Характеристика основних наукових досягнень САДУ у вивченні природи Середньої Азії. Методика біокомплексного дослідження природи
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Экологический метод оказал решающее влияние на формирование в университете эколого-биологической концепции анализа и оценки территории и методики биокомплексных исследований.
Теоретические поиски Д. Н. Кашкарова и Т. 3. Захидова, Р. И. Аболина и М. Г. Попова, Е. П. Коровина и И. И. Гранитова, П. А. Баранова и И. А. Райковой по изучению биокомплексов всегда мыслилась как неотъемлемая часть общей проблемы познания пустынь и высокогорий и овладения их естественными производительными силами. Их исследования строятся на убеждении о том, что научный подход к изучению и разработке приемов освоения пустынь (как жарких, так и холодных — высокогорных) должен быть комплексным, так как сама пустыни есть явление комплексное.
В формировании эколого-биокомплексной концепции пустынь ведущее положение занимали работы Д. Н. Кашкарова и Е. П. Коровина. Сущность ее сводится к следующему:
1. Изучение биокомпонентов пустыни как выразителей экологического типа пустыни. Оно требует выделения основных группировок растительности и животного населения, выяснения их внутренних взаимосвязей и взаимоотношений с факторами географической среды; установление общих закономерностей существования, географического распределения и динамики развития биоценозов на фоне биофизических комплексов Пустыни. 2. Изучение биокомплексов пустыни как показателей связей пустыни с сопредельными территориями определением видового состава населяющих территорию растений и животных и выявлением истории их развития. 3. Изучение биокомплексов как необходимой предпосылки для установления путей их сельскохозяйственного освоения. Это обязывает к общей качественной и количественной характеристике почвенно-растительных и животных ресурсов и пересмотру их в целях мелиорации.
В этой концепции важно то, что биокомплексы выступают в качестве показателя специфики природы пустыни и ее потенциальных сельскохозяйственных возможностей. На базе эколого-биокомплексной концепции познания пустынь и в процессе проведения комплексных (преимущественно биокомплексных) экспедиций в стенах университета формируется методика биокомплексных исследований современного типа. Эта методика нашла наиболее полное воплощение в результатах Бетпакдалинских, Памирской и Устюртской экспедиций. Главное требование этой методики — участие в экспедициях специалистов различного профиля с единой идеей и целеустановкой и координирующая роль биологов.
Весьма характерно, что при осуществлении биокомплексных работ используется почти весь арсенал методов физико-географических исследований. Так, пространственные отношения географических ландшафтов, биокомплексов, отдельных компонентов и процессов (медленно изменяющиеся во времени) изучались маршрутно-экспедиционным методом. При этом в геоморфологических (Ц. Каракумская эксп.) и геоботанических (Кенимехская эксп.) исследованиях экспедиций САГУ были использованы материалы аэрофотосъемок.
В случае необходимости более глубокого исследования типичных участков, изучение которых имело наиболее важное теоретическое и практическое значение, маршрутный метод сочетался с методом ключей.
Положительно сказалось и широкое сочетание стационарных исследований с полевым экспериментом. Работы Памирских и Кенимехской экспедиций значительно углубили географические аспекты изучения природных объектов, так как благодаря созданию постоянно действующих стационаров появилась возможность изучения ландшафтов в пространстве и во времени. Это позволило глубже познать механизм взаимосвязей отдельных биокомпонентов между собой и с окружающей средой.
Полевые опыты Памирских экспедиций, направленные на научно обоснованное изменение малопродуктивных биоценозов на высокопродуктивные, на внедрение в высокогорье ценных дикорастущих и культурных растений, могут рассматриваться как смелая попытка в области преобразования природы.
Но, пожалуй, самое ценное в биокомплексной методике университета — это постоянное использование сравнительно-географического метода — основного метода географического познания природы.