З історії Середньоазіатського університету
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Ярким проявлением заботы Коммунистической партии и Советского правительства о развитии науки, просвещения и осуществления культурной революции в Средней Азии является создание Туркестанского народного университета.
В разгар гражданской войны, когда молодая Туркестанская республика задыхалась в огненном кольце иностранных интервентов, в Ташкенте 21 апреля 1918 года по решению Совета Народных Комиссаров Туркреспублики открывается Туркестанский народный университет. Он был организован по инициативе рабочих и передовой части интеллигенции.
Туркестанский народный университет начал подготовку кадров высшей квалификации и научные исследования современного типа. Но недостаток опытных преподавателей и скромные материальные средства не позволили университету стать полноценным высшим учебным заведением, удовлетворять растущие запросы развития народного хозяйства, культуры и науки Туркестана.
В апреле 1918 года Совнарком Туркреспублики отправил в Москву специальную делегацию, которая преследовала цель обеспечить приток новых научных сил из центра и пополнить учебное и научное оборудование.
Особое внимание уделял укреплению Туркестанского университета глава Советского правительства Владимир Ильич Ленин, привлекший к этой работе крупных деятелей: Н. К. Крупскую, Я. М. Свердлова, В. Д. Бонч-Бруевича и А. В. Луначарского.
В ноябре 1918 г. в Москве при поддержке Совнаркома и Наркомпроса РСФСР был создан Организационный комитет Туркестанского государственного университета. В его состав вошли представители Московского и Петроградского университетов, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, Петроградского технологического института и члены туркестанской делегации. Организационный комитет, председателем которого был утвержден И. Г. Александров, занялся подбором научных сил и необходимых учебных средств.
В конце 1919 г. число желающих поехать работать в Туркестанский университет достигло 193. Среди них были крупные специалисты по разным отраслям науки: А. В. Благовещенский, А. А. Борзов, А. Л. Бродский, Н. А. Димо, М. А. Захарченко, Н. Н. Златовратский, Д. Н. Кашкаров, Б. А. Келлер, В. И. Масальский, К. И. Мейер, В. В. Миллер, Д. А. Морозов, В. Г. Мухин, С. Н. Наумов, С. И. Огнев, М. И. Прозин, Е. В. Раковский, П. П. Сит-ковский, А. А. Сперанский, И. И. Спрыгин, К. Г. Хрущев, А. Э. Шмидт, М. М. Якуб и многие другие.
В организации университета деятельное участие принимали известные архитекторы — А. В. Щусев и Л. А. Ильин, физик В. К. Аркадьев, географы — Д. Н. Анучин, Л. С. Берг и А. А. Борзов, медики — А. В. Мартынов, А. И. Абрикосов, востоковеды — В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский и др.
В связи с тем, что Туркестан был отрезан от Центра линией Оренбургского и Закаспийского фронтов вплоть до 1920 г., московская группа преподавателей работала в отрыве от Народного университета. 30 августа 1919 г. на общем собрании преподавателей ректором университета был избран крупный советский почвовед Н. А. Димо. В московский период жизни университета создаются физико-математический, историко-филологический, технический и медицинский факультеты.
В апреле 1920 г. после ликвидации Оренбургского фронта и восстановления железнодорожной связи с Туркестаном в Ташкент по путевке В. И. Ленина прибыл первый эшелон с профессорами и преподавателями, а всего прибыло пять эшелонов с личным составом и более 60 вагонов с научно-учебным оборудованием и литературой. (ЦГАОР УзССР, ф. 18, оп. 2, ед. хр. 16.) Это была большая помощь, и хотя из 193, избранных на работу, в Ташкент прибыло всего 43 профессора и столько же преподавателей, «…но и это число квалифицированных работников, — пишет один из деятельных организаторов университета П. А. Баранов,— делало Туркестанский университет наиболее богатым личным составом из числа всех университетов, организовавшихся после революции». (Баранов П. А. Среднеазиатский университет. Исторический счерк. В кн. Среднеазиатский университет к десятилетнему юбилею Октябрьской революции, Ташкент, 1927, стр. 9.)
7 сентября 1920 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР об учреждении Туркестанского государственного университета. К этому времени почти полностью слились центральный и местный коллективы преподавателей университета, и декрет окончательно реализовал идею создания полнокровного высшего учебного заведения в крае.
Университет был призван готовить высококвалифицированных специалистов для нужд всех отраслей народного хозяйства и подъема культуры и науки народов Советского Востока. С первых же дней своего существования его научные работники направили свои усилия на разработку наиболее актуальных проблем развития народного хозяйства и культуры Средней Азии.
Осенью 1920 г. начались занятия на семи факультетах — медицинском, физико-математическом, социально-экономическом, техническом, историко-филологическом, сельскохозяйственном и рабочем. Вскоре по инициативе М. В. Фрунзе был открыт военный факультет.
В первые три года в университете часто менялась его организационная структура. Многочисленные реорганизации породили своеобразное учреждение — т. н. Совет научно-исследовательских институтов, который стремился сохранить и рационально использовать оборудование, материальные ценности, кадры реорганизуемых частей.
К концу 1922 г. университет достиг определенной стабильности в организационной структуре и был укомплектован в составе медицинского, физико-математического, сельскохозяйственного, инженерно-мелиоративного факультетов и факультета общественных наук.
В июле 1923 г. университет переименовывается в Первый Среднеазиатский государственный университет, а с 1924 г.— в Среднеазиатский государственный университет (САГУ).
В 1923 г. Совет научно-исследовательских институтов превратился в Совет межфакультетских учреждений и в последующие годы претерпел некоторые изменения. В
1925 г. Совет объединял институты, химический, физический, чистой и прикладной математики, геологический, почвоведения и геоботаники, ботанический, зоологический, педагогики и психологии. Кроме того, в его состав входили самостоятельные кабинеты — геодезии, землеведения, физиологии растений и др. В 1921 г. университету была передана территория под Туркестанский государственный ботанический сад, до того находившийся в ведении Туркестанского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, природы и искусства (Туркомстарис). В последующие годы университет укреплялся и расширялся и быстрыми темпами рос его контингент.
Необходимо указать, что в период перехода Советского государства на мирную работу по восстановлению народного хозяйства (1921—25 гг.) профессорско-преподавательский коллектив САГУ составлял основу научно-технических и культурно-просветительных кадров среднеазиатских республик. Поэтому можно смело сделать заключение, что дальнейшее развитие науки, техники и просвещения в республиках Средней Азии в значительной степени определялось достижениями университета.
Индустриализация страны (1926—29 гг.) потребовала от работников высшей школы максимального развертывания научной и педагогической деятельности. САГУ использовал все возможности для подготовки новых кадров специалистов и развертывания научных исследований. Крупной заслугой университета в этот период явилась успешная подготовка высококвалифицированных научных кадров из среды местных национальностей. Уже в первое десятилетие было выпущено много педагогов и научных работников — узбеков, таджиков, туркменов, киргизов и других среднеазиатских национальностей.
Дальнейшее развитие университета сопровождалось быстрым ростом числа студентов и качества знаний выпускаемых специалистов.
Непрерывно расширялись и углублялись разнообразные по тематике научные исследования институтов и кабинетов университета. К 1927/28 учебному году, исходя из потребностей развивающегося народного хозяйства Средней Азии, были организованы новые кабинеты — физиологии животных, микробиологии, генетики и создана самостоятельная лаборатория специальных методов технического исследования.
К 1929/30 учебному году факультеты университета настолько разрослись, что из них стали формироваться высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В 1929—31 годах университет подвергся коренной реорганизации: пять его факультетов из шести — медицинский, восточный, сельскохозяйственный, факультет советского хозяйства и права, инженерно-мелиоративный с полным комплектом профессорско-преподавательского состава, лабораториями и оборудованием выделились в самостоятельные высшие и высшие технические учебные заведения: в 1929 г.— Среднеазиатский сельскохозяйственный (САСХИ), Ленинабадский плодово-овощной, Ашхабадский зооветеринарный, Среднеазиатский хлопково-ирригационный, Политехнический и Среднеазиатский геологоразведочный (САГРИ) институты. Позже от университета отпочковались Таджикский высший педагогический институт, Среднеазиатские медицинский и плановый институты (ТАВПИ, САМИ, САПИ). Таким образом, уже в первое свое десятилетие университет стал не только кузницей научных кадров и крупнейшим научным центром, но и родоначальником высшего образования в Средней Азии.
В связи с этим в 1931 г. при университете остался только один физико-математический факультет, на основе которого в том же году сформировалось три факультета: биологический, химический и собственно физико-математический. (Физмат в 20- х годах готовил не только физиков и математиков, но и биологов, химиков и др. представителей естественных наук, что позволило разбить этот всеобъемлющий факультет на узкоспециализированные факультеты.)
К этому же времени вместо большой сети научно-исследовательских институтов и их отделов, а также самостоятельных кабинетов возникло три института — Биологический, Химический и Физико-математический.
Скоро наступил период нового расширения Среднеазиатского университета, связанного с постановлением партии и правительства о резком улучшении преподавания истории и географии. 16 мая 1934 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) о преподавании географии в начальной и средней школе СССР. В 1935 г. по решению ЦИК СССР в САГУ организуется еще два новых факультета — исторический и геолого-почвенно-географический.
Исключительно большая работа была проделана сотрудниками университета в предвоенные годы (1936— 41 гг.).
К этому времени действовало и заочное отделение, и университет готовил высококвалифицированные кадры по 18 специальностям. Сотрудники университета разрабатывали новые проблемы по математике, физике, химии, биологии, истории и геолого-географическим наукам.
В период Великой Отечественной войны, когда все силы народа были брошены на разгром немецко-фашистских захватчиков, учебная, научная и общественная жизнь Среднеазиатского университета была направлена на выполнение сложных задач военных лет.
Несмотря на призыв в армию значительного числа преподавателей, коллектив университета продолжал работать с удвоенной энергией. Большую помощь оказали ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда и других городов Европейской части Союза: физики — А. С. Компанеец, А. А. Шишловский, Б. М. Царев, химик А. М. Жарновский, географы — М. Г. Кадек, А. И. Ракитников, В. М. Четыркин, историки — А. И. Анекштейн, С. Н. Валк, Р. Ю. Виннер, Б. Д. Греков, Е. А. Косминский, М. И. Левченко, М. В. Нечкина, В. И. Пичета, И. П. Петрушевский, Б. Е. Штейн, востоковеды — Е. А. Бертельс, А. Н. Болдырев, В. В. Струве, А. Ю. Якубовский, филологи — В. М. Жирмунский, К. К. Пиксанов, В. Ф. Шишма-рев и др.
В период войны организуется филологический факультет, в работе которого приняли участие крупные ученые центра. В ноябре 1941 г. в САГУ был возвращен геолого-почвенно-географический факультет, переданный в 1940 г в Узбекский государственный университет. В военные и послевоенные годы возникли новые кафедры: синоптической метеорологии, петрографии и литологии, низших растений, философии, истории Средней Азии, узбекской литературы, практической филологии, романо-германской филологии, искусствоведения.
Особенно широкое развитие в годы войны получили гуманитарные науки. Здесь возникли новые научные направления, особенно по истории и филологии, которых почти не было в довоенные десятилетия. Физики и математики, химики и биологи, географы и геологи университета ориентировали свои исследования на оборонную тематику. В центре внимания стояли вопросы комплексного изучения естественных производительных сил края и развитие оборонной промышленности.
Во время войны учеными университета написано множество монографий и научных статей по различным отраслям знаний. Весь преподавательский состав САГУ в свободное от занятий время трудился в колхозах и совхозах, участвовал в строительстве крупных сооружений, всячески помогая укреплению тыла страны.
После окончания Великой Отечественной войны Среднеазиатский университет переключился на мирную тематику: ставятся научные проблемы технического прогресса, развития промышленного и сельскохозяйственного производства, укрепления и усовершенствования педагогической работы и т. д. Изменяется структура факультетов и их кафедр.
В частности, в 1945 г. из состава геолого-почвенно-географического факультета выделились самостоятельные географический и геологический факультеты. На географическом факультете возникли новые кафедры — гидрологии, геодезии и картографии. Благодаря созданию нового факультета университет превратился в крупный центр географических исследований природы Средней Азии, кузницу географов-специалистов различного профиля.
В истории Среднеазиатского государственного университета 21 января 1954 г.— знаменательная дата. В этот день университету присвоено имя В. И. Ленина, основателя Коммунистической партии и Советского государства. В 1960 г. САГУ переименован в Ташкентский государственный университет — ТашГУ им. В. И. Ленина.
Со дня основания в Ташкенте государственного университета прошел значительный промежуток времени. За свое полувековое существование он с честью преодолевал все трудности, непрерывно развивался и укреплялся.
Сосредоточивая в себе большое число крупных специалистов по различным областям знаний, Среднеазиатский университет с первых же дней представлял собой не только первое высшее учебное заведение, но и крупнейший центр научных исследований во всей Средней Азии. Многие и наиболее яркие страницы истории формирования, укрепления и расцвета советской науки в Средней Азии должны заполняться и в действительности заполнены именами и блестящими успехами большой плеяды ученых САГУ. Кто попытается проникнуть в историческое прошлое советской науки в нашем крае, тот неизбежно столкнется с изучением обширного и многогранного научного наследия ученых университета.
В настоящее время Ташкентский университет является одним из самых крупных университетов страны, в его стенах развиваются оригинальные направления по различным отраслям науки. Многие из них широко известны не только в союзном, но и в мировом масштабе.