвиллинг поставили оригинальный опыт. Они разделили зародыш мышиного мозга на 8 и 16 частей и подержали их некоторое время по отдельности. Затем соединили вновь 8 и 16 частей и выращивали их на питательной среде. Только первая смесь клеток в конце концов созрела в нормальные нейроны. Выходит, 1/16 часть мозгового зародыша составляет слишком маленькую группу клеток, чтобы в ней началась дифференцировка. Зато для этого уже хватает большей клеточной группы — 1/8 зародыша мозга.
Обработка эмбриональных нервных клеток специальными веществами, вымывающими природный материал, скрепляющий их друг с другом, не только приостанавливает их созревание, но и грубо нарушает его. В отдельных клетках появлялись пигмент, характерный для кожи, в других — мышечные белки. Очевидно, клетки на этой стадии, выделяя некие вещества, как бы стимулируют друг друга к созреванию в нейробласты, а дальше — в зрелые нейроны. Но природа этих соединений пока неясна.
Пора странствий
На протяжении всего времени от закладки нервной пластинки до замыкания ее в трубку число клеток в ней постоянно у всех особей данного вида. Например, у лягушек их около 125 тыс. Но после образования нервной трубки стрелки генетических часов мозга вдруг словно ускоряют бег. Клетки усиленно печатают новые гены, быстро делятся. На этом этапе происходит и миграция клеток, которая предопределяет и архитектуру всего здания мозга, и специализацию его будущих жильцов.
Причина «демографического взрыва» среди клеток нервной трубки пока непонятна. Но о стимулах, зовущих нейробласты в дорогу, уже кое-что известно. Час странствий им, видимо, объявляют вещества, поступающие из глии. Клетки глии — это соседи нейронов по мозгу, составляющие почти половину его объема. Раньше считалось, что они всего лишь опорный скелет мозга и «кормильцы» нейронов. Однако сейчас ясно, что роль глиальных клеток в мозге сложнее. Видимо, именно глиальные клетки указывают нейробластам маршруты их переселений.

Глиальные клетки на поперечном срезе зачатков мозга
Деление незрелых нейронов происходит лишь во внутренних слоях нервной трубки. Затем клетки перемещаются к ее наружной поверхности и там либо окончательно обосновываются, либо снова возвращаются вниз для новых делений. Вверх они поднимаются, как акробаты по канату, по отросткам глиальных клеток. Возможно, эти клетки выделяют какие-то вещества, руководящие движением нейробласта и определяющие его конечный пункт, от чего и зависит будущее местоположение нейрона в мозге.
Первые встречи
Определив приблизительно свое местоположение в нервной трубке, нейробласты вступают в новую фазу развития. Клетки, несущие определенные черты сходства, собираются вместе, образуя будущие структуры мозга. Одновременно клетки приобретают ту ориентацию, которую сохранят и в зрелом организме. Например, в коре головного мозга крупные нейроны пирамидной формы согласованно выстраиваются в ряд, позже они возьмут на себя управление движениями. Одни их отростки обращаются к поверхности, а другие — внутрь зачатка мозга.
На нервной трубке выделяются спинной мозг и пять пузырей, дающих начало основным отделам головного мозга. Если на пятом этапе механически разделить клетки разных областей, затем смешать их и поместить в питательную среду, то бывшие соседи снова найдут друг друга и прежние союзы восстановятся.
Такое взаимораспознавание клеток и их слипание (адгезия) происходят благодаря выделяемым ими веществам, находящимся в их оболочках.

На поперечном срезе зародыша человека видны первые стадии развития нервной системы…
Группе Дж. М. Эйдельмана из Рокфеллеровского Университета (США) удалось получить антитела к молекулам адгезии в зачатке мозга куриных эмбрионов. Оказалось, что одни такие молекулы собирают вместе нервные клетки, а другие — нервные и глиальные. Кроме того, американские ученые начали исследовать молекулы адгезии печеночных клеток. Пока удалось выделить в чистом виде три типа молекул адгезии: собирающие нейроны, нейроны вместе с глией, печеночные клетки. Вещества эти расшифрованы еще не до конца. Но уже ясно, что, например, нейрональные молекулы адгезии — это гликопротеины, т. е. белки, соединенные с остатками сахара (сиаловой кислоты).
Интересно, что если в самом начале эмбрионального развития молекулы адгезии нейронов еще можно найти на оболочках самых разных клеток, даже тех, которые дадут начало мышцам, печени, почкам, то по мере замыкания нервной трубки они выделяются уже только нейробластами и исчезают на других клетках.
Хотя пока в мозге нашли лишь 2 вида молекул адгезии, Дж. М. Эйдельман считает, что здесь их гораздо больше и что изучение их химического строения поможет понять принципы, по которым встречаются и устанавливают своими отростками связи клетки в будущих структурах мозга.
Клетки мужают
На циферблате мозговых часов появляются новые фигуры — нейроростовые факторы. Они стимулируют развитие и окончательную дифференцировку нейробластов в зрелые нейроны, рост и ветвление их тел и отростков. Один из них — фактор роста нервов (ФРН), широко распространенный в животном царстве белок, состоящий из двух цепочек по 118 аминокислот. Его открыл в 1948 г. англичанин Э. Д. Бьюкер, а строение его расшифровали 23 годами позже Р. Леви-Монтальчини, В. Хамбургер и их американские и итальянские коллеги.
Тем не менее он оказался едва ли не самым загадочным из всех соединений, регулирующих развитие мозга. По своему строению он близок к инсулину и некоторым другим белкам, тоже ускоряющим рост клеток. Их общим эволюционным предком считают один ген. Но если все инсулиновое семейство синтезируется под контролем гипофизарного гормона роста, то на образование ФРН влияет почему-то мужской половой гормон тестостерон: у самок мышей ФРН в 10 раз меньше, чем у самцов (хотя нервная система развивается у них ничуть не хуже).
Непонятен и прихотливый выбор мишеней для стимулирующего действия ФРН. Это нейробласты симпатической нервной системы, выделяющие медиатор адреналин, и чувствительные нервные клетки, расположенные вдоль спинного мозга. И те и другие откликаются на животворное действие ФРН в короткие интервалы до и после рождения.
ФРН поглощается клеткой, доходит до ее ядра и запускает в работу гены, ответственные за образование адреналинпроизводящих ферментов.
Кроме ФРН сейчас выделяются вещества, стимулирующие рост глиальных клеток. Из скопления нейронов, иннервирующих мускулатуру глаза, очищается вещество, ускоряющее дифференцировку периферических нервных клеток.
Медицинское значение таких экспериментов очень велико, и на них брошены огромные средства. Хотя во взрослом организме нейроны не делятся, здесь есть резерв незрелых клеток. За счет их созревания мозг врачует свои раны при болезнях и травмах, и биологи давно ищут вещества, которые бы мобилизовали такой резерв. Однако никакие ростостимулирующие вещества нервной ткани пока непригодны для клиники. Не в том ли причина, что действие их в мозге четко ограничено в пространстве и времени, а как — еще предстоит разгадать.
Таинственные самоубийства
Итак, часть незрелых нейробластов мозг оставляет в виде запчастей на случай будущих поломок. А остальные? Они погибают. По приблизительным оценкам, гибнет до 85% первоначального числа нервных клеток.
Когда-то считали, что причиной гибели лишних нейронов становятся ядовитые вещества, выделяемые другими же клетками мозга. Но опыты этого не подтвердили. По другому мнению, на гибель обрекаются нейроны, не нашедшие «своих» в период образования агрегатов или допустившие «ошибку» при посылке своих отростков к надлежащим клеткам-мишеням, в общем, оставшиеся не у дел. Но опыты с простыми нервными системами, где можно проследить за судьбой отдельных нейронов, показали, что так бывает не всегда.
Появилась теория, связывающая гибель нейронов с изменением содержания в разных частях нервной системы факторов мужания, подобных ФРН. Там, где их больше, нейроны выживают, где меньше или совсем нет — гибнут. Эксперименты подтвердили, что введение животным на определенных стадиях развития антител, нейтрализующих ФРН, и в самом деле убивает многие нервные клетки.
Поразительные закономерности гибели нейронов обнаружили английские физиологи С. Бреннер, Дж. Э. Салстон и их сотрудники, исследуя развитие круглого почвенного червя Caenorhabditis elegans — единственного в мире животного, чья нервная система (из трехсот с лишним нейронов) изучена досконально. Оказывается, у этого червя происходят не убийства, а строжайше запрограммированные по генетическому хронометру самоубийства нейронов: внешне совершенно здоровые «братья» созревающих нервных клеток погибают у всех червей точно в одно и то же время. Исследователи даже научились управлять этим процессом. С помощью лазера они вызывали мутации в генах животного, и одна из них приводила к тому, что у таких мутантов все обреченные на гибель нейроны выживали. Выживали и сами черви. Но их поведение значительно изменялось. Особенно же это касалось половых реакций. Почему так — станет понятно из нашего дальнейшего рассказа.
Как нервные клетки узнают друг друга?
Далее начинают складываться те ансамбли нервных клеток, которые постепенно берут на себя управление мышцами и вегетативными органами, а в будущем станут фундаментом передаваемого по наследству, так называемого инстинктивного поведения. Для этого нервные клетки уже не просто растут, а посылают свои нервные окончания по точным адресам, устанавливая наследственные запрограммированные связи.
Наблюдения над крупными нервными клетками насекомых показали, что жестко предопределено направление только их стволов и наиболее крупных отростков. Однако даже всемогущие гены не могут закодировать во всех подробностях архитектуру всего огромного древа нейрона. Между тем контакты с другими нейронами, создающие единую нервную систему, образуют только крайние, самые мелкие веточки этого древа. Как же они находят друг друга?
Еще в 60-е гг. было высказано предположение, что на поверхности нейронов-мишеней существуют молекулярные метки — их и разыскивают в соответствии с генетической установкой нейроны — отправители отростков. Это подтвердили и эксперименты. Исследователи даже ухитрились проследить, как растущие окончания нервных клеток пробираются через хитросплетения отростков других нейронов в поисках своих молекулярных мишеней. На таких окончаниях образуются специальные нитевидные придатки, которые буквально ощупывают каждую встречную клетку — не та ли? Один из таких странников проверил по пути около 25 пучков нервных волокон, свернул на нескольких нервных перекрестках и в конце концов, отыскав нужное окончание, образовал с ним синаптический контакт.
С помощью антител удалось обнаружить одну молекулу распознавания, характерную всего для четырех из тысячи нейронов плодовой мушки-дрозофилы. Она появляется на поверхности их отростков лишь в краткий миг встречи и больше никогда и нигде в организме насекомого не встречается.
Выходит, лишь однажды за все время жизни организма на какие-то несколько часов из всего огромного множества генов, которые содержат нейроны, в считанных клетках активируется один-единственный ген!
Советские ученые с большим интересом исследуют эту стадию развития мозга. По их мнению, роль нейронов — «получателей» отростков сводится не только к тому, чтобы на некоторое время выставить на своей оболочке молекулу распознавания и ждать, не появится ли какой-либо отросток. Познакомимся с наблюдениями группы московских нейробиологов под руководством Т. А. Аджимолаева.
Нейроны энергично протягивают друг другу свои отростки, но далеко не все они образуют на телах нейронов специальные зоны контактов, называемые синапсами (застежками), где электрические импульсы или информационные молекулы сильнее всего действуют на нервные клетки.
Многие из обращенных к нейрону отростков он обволакивает своей оболочкой и… «откусывает», используя для этого лизосомы, содержащие специальные ферменты. Однако как же нейрон узнает, какой отросток ему нужен, а какой нет? Отростки выделяют особые вещества, которые либо усиливают, либо ослабляют выброс лизосомами их разрушительных ферментов.
Итак, если генетическая программа нейрона предусматривает контакт с отростками, несущими какое-то опознавательное вещество, оно же и закрывает лизосомы, не допуская выделения опасных ферментов. Только тогда отросток образует с нейроном синаптиче-ский контакт. Но если врожденная инструкция запрещает нейрону контакт с кем-то из соседей, то их окончания, опять же сами, обрекают себя на уничтожение.
Не правда ли, хитроумный автоматический механизм изобрела природа для установления контактов между нейронами! В отличие от молекул распознавания, которые ищут в нервной системе дрозофил, эти вещества были давно известны ученым. Ими оказались медиаторы: ацетилхолин, адреналин и норадреналин (медиаторами называют молекулы относительно несложной структуры, которые используются для передачи информации между нейронами в зрелом мозге).
Выходит, в эмбриональной и сложившейся нервной системе природа задействовала с близкими целями одни и те же соединения. По-видимому, одинаковые или похожие молекулы, которые в начале жизни мозга собирают его клетки в разные ансамбли, уже в зрелом мозге в этих же ансамблях становятся связующими, информационными веществами. Например, молекулы, которые в развивающемся мозге объединяли клетки, призванные в будущем контролировать пищевое поведение, во взрослом организме будут его же химическими регуляторами.
Эта гипотеза стала одним из продолжений теории функциональных систем, сформулированной академиком П. К. Анохиным (1898—1974). Ее главное достоинство в том, что вместо рассмотрения деятельности отдельных органов или структур мозга анализируется их включение в специальные саморегулирующиеся организации. Теория функциональных систем утверждает: движущий стимул поведения человека и животных — полезный приспособительный результат. Им могут быть необходимые организму метаболические реакции; показатели внутренней среды — оптимальное давление крови, достаточное содержание в ней кислорода и питательных веществ; внешние факторы, скажем пища, вода; итоги социальной деятельности человека. Во имя достижения полезных приспособительных результатов в организме создаются объединения клеток, и в частности — нейронов мозга. Они и представляют собой динамические и функциональные системы.
Некоторые из функциональных систем временные, рабочие. Они распадаются, как только достигается результат, ради которого создавалась эта система, скажем написано сочинение, сделана утренняя зарядка. Зато другие, следящие за деятельностью сердца, легких, спаяны очень прочно. Их «мозговые представительства» создаются задолго до рождения и распадаются лишь со смертью живого существа.
По мысли П. К. Анохина, функциональные системы начинают созревать еще в эмбриональный период, причем прежде всего — обеспечивающие те функции, которые необходимы организму сразу после рождения. Например, у новорожденного ребенка уже готовы к действию мозговые центры, управляющие хватательными движениями рук, и мышцы, обеспечивающие эти действия. Зато все близлежащие двигательные нервные центры и мышцы еще далеки до работоспособности.
В одной из книг П. К. Анохина есть фотография новорожденного малыша, который уверенно висит, ухватившись за пальцы врача. Раннюю «боеготовность» этой системы мы унаследовали от обезьян. Их детеныши должны были с первых же часов жизни крепко держаться за шерсть на животе матери, как бы резво она ни бегала. На секунду выпустишь шерсть — упадешь и погибнешь!
П. К. Анохин писал об ускоренном и избирательном образовании и других систем, скажем обеспечивающих сосание у малышей или узнавание грачатами материнского крика «кар-р!». Эти примеры доказывают, что в мозге и других органах некие ансамбли клеток могут становиться зрелыми независимо от темпов созревания частей тела в целом. И все ради того, чтобы точно в срок, слаженно и четко заработал механизм, обеспечивающий организму тончайшее приспособление к условиям среды.
Эти процессы впервые начинаются во время «профессиональной» специализации нейронов, тем самым придавая этому этапу необычайную важность во всем эмбриональном развитии мозга. Молекулы распознавания нейронов, как и автоматический механизм установления контактов между ними, очевидно, и сплачивает их в разные функциональные системы. Значит, главная общность клеток, объединяющихся в созревающем мозге для выполнения различных «работ», состоит во включении в этих нейронах каких-то генов, синтезирующих вещества-сборщики функциональных систем.
Вместо мамы — синий шар
И вот эмбрион превратился в новорожденного. Теперь деятельность нервной системы все в большей степени формируют и направляют не генетические программы, а стимулы внешнего мира. Но в «достройке» наиболее сложно организованных и эволюционно молодых структур мозга воздействия наследственности и среды еще некоторое время участвуют наравне друг с другом.
Речь идет об импринтинге — своеобразном виде обучения в первые сутки после рождения. Доказано, например, что цыпленок примет за мать любой движущийся объект, который встретит в первые 32—36 часов жизни, и будет неотступно за ним следовать. Лишь бы объект в поле зрения птенца двигался с небольшой скоростью и был бы не очень велик. Так запечатлеваются и многие другие навыки, важные для первого приспособления малыша к внешнему миру.
Нейрохимические механизмы импринтинга у цыплят изучают А. Хорн и его коллеги из Великобритании и группа грузинских исследователей из Института физиологии АН ГССР под руководством Р. С. Рижинашвили. По их мнению, при импринтинге в мозге появляются белки, которые не только замыкают некие приготовленные для этого нервные цепи, но и несут информацию о встреченном объекте. Об этом свидетельствуют некоторые экспериментальные факты, полученные грузинскими учеными. Например, новорожденных цыплят обучали следовать вместо курицы за синим или красным шаром, а потом приготовляли из их мозга экстракт и вводили другим цыплятам. И те из них, кто получал экстракт от «потомков» красного шара, начинали бегать за ним, игнорируя синий, и наоборот…
Начало независимости
И после периода импринтинга продолжает достраиваться мозг молодых животных. Еще долго по врожденным эскизам образуются сети межклеточных связей, дозревает часть нейробластов, а готовые к действию нейроны «разучивают» электроимпульсные и медиаторно-химические языки мозга. Но для его эволюционно самых молодых структур — коры больших полушарий — уже наступает время относительной независимости от наследственных программ. Судить об этом можно по тому, что главным образом в коре происходит теперь ветвление отростков нервных клеток, и чем богаче информацией среда, в которую попал организм, тем интенсивнее они разрастаются. Паутиной новообразованных отростков мозг как будто улавливает приобретаемый опыт.
Окончательная отделка мозга может продолжаться у человека до 30—35 лет, а возможно, и до конца жизни. Но это происходит лишь в одном уникальном отделе мозга (причем только человеческого) — в эволюционно самых молодых областях лобной, теменной и височной коры. Это так называемые ассоциативные зоны, отведенные для самых сложных форм интеллектуальной деятельности: речи, мышления, принятия решений. Кстати, именно здесь больше всего генов по сравнению с остальными частями нервной системы включено для синтеза белка.
В остальном же развитие мозга идет на уровне перестроек, которые подчиняются не только командам внутренних генетических часов, но и могучим стимулам, приходящим из огромного и бесконечно разнообразного внешнего мира…
Между развитием мозга разных полов, в том числе и у человека, есть значительные генетически запрограммированные отличия. На них затем накладываются последствия социальных влияний, образуя во многом непохожие индивидуальные типы мужского и женского организмов.
У развилки двух дорог
Половую дифференцировку мозга можно сравнить с развилкой двух дорог, одна из которых приводит к становлению женского, а другая — мужского мозга. Начинается такая дифференцировка тогда, когда в эмбриональном мозге появляются молекулы адгезии (слипания). Завершается же она у человека уже в подростковом возрасте, во время полового созревания.
Первые научные сведения о механизмах половой дифференцировки мозга получил американский ученый К. А. Пфейфер. В 1936 г. он доказал, что различия в работе женского и мужского мозга зависят не только от разницы в гормональной секреции яичников и семенников, но и от половой специфики одного из отделов мозга — гипофиза. Эта небольшая железа внутренней секреции, расположенная у основания черепа, выделяет гормоны, управляющие другими эндокринными железами нашего тела.
Однако в 1959 г. после опытов с обменными пересадками гипофизов между самцами и самками разных животных стало ясно, что гипофиз — лишь бесполый химический инструмент в руках мозговой структуры гипоталамуса. Так называют область мозга, расположенную как раз над гипофизом. Ее основное назначение — координировать поведение живого существа с работой его внутренних органов. Для этого гипоталамические нервные клетки выделяют в кровяное русло и рассылают через свои отростки соседним нейронам физиологически активные вещества — гормоны и медиаторы, объединяющие разные клетки в функциональные системы, которые обеспечивают поиск пищи, воды, полового партнера, поддерживают на оптимальном уровне кровяное давление и уровень жидкости в организме.
Основные закономерности половой дифференцировки мозга изучены на крысах. Установлено, что семенники у будущих самцов крыс начинают выделять тестостерон раньше, чем яичники у самок эстроген. У новорожденного крысенка уровень тестостерона в крови даже выше, чем у взрослых животных, а эстрогены в крови впервые можно определить на 8-й день жизни крысят. Из-за этих «гормональных ножниц» первая неделя их жизни становится тем критическим периодом, когда власть в мозге получает либо мужское, либо женское начало.
Борьба между ними разворачивается на двух крошечных аренах, называемых преоптическим и аркуатным ядрами гипоталамуса. В отличие от большинства других структур мозга нейроны этих ядер из-за особенностей их генетической программы высокочувствительны к мужским и женским половым гормонам. Но, как мы уже говорили, у новорожденных самцов есть только тестостерон. Он и действует на оба ядрышка, однако в первую очередь — на преоптическое, поскольку его восприимчивость к действию гормона несколько выше.
Тут-то и происходит ключевой процесс половой дифференцировки. У самцов тестостерон проникает в преоптические нейроны и выключает работу генов, что кодируют белки-рецепторы для женских половых гормонов. Рецепторы эти узнают молекулы гормонов, связываются с ними и передают их эффекты на внутринейрональные биохимические процессы. Лишившись таких рецепторов, нейроны преоптических ядер у самцов становятся глухими к голосам гормонов. Зато аркуатное ядро у самцов, а также преоптическое и аркуатное — у самок, где тестостерон не успевает «оглушить» нервные клетки, сохраняют рецепторы к гормонам, а следовательно, и отзывчивость к этим химическим сигналам.
В итоге у самцов половые функции регулирует только аркуатное ядро, а у самок — еще и преоптиче-ское. Таково основное отличие мозга разных полов, поскольку только у особей женского пола преоптическое ядро оказывается способным к так называемой циклической регуляции гипофиза. Иначе говоря, получив через свои рецепторы сигналы о повышении в крови уровня эстрогенов, преоптические нервные клетки стимулируют усиленное выделение гипофизом его гормонов, которые запускают звено за звеном великую Цепь Жизни в организме женщин — циклы развития яйцеклеток в яичниках. Нейроны же аркуатного ядра, наоборот, тормозят выделение гипофизарных гормонов в ответ на повышение в крови тестостерона и эстрогена. Таким образом, преоптическое ядро, доминирующее у самок крыс, работает по принципу положительной, а аркуатное, «мужское» ядро — отрицательной обратной связи с гипофизом.
Позже аркуатное ядро у самцов крыс становится важнейшим мозговым центром мужского полового поведения, а преоптическое у самок — и женского полового, и материнского. Примерно такими же способами утверждают свою власть мужское и женское начало в человеческом мозге. Критический период половой дифференцировки приходится на 3—6-й месяцы внутриутробного развития плода. Однако если бы все отличия в устройстве женского и мужского мозга состояли лишь в разной отзывчивости нейронов к гормонам, непонятно было бы, откуда берутся половые отличия и в строении мозга, правда, относящиеся в основном к тем же нервным клеткам, которые рознятся по гормоночувствительности. Иначе ветвятся отростки этих клеток у самок и самцов животных. Неодинаковые размеры имеют нейроны и их ядра. По-разному расположены клетки относительно друг друга.
Выходит, половая дифференцировка мозга затрагивает не только химические особенности нейронов, но и архитектуру их ансамблей. Происходит это, как выяснилось совсем недавно, потому, что в мужском и женском мозге по-разному осуществляется важнейший процесс их развития — программированная гибель нервных клеток.
Вернемся ненадолго к почвенному червю, о котором мы рассказывали раньше. В результате одной из мутаций у него нарушалась генетически запрограммированная гибель нейронов. Все клетки, которым суждено было погибнуть, оставались жить, и особенно заметные изменения после этого у червей отмечались в половом поведении. Причина этого стала понятна, когда ученые установили, что программированная гибель двух определенных нервных клеток заставляет нервную систему червя развиваться по мужскому типу. Если же эти клетки выживают, развивается червь-гермафродит (самок у этих червей вообще не существует).
Опыты с крысами не только подтвердили, что программированная гибель нервных клеток — один из общебиологических механизмов половой дифференцировки мозга, но и выявили вещества, контролирующие этот процесс. Ими оказались половые гормоны. В роли клеточного спасителя еще на стадии внутриутробного развития выступает тестостерон. Поступая в нервные клетки мужского мозга, гормон не только сохраняет жизнь многим из них, но, каким-то образом действуя на него, стимулирует спраутинг — разрастание нервных отростков. За счет этого нейрон объединяется с соседями для выполнения разных задач. Спасительная роль эстрогенов на стадии программированной гибели нейронов еще не доказана. Но известно, что и они регулируют спраутинг нервных клеток и объединение их в ансамбли различной специализации.
А поскольку гормоночувствительные нейроны найдены не только в гипоталамусе, но и в других отделах мозга, можно предположить, что его половая дифферен-цировка распространяется на самые разные особенности нервной деятельности, а значит, и поведение. Это подтвердилось в опытах на животных и при работе с добровольцами. Наибольшие половые отличия в поведении доказаны в отношении трех видов активности: материнства, агрессивности, половых реакций.
Ум женский и мужской
По наблюдениям психологов, у большинства мужчин чадолюбие менее развито, чем у женщин. Но в какой мере это зависит от генетических, а в какой — от социальных причин? Датский психолог Г. Ниборг наблюдал мужчин, у которых из-за генетических нарушений или употребления их матерями во время беременности половых гормонов феминизировались (т. е. приобретали женские отличительные качества) внешние половые признаки и поведение. Несмотря на это, материнский интерес у таких мужчин нисколько не увеличился. С другой стороны, и у представителей сильного пола, у которых в результате нарушенных функций желез в крови обнаруживался излишне высокий уровень половых гормонов, было вовсе не характерно безразличие к своим детям.
Зато маскулинизированные (приобретшие мужские отличительные качества) в итоге эндокринных расстройств женщины относились к своему потомству весьма прохладно, а гормональная «сверхфеминизация» заметно увеличивала материнские наклонности. Это значит, что материнство женщин основано преимущественно на нейробиологических, инстинктивных факторах, а отцовство мужчин — на морально-этических, обусловленных воспитанием. Выходит, женский мозг генетически приспособлен для чадолюбия больше, чем мужской.
Зато мужчинам более свойственны решительность, целеустремленность, уверенность в себе и, конечно, различные проявления агрессивности. Гормональная или генетическая сверхмаскулинизация, как и феминизация мужчин, безусловно, отражается на всех этих признаках. Даже у спортсменов — борцов и теннисистов, одержавших победу в поединке с равными по физическим возможностям соперниками, находили в крови больше, чем обычно, тестостерона. Авторы этих исследований, наверное, не так уж вольно допускали зависимость между упорством, волей к победе мужчин и работой каких-то отделов мозга, чувствительных к гормональным воздействиям. Следовательно, большая твердость мужского характера и все проистекающие из нее качества сильнее опираются на врожденно генетические, нейрогормональные особенности мозга, чем на другие факторы.
Итак, мы столкнулись с важными отличиями в работе женского и мужского мозга, а соответственно и с особенностями женского и мужского характеров. Половые гормоны устанавливают их через два мощных рычага: переналадку генетической программы нейронов еще в начале человеческой жизни и неодинаковое действие этих веществ на разные части мозга взрослых организмов.
Но роль такой переналадки, как и самих половых гормонов, в работе нервной системы настолько велика, что не только половое, материнское и агрессивное поведение, но и многие другие сферы деятельности мозга отличаются у женщин и мужчин.
Как отмечают психологи, у женщин более развито предметное, конкретное, основанное на речевых способностях (вербальное) мышление, зато у мужчин — абстрактное, «внесловесное», отвлеченное. Девочки раньше учатся говорить и читать. Обычно у них большой запас слов. Они чаще пользуются сложными грамматическими конструкциями.
И совершенно прав был Редьярд Киплинг, когда говорил, что женская догадка иногда значит больше, чем мужская уверенность. Решая умственные задачи, женщины чаще пользуются интуицией, а мужчины — логикой, абстрактными построениями. Отставание женщин в абстрактном мышлении наиболее заметно проявляется в математических способностях. Камилла и Роберт Бенбой из Университета Джона Гопкинса (США) сравнили математическую одаренность около 65 тыс. школьников разных возрастов. В группах, где мальчишеские способности были лишь ненамного выше, чем у девочек, соотношение полов (мужской: женский) было 2:1. При высоком отличии в способностях — 4:1. А уникальные математические таланты, которые встречаются примерно у одного из 10 тыс. школьников, природа распределила между сильным и слабым полом в отношении 13:1!
Но почему же природа, а не факторы среды? Известно же, что мальчики больше тяготеют к технике и точным наукам, где математика незаменима, и разве не социальное поощрение играет здесь главную роль?
Действительно, не стоит преуменьшать значение социальных факторов в дифференцировке мужского и женского склада мышления. Но все же и здесь биология мозга стоит как главный стрелочник у развилки психологических отличий полов.
Обратимся снова к наблюдениям датского ученого Г. Ниборга. Мощные гормональные перестройки, вызванные генетическими или эндокринными дефектами, очень сильно влияли на психологические способности людей. Феминизированные мужчины, как и нормальные женщины, лучше решали вербальные задачи, а у маскулинизированных женщин заметно повысились способности к абстрактному мышлению. Лишь один, но самый важный психологический показатель оказался неподвластным всем этим гормональным пертурбациям. Судя по специальным психологическим тестам, общий уровень умственных способностей среди этих мужчин и женщин оставался одинаковым и таким же, как и у здоровых людей.
Способ, которым половые гормоны предопределяют особенности мужского или женского типов мышления — это неравномерное распределение функций между правым и левым полушарием. Установлено, что вербальное мышление и письмо — обычно профессия левого полушария. На правом же полушарии чаще «держится» абстрактное, отвлеченное мышление. Такое распределение профессий между половинами мозга — общечеловеческое свойство. Но вот какое тонкое различие существует между женщинами и мужчинами.
По мнению канадских нейропсихологов Д. Кимуры и Р. Харшмана, основанному на их собственных наблюдениях над больными, перенесшими инсульты в правой или левой половине мозга, вербальное мышление у женщин сильнее привязано к работе левого полушария, чем у мужчин, где эта функция распределена между правым и левым мозгом более равномерно. Зато абстрактное мышление мужчин сильнее привязано к правому полушарию. Может быть, из-за такой неравномерной концентрации нагрузки на какое-то одно полушарие его клеткам легче решать вербальные задачи у женщин и абстрактные — у мужчин? Точно ответить на этот вопрос, к сожалению, пока нельзя.
Кроме того, видимо, от собственно генетических отличий нервной ткани зависит меньшая надежность, прочность мужского мозга как биологического органа. Судя по результатам американского исследователя Р. К. Гура и его коллег, кровоток в разных отделах женского мозга в среднем на 15% полнее, чем в мужском. Возможно, с этим как-то связана большая частота кровоизлияний в мозг у мужчин. То же относится и ко многим другим нервно-психическим заболеваниям, и порокам развития нервной системы.
Итак, мы узнали, что развитием мозга управляет единая врожденная программа, где включение в работу каждой новой группы генов происходит по строгому графику. Мы познакомились с половой дифференцировкой мозга, увидели, какой глубокий прочный след в развитии нашего тела и сознания оставляет переналадка генетической программы всего в двух крошечных ядрышках мозга, где собрана не более чем миллионная часть его нейронов.
Однако наш рассказ о развитии мозга был бы незаконченным, если бы мы не разрешили некоторые сомнения. Что заставляет гены — создатели нервной ткани чередой появляться на циферблате мозгового развития? Чья таинственная рука включает сначала те из них, что синтезируют белки — нейроиндукторы, затем — ростовые факторы, дальше — неразгаданные еще вещества, участвующие в половой дифференцировке?
Ученые предполагают существование в организме генов, которые «печатают» белки лишь для внутреннего пользования в самом генетическом аппарате. Эти «гены-начальники» управляют работой своих соседей по хромосомам, чтобы те в свою очередь направляли развитие клеток организма. О существовании таких «генов-начальников» ученым впервые рассказали мухи дрозофилы, фантастические уродства которых, должно быть, ужасали их сородичей. У одних мух-химер были добавочные пары крыльев. У других мух на голове росли ноги вместо антенны. У третьих было на несколько сегментов больше, т. е. особенно грубо нарушена анатомия тела, и в том числе нервной системы.
Уродства этих мух были результатом мутаций. Ученые вызвали их в группе генов, называемой «гомеотической системой». В начале 80-х гг. ее обнаружили американские и японские ученые в третьей хромосоме дрозофилы. Гомеотические гены включаются на очень короткий период эмбрионального развития мухи и несут информацию не о каких-то отдельных белках, а о целостном развитии сегментов тела мухи, например того, где находится головное скопление нервных клеток, прообраз нашего мозга. Иначе говоря, гомеотические гены диктуют, Что, скажем, «мозг» мухи должен появиться именно в такой-то час развития зародыша и непременно в головном сегменте; общий план его строения — такой-то; связь с периферической нервной системой и взаиморасположение относительно органов-соседей — такие-то.
У лягушки и человека уже найдена своя гомеотическая система. Строение некоторых ее генов оказалось очень похожим на то, что впервые нашли у дрозофилы. Поэтому биологи допускают, что принципы контроля гомеотической системы над развитием органов, и в том числе мозга, сходны для разных животных и человека. Не исключено, что в будущем мы узнаем именно гомеотические гены в таинственном механизме, который в предназначенные сроки выводит на циферблат морфогенетических часов мозга фигурки его молекулярных строителей, управляет половой дифференцировкой, своевременно обеспечивает закладку разных функциональных систем.
Мысль о том, что все становление мозга направляется сплоченной «бригадой» поочередно включаемых генов, которыми, в свою очередь, руководят гомеотические гены, еще окончательно не утвердилась, хотя в целом поддерживается большинством нейробиологов. Но уже сегодня эти представления приносят большую пользу. Они сплачивают исследователей, занимающихся особенностями развития мозга, и к тому же служат как бы мостиком между этой областью нейробиологических исследований и той, к которой относится врожденное или инстинктивное поведение.