2 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Известно, что йогизм — одно из самых древ­них культурных наследий Индии — возник в IV—II вв. до н. э. Упоминания о нем встречаются в древних ведах (молитвенниках и книгах песнопений ранних индоарийцев). Все формы йоги и его учения ставят себе целью мо­билизовать «скрытую, потенциальную силу тела», чтобы слиться с «всемирной мощью». Доказано, что применяе­мая хата-йогой техника — удерживание тела в опреде­ленных позах и контроль за дыханием — может привести человека к полному самоовладению некоторыми авто­номными функциями организма.

«Йога» на санскритском языке означает единство, связь. В индуистском религиозном смысле этого слова имеется в виду установление связи, слияние индивиду­альной души человека, которую считают «искрой» «все­мирной души» — со вселенским духом. Наиболее полно это слияние осуществляется в состоянии, называемом «самадхи», которого тренированные йоги добиваются, прибегая к древней индийской технике мысленного са­мовнушения. По мнению индусов, «дух утопает в глубо­кой мысли, а тело — в глубоком сне». Индусы верят, что в подобном состоянии дух, находящийся в теле, полно­стью соединяется с духом вселенной.

Историки предполагают, что первые йоги появились где-то в высокогорьях Тибета и на склонах Гималаев. Для высокогорного климата характерна нехватка кисло­рода, которая начинает ощущаться на высоте 2 тыс. м. Кислородная недостаточность обычно приводит к уве­личению объема воздуха, проходящего через легкие, т. е. к усилению вентиляции легких. Волевым уменьшением вентиляции легких жители высокогорий Тибета умели ускорять приспособляемость организма, привыкание к нехватке кислорода на уровне тканей.

Довольно часто пишут и говорят о том, что йоги вла­деют анабиозом, при этом обычно ссылаются на то, что путем регулирования дыхания они могут управлять не­которыми процессами жизнедеятельности. По мнению советских физиологов Н. А. Агаджаняна и А. Ю. Катко­ва, тайна анабиоза йогов скрывается в суммарном дей­ствии трех влияющих на организм физиологических фак­торов: дозированного голодания, расслабления мускулов и замедленного дыхания (кислородной недостаточно­сти). Попытаемся разобраться в этом и начнем с замед­ленного дыхания. В этом отношении большие успехи до­стигнуты не только йогами. Еще в 1930 г. американский физиолог Е. С. Шнайдер провел обследование двух пи­лотов. Один из них, вдохнув чистый кислород, затем су­мел остановить дыхание на 14, а другой — на 15 мин. Ловец жемчуга калифорниец Роберт Форстер после то­го, как дышал кислородом в течение получаса, мог оста­ваться под водой без акваланга в течение 13 мин. Но и он не был способен погрузиться в гипнотическое состоя­ние, подобно йогам.

В этом отношении в природе серьезные преимущества имеют некоторые виды животных, например тюлени. Они, как и люди, дышат легкими. Чтобы иметь возмож­ность долгое время оставаться под водой, у них эволю­ционным путем выработалась способность к мышечному расслаблению. В связи с тем, что под водой мышечный тонус понижается, потребность в кислороде снижается на 1/3, а ведь потребность организма в кислороде служит главным критерием уровня жизнедеятельности. Не слу­чайно у всех видов животных, впадающих в зимнюю спячку, мышцы расслаблены, сердце едва-едва бьется, дыхание поверхностное и очень редкое.

Но снижать потребность своего организма в кисло­роде могут не только тюлени, медведи и ежи, а также йоги и факиры. Это доступно многим. В октябре 1974 г в Дели на XXVI Международном конгрессе физиологов Р. К. Валайс доложил о результатах своих исследований, о том эффекте, который достигается благодаря умению сосредоточить все внимание на расслаблении мышц те­ла. Участвовавшие в исследовании (36 человек) трени­ровались в течение 2—3 лет. Они научились всего лишь за 15 мин понижать потребление организмом кислорода на 16%. Люди, которые подобными тренировками не за­нимались, такого эффекта добиться не могут, так как да­же во время ночного сна потребление кислорода не уменьшается больше чем на 8%.

В Советском Союзе тоже проводились подобные ис­следования: после соответствующей тренировки люди понижали частоту сердечных сокращений от физиологи­ческих 70 до 42 в минуту.

Однако далеко не каждый может овладеть таким умением. Продолжительные тренировки можно облег­чить с помощью созданного советскими исследователями в 1975 г. лечебного импульсного дистанционного аппара­та, названного сокращенно «ЛИДА». Этот аппарат из­лучает 4 вида раздражителей — электромагнитный, теп­ловой, звуковой и зрительный; все они действуют одно­временно (40—60 импульсов в минуту) в течение полу­часа. Под влиянием этого ритма наступает расслабле­ние мышц.

В 1950 г. был проведен совершенно невероятный эк­сперимент с 52-летним йогом Бабашри Рамаджи Джирнари, описанный потом индийским врачом Вейкелем в журнале «Ланцет». На глазах у десятитысячной толпы в Бомбее йог опустился в выкопанную в земле узкую яму-камеру, на дне и стенах которой повсюду торчали гвозди. Затем эту яму загерметизировали цементом. Там в состоянии «мнимой смерти» Рамаджи провел 56 ч. Пос­ле этого камера была заполнена водой и он оставался под водой 6,5 ч, и все же его «оживили» в одной из бом­бейских клиник.

Можно ли объяснить это чудо? Разумеется, таких по­разительных результатов нельзя добиться только трени­ровками, умением расслаблять свои мышцы и замедлять дыхание. Перед экспериментом Рамаджи в течение 10 дней пил только воду и ничего не ел.

Помогло ли это? Еще в начале нашего века советский физиолог В. В. Пашутин выяснил, что повторное, довольно продолжительное голодание, как это ни стран­но, представляет собой своего рода гимнастику мозга и тела: центральная нервная система все больше замедля­ет расход запасов в организме. Этой гимнастике помога­ет и тот факт, что при дозированном голодании мозг не страдает. В настоящее время известно, что голодание понижает газообмен и организм удовлетворяется мень­шим количеством кислорода, выделяет меньше углекис­лого газа. При голодании дыхание становится поверх­ностным. Это по-своему тоже способствует расслабле­нию.

Установлено, что замедленное глубокое дыхание (не более четырех вдохов в минуту) с задержкой на вершине вдоха облегчает приток венозной крови к сердцу. Кро­ме того, накопление в организме углекислого газа, явля­ющееся результатом замедления дыхания, улучшает пи­тание мускулатуры сердца.

Если после задержки дыхания сделать максимально полный выдох, то можно резко замедлить сокращения сердца. Именно таким способом некоторые йоги и факи­ры добиваются «остановки сердца».

В 1957 г. это явление было изучено у 32-летнего йога Рамананда. При полном выдохе тот прижимал к груди подбородок и в течение 15 с максимально напрягал мус­кулы груди и живота. В результате резко повышалось внутригрудное давление, затрудняя сокращения сердеч­ной мышцы. На рентгеновском аппарате диаметр сердца уменьшился на 1 см. Сердечные тоны не прослушива­лись, пульс не улавливался, но электрическая активность сердечной мышцы все же сохранялась. Следовательно, полной остановки сердечной деятельности у йога не на­блюдалось, но сокращения сердечной мышцы станови­лись настолько слабы, что не было никакой возможности определить их на слух.

Подобное явление еще в 1904 г. описал в своей книге «Дух и тело» русский академик И. Р. Тарханов. В ней приводится случай с английским полковником Таунсендом, который умел произвольно вызывать остановку сво­его сердца, «причем на такое продолжительное время, что впадал в бессознательное состояние; его тело во вре­мя подобного опыта коченело… глаза казались непо­движными; через несколько часов пребывания в таком состоянии он снова постепенно приходил в себя. Долгое время подобные сеансы проходили для Таунсенда бла­гополучно, но однажды, демонстрируя перед множест­вом свидетелей подобный опыт, он умер вечером того же дня».

Первая попытка тщательного физиологического ис­следования «погребения йогов живьем» осуществлена в 1959 г. на кафедре физиологии Индийского института медицинских наук. Вместо гробницы ученые использова­ли прозрачную стеклянную герметически закрытую ка­меру. В ней дважды в течение 8—10 ч. находился все тот же, но уже 34-летний йог Рамананда, за плечами кото­рого был 17-летний опыт в этой области. За время пребы­вания Рамананды в камере содержание кислорода в ней понизилось до 14,9%, а углекислого газа увеличилось до 5%. При этом самочувствие йога не ухудшилось, ча­стота пульса и дыхания не увеличилась, а потребление кислорода понизилось на 40—50%. Для нетренированно­го человека это непосильно. Для того чтобы во время операции на грудной клетке понизить потребность в кис­лороде на 50%, хирургам с помощью наркоза и искус­ственного охлаждения приходится понижать температу­ру тела пациента до 28—30° С. У йога Рамананды во вре­мя опыта температура тела была 38,4°С: столь явно вы­раженного понижения потребности организма в кисло­роде он добивался за счет максимального расслабления мускулов.

Как показали опыты советских ученых Н. Агаджаняна, Г. Давыдова и А. Сергиенко, у людей, которые не занимались специальными тренировками по расслабле­нию мышц, понижение содержания кислорода в воздухе герметически закрытой камеры до 13% и увеличение со­держания углекислого газа до 8% (за 16—17 ч) приво­дило к 13-кратному увеличению вентиляции легких, уси­лению сердцебиения и резкому ухудшению их общего со­стояния. Советские ученые пришли к выводу, что важное значение в выработке способности впадать в состояние мнимой смерти, кроме умения расслаблять мышцы, име­ет тренированность организма в отношении гипоксии (кислородной недостаточности). Вот почему не случайно йоги, прежде чем впасть в состояние анабиоза, резко за­медляют свои дыхательные движения.

Советские ученые Н. А. Агаджанян и А. Ю. Катков, занимающиеся проблемами анабиоза у человека, пишут, что в книге швейцарского этнографа О. Штоля «Гипноз и внушение в психологии народов» (1904 г.) описывает­ся уникальный сеанс, проведенный в 1837 г. по инициа­тиве магараджи Рунджита Синга и английского офице­ра Клода Уайта. Жители индийского города Лахора и окрестных деревень собрались, чтобы наблюдать за тем, как йог Харида самовольно впадет в глубокий 6-недельный сон. Перед этим испытанием йога находился на 7-дневной молочной диете, а в день засыпания промыл свой желудочно-кишечный тракт. Процесс впадания в анабиоз начался с позы расслабления, опускания голо­вы на грудь и монотонного повторения одних и тех же слов, при этом йог стал постепенно задерживать свое дыхание. Когда Харида заснул, слуга залепил ему глаза, нос, уши и рот воском (чтобы туда не проникали насе­комые). Комиссия во главе с магараджей Сингом и ан­гличанином Уайтом, чтобы предотвратить любую воз­можность обмана, заставила зашить йога в мешок, мешок положить в сундук и, закрыв, оставить его в строго ох­раняемой комнате. Там йог и проспал целых 42 дня.

Перед процедурой пробуждения комиссия убедилась в целости печати на дверях комнаты. Когда их открыли, присутствующие увидели вертикально поставленный де­ревянный сундук с висячим замком, запечатанный лич­ной печатью магараджи. Открыли сундук и в нем нашли зашитого в мешок из полотна йога. Он находился там в неудобной сгорбленной позе в состоянии оцепенения. Руки у него сморщились, на ощупь казались деревянны­ми, голова лежала на плече. Врач взял его руку, чтобы найти пульс, но тот не прощупывался. Слуга начал обрызгивать йога теплой водой и растирать ему руки. После этого он завернул его голову в разогретое тесто из пшеничной муки, удалил восковые тампоны из рта, носа, ушей и глаз, насильно открыл ему рот и вытянул из глубины гортани втянутый туда язык. Последовали длительные процедуры и массаж, и наконец йог вздох­нул. Слуга влил ему в рот масло и заставил его прогло­тить. Йог медленно открыл один глаз, затем другой, по его телу несколько раз прошли судороги. Постепенно к нему вернулся нормальный цвет кожи, и через полчаса после начала пробуждения Харида «ожил». Его первые слова, произнесенные медленно, словно он преодолевал неимоверную тяжесть 42-дневного сна, были обращены к магарадже: «Ну а теперь ты мне веришь?» Примерно через час после этого у Хариды постепенно пришли в норму все проявления жизнедеятельности.

Эту историю многократно пересказывали, зачастую извращая, но всегда оценивали как чудо, называя боже­ственным сном йога. Почти в таком же виде описал ее известный болгарский ученый академик Методий Попов, приведя в качестве примера возможного сокращения ак­тивных функций человека, известного еще в давние вре­мена под названием «вита минима» («минимальная жизнь»). В действительности же этот сеанс показал уме­ние йогов в совершенстве управлять собственным телом.

Директор Парижской кардиологической клиники Те­реза Бросе проводила исследование заживо погребен­ных («оживших») йогов и обычных людей. Она устано­вила, что после нескольких лет тренировок человек мо­жет научиться не дышать 10—15 мин. При этом происхо­дило замедление всех процессов жизнедеятельности, как это бывает у животных во время зимней спячки. У зажи­во погребенных йогов сердце не останавливается, а рез­ко падает частота и сила сердечных сокращений.

Еще один, можно сказать, невероятный опыт был проведен в предместье столицы Индии Дели — Модел Тауне йог Свами Сатиамуртри — довольно пожилой че­ловек с поседевшей бородой — опустился в выкопанную яму размером 2,5X2,5 м, дно которой было устлано се­ном. Там он принял позу «подмазана» (позиция «лотос») и совершил религиозный обряд. После этого к ногам и гру­ди йога прикрепили электроды. Доктор Иогеш Чандра Матур, специалист по болезням сердца, провел последние приготовления, йог остался один в яме, и ее накрыли крышкой. Поверх крышки утрамбовали 15-сантиметро­вый слой земли. Через 7 дней «гробницу» вскрыли и об­наружили Сатиамуртри в состоянии оцепенения в перво­начально принятой им позе. Его жена принялась масси­ровать сначала голову и верхнюю часть тела йога подо­гретым оливковым маслом. Вскоре тот пришел в себя. Через некоторое время он выпил стакан молока и съел немного фруктов. Прошло 8 ч, за это время йог принял несколько теплых ванн и выглядел свежим, чувствовал себя хорошо, но похудел на 5 кг. Доктор Матур, свиде­тель «погребения» йога, вместе со своими сотрудниками круглосуточно контролировал аппаратуру, подключен­ную к электродам, прикрепленным к телу Сатиамуртри. Все данные тщательно регистрировались на протяжении всего опыта. Прослушивались шумы в сердце йога в те­чение всех семи суток. Вот что сказал доктор Матур: «Нам долго пришлось ждать, почти сорок часов, пока йог впал в это состояние. Во время предыдущего опыта это ему удалось только через 5 дней. После этого начали происходить странные явления, зарегистрированные ап­паратурой: температура тела понизилась до 34,8°С, со­противление в коже, обычно колеблющееся между 3 и 8 тыс. ом, за несколько часов резко подскочило и превыси­ло чувствительность нашего аппарата, измеряющего со­противление до 2 млн. ом. Когда йог впал в состояние «самадхи», сопротивление в коже понизилось до нор­мального уровня. В конце второго часа у йога резко со­кратились дыхательные движения. Биения сердца снача­ла участились, а затем замедлились». В дальнейшем на­чалось сильное сердцебиение — до 250 ударов в минуту (как при быстром беге). Затем наступил короткий пери­од нарушения деятельности сердца, пока кардиограф не­ожиданно не сигнализировал: йог остановил сердцебие­ние — его сердце не ра’ботало! Уж не фокус ли это? Док­тор Матур категоричен: йог ни в коем случае не мог от­ключить электроды и «обмануть» чрезвычайно чувстви­тельный микрофон, вмонтированный в его «гробницу». Кроме того, проверка показала, что ни к одному из элек­тродов вообще никто не прикасался. Через 5 ч после на­ступления состояния «самадхи» все функции организма, кроме функций центральной нервной системы, прекра­тились. 5 дней подряд кардиограмма не отмечала ника­кой деятельности сердца.

Как объяснить все это? По мнению доктора Матура, некоторые йоги обладают способностями почти останав­ливать сокращения сердца, в значительной степени уменьшать другие биологические функции организма и жить несколько дней без дыхания и кровообращения. Доктор Матура сравнивает это их состояние с зимней спячкой у некоторых пресмыкающихся, земноводных и млекопитающих.

По словам известного факира Ивона Ива, позволяв­шего, чтобы его закапывали в землю живьем, объясне­ние этой тайны заключается в следующем: «Я зажимаю сонную артерию и чувствую, что теряю сознание. Я впа­даю в полулетаргию, пульс у меня почти не прощупыва­ется, дыхание почти прекращается. Только так можно выдержать под землей и не задохнуться». Однако после одного такого сеанса пульсация сердца у него достигла 250 ударов в минуту, и врачи предупредили его, что сле­дующий сеанс может оказаться для него роковым, после чего факир прекратил свою деятельность.

Между тем интересен тот факт, что йоги не зажима­ют свою сонную артерию, а используют другой физиоло­гический метод — постепенно замедляют ритм дыхания и увеличивают паузу между дыхательными движения­ми. Таким опытом поделился пожилой йог, выглядев­ший как 20-летний юноша. Он посетил Советский Союз и объяснил, как ему удалось сохранить юноше­скую внешность: по его словам, он живет только днем. Ночью он сокращает частоту вдохов и выдохов в 10 раз и «таким образом живет всего час вместо десяти»

Сочетая дыхательные упражнения с неподвижными позами и системой самовнушения, йогам, вероятно, уда­ется сократить потребление организмом кислорода и пе­рейти к такому уровню жизнедеятельности, при котором внешние признаки жизни исчезают.

Но не только йоги умеют «умирать и воскресать». Вот как врач-путешественник Гарри Райт в своей книге «Свидетель колдовства» (1971 г.) описывает практикуе­мый некоторыми африканскими жрецами обряд воскре­шения впавшего в анабиотическое состояние «колдуна»: «На земле лежал здоровый молодой мужчина, ростом выше 6 футов (1 фут—0,3048 м.— (Прим. переводчи­ка), с широкой грудью и сильными руками. Я сел так, чтобы загородить его своим телом, и быстрым движени­ем приподнял его веки, чтобы проверить реакцию зрач­ков по методу Аргила-Робинсона. Реакции не было. По­пытался также нащупать его пульс. Пульса не было. Я не обнаружил и признаков того, что у него работает серд­це… Нас окружила группа из тридцати человек. Низкими голосами они запели какую-то ритмическую песню. Это было что-то среднее между воем и рычанием. Они пели все быстрее и все более высокими голосами. Как будто мертвый должен был услышать эти звуки. Каково же оказалось мое удивление, когда именно так и случлось — «мертвый» неожиданно провел рукой по груди и попытался повернуться. Крики окруживших его людей слились в громкий вопль. Грохот барабанов стал еще более яростным. В конце концов лежащий на земле все же повернулся, поджал под себя ноги и медленно по­полз. Его глаза, еще несколько минут назад не реагиро­вавшие на свет, сейчас были широко раскрыты и устрем­лены на нас. Судя по всему, этот молодой мужчина с по­мощью самогипноза разработал в коре своего головного мозга контрольный пункт для определенных музыкаль­ных ритмов. И ничто иное, кроме этих музыкальных рит­мов, не могло бы его воскресить».

Разумеется, наука все еще находится в начале изу­чения явлений подобного рода, но во многих странах про­водятся научные обследования йогов, впавших в состоя­ние анабиоза.

В настоящее время, кроме врачей и физиологов, ме­тодами впадания в состояние анабиоза интересуются и специалисты в области космической биологии. Это одна из любимейших тем писателей-фантастов.

Но как бы мог обычный человек или космонавт, от­нюдь не йог, в самом деле впасть в состояние анаби­оза?

Еще в 1901 г. профессор Бахметьев в своей статье «Ре­цепт того, как дожить до XXI века» подробно описал, как протекает переход в состояние анабиоза у высших животных: «Сначала теплокровное животное должно пре­вратиться в животное с изменяющейся температурой крови, что достигается с помощью наркоза… Это необ­ходимо для того, чтобы у млекопитающих дыхание могло протекать так же, как у лягушек, насекомых и др., т. е. при понижении температуры оно бы ослабевало. Иначе животное будет напрасно терять силы в борьбе с холо­дом, и это истощит его преждевременно. После наркоза животному надо устроить холодную воздушную ванну, температуру которой следует постепенно понижать с по­мощью специального регулятора».

Теперь достаточно хорошо известно, что наркоз и во­обще фармакологические средства способны привести только к кратковременному частичному состоянию ана­биоза, что нашло применение в хирургической практике. «Продолжительный анабиоз (в течение нескольких ме­сяцев или лет) требует принципиально других решений» — к такому выводу пришел советский академик В. В. Парин.

Советские ученые Н. А. Агаджанян и А. Ю. Катков утверждают, что вместо наркоза дыхание можно замед­лить, если человек научится управлять своими дыхатель­ными движениями. Когда человек начнет тренироваться, замедляя дыхательные движения, он постепенно будет приучать ткани своего тела к повышению содержания углекислого газа. Излишек двуокиси углерода охлажда­ет тело за счет понижения обмена веществ в тканях — главном источнике образования тепла, подавляет цент­ральную нервную систему и ослабляет чувствительность организма к самым различным раздражителям, в том числе и к холоду. Вот почему организм, обогащенный уг­лекислым газом, может дополнительно охлаждаться и дойти до состояния анабиоза. По мнению этих двух со­ветских ученых, принципиальная схема впадания в со­стояние анабиоза выглядит примерно так: тренировка дыхания — повышение содержания углекислого газа в организме — общее охлаждение тела. От тренировки ды­хания зависит приспособляемость организма не только к большим количествам углекислого газа, но и к нехватке кислорода в тканях. Такая приспособляемость организма может предотвратить необратимые явления, которые мог­ли бы возникнуть при охлаждении тела.

Ныне методы йогов, в совершенстве владеющих спо­собом впадания в состояние анабиоза, стали объектом обстоятельных научных исследований. Это полезно не только для науки, но и для здоровья и долголетия чело­века. Весьма вероятно, что этот метод найдет применение в космической биологии при будущих космических поле­тах к далеким планетам. Может быть, недалеко то вре­мя, когда сбудутся слова Циолковского о неограничен­ной (с помощью анабиоза) продолжительности жизни человека, покоряющего Вселенную.