Передмова
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
На протяжении многих лет изучение человеческих рас было тихой заводью биологической науки. Различие в цвете кожи между населением Африки и Европы, Европы и Азии так демонстративно бросалось в глаза, что его не могли не оценить уже первые классификаторы человеческих рас, а оценив, не могли не положить в основу расового деления человечества. Поэтому подразделение человечества на три большие расы — негрскую, или негроидную, именуемую в просторечии часто черной, монгольскую, или монголоидную, называемую также желтой, и европейскую, или европеоидную которую еще зовут белой, кочует вот уже два с половиной столетия из работы в работу. Правда, за это время заметили, что у монголоидов цвет кожи, в общем-то, не желтый, что негры бывают не только черные, но и коричневые, даже светло-коричневые, а многие европеоиды, проживающие в Аравии, Северной Африке, северных и центральных районах Индии, не намного светлее некоторых групп негров. Но это детали, не меняющие общей картины или изменившие ее лишь в частностях.
В рамках этой картины накапливались данные о многочисленных народах земли, отдельных популяциях и их группах. Исследования позволили вскрыть в пределах трех больших (как их называют советские антропологи), или географических (как их называют американцы), рас огромную мозаику расового разнообразия, уложить ее в какие-то схемы иерархически соподчиняющихся расовых элементов, получить наконец приблизительную характеристику 30 или 40 (разные классификации насчитывают различное число этих элементов) расовых элементов. Так, к началу 50-х годов сложилось более или менее общее мнение о расовой структуре человечества. В рамках этого общего мнения существовали разные классификации. Внешне они значительно отличались друг от друга. Под внешним отличием подразумевается здесь терминологическая сторона дела — расы, как правило, во всех этих классификациях назывались по-своему и между разными названиями не было никакого сходства.
По существу же, многие классификации были сходны и по числу выделяемых местных локальных расовых элементов, их характеристике и даже в их соподчинении, отражавшем то или иное понимание их генеалогий. Расовый состав человечества был разложен «по полочкам», и наука о расах могла, казалось, перейти от их «инвентаризации», требовавшей беспокойных экспедиций в отдаленные уголки земного шара и интенсивной работы, к спокойному существованию, заключавшемуся в поддержании чистоты на полках расового архива.
Однако мечтам о спокойном существовании, если они и были у антропологов, не суждено было сбыться. Оказалось, что самая спокойная эпоха в истории антропологии, не обещавшая никаких взрывов идейного порядка, была чревата революцией в наших взглядах на расы. Эта революция оказалась связанной с самыми глубокими мировоззренческими проблемами не только антропологии, но и общей биологии, антропогенетики, происхождения человека, понимания его места в мироздании. Она не была революцией в строгом смысле слова, приуроченной к какому-то крупному научному съезду или выдающемуся открытию. Дело в том, что на протяжении последних десятилетий изменилось само мышление антрополога. Оно стало более динамичным, гибким и страстным. Новое время внесло в него диалектику и спасительный ветер неуверенности в том. что сказано уже последнее слово и больше нечего делать, кроме штукатурки и окраски уже полностью отстроенного здания.
Правда, споры в антропологии случались и раньше. Гипотеза тройного делении человечества на основные расовые стволы всегда была преобладающей, но не единственной. От азиатских монголоидов иногда отделяли коренное население Америки — разные племена индейцев. Среди населения Африки привлекало внимание весьма большое морфологическое своеобразие бушменов и готтентотов. Часто океанических и африканских негроидов рассматривали как самостоятельные большие расы. В связи с малой информацией о древних расовых типах человечества разнообразные дискуссии возникали о генезисе антропологического состава человечества, взаимоотношениях рас и их сравнительной древности, расовых миграциях, основных, направлениях расовой динамики. Но все эти дискуссии не выходили за рамки спокойной уверенности в реальном существовании сложной иерархии расовых общностей, каждая из которых состоит из суммы индивидуумов именно данной, а не иной какой-нибудь расовой общности. Индивидуум рассматривали при этом как идеальное воплощение расовых особенностей той или иной совокупности, как идеальный носитель расовых свойств. Изменению их, естественно, уделяли второстепенное внимание.
При всей стройности этой концепции отдельные сомнения возникали и раньше, до 50-х годов. Указывали на динамичность расовых типов и скорость их изменений во времени при определенных условиях, на огромный масштаб смешения в разные эпохи истории человечества, на грандиозную подвижность человеческих коллективов, их постоянный контакт со все новыми экологическими нишами. Но только в указанный период произошел качественный сдвиг во взглядах на эти вопросы. Накопилось столько популяционно-генетических данных (информации о поведении генетических маркеров в разных человеческих популяциях), столько сведений о микроэволюционных перестройках (изменениях генетического состава популяций за короткие промежутки времени), что закрывать на них глаза и замалчивать их стало уже невозможно.
В антропологию и антропогенетику проникло и «свило в них прочное гнездо» понятие популяции как элементарной единицы биологической структуры человечества. Популяции как отделенные друг от друга группы людей, связанных между собой родством, привлекли к себе прочное внимание. На их изучение были брошены основные силы, и они заслонили старые, традиционные, антропологические явления (как это всегда бывает в романтическую пору развития новой концепции), заменили на какой-то период расы в качестве основных биологических подразделений человечества.
Новая концепция понимания биологического состава человечества получила наименование популяционной. Она отчетливо выразила претензию на единственное разумное объяснение групповой дифференциации человеческого вида, признавая ее только в рамках популяции, и полностью отменила расы как крупные биологические общности внутри человечества. Расы были объявлены мифом. Лежащие в основе расового деления человечества факты — заведомые и очевидные различия между территориальными группами людей в пигментации, форме волос головы, развитии волосяного покрова на теле, вариациях строения мягких тканей лица, изменчивости пальцевых и ладонных узоров, микрорельефе зубов и некоторых других признаков новая концепция рассматривала как фенотипические различия, не имеющие генетического значения. Именно поэтому в орбиту исследования были широко вовлечены генетические маркеры и определены их концентрации в разных популяциях. Ведь именно эти маркеры отражают, по мысли крайних сторонников популяционной концепции, генезис популяций в отличие от перечисленных якобы только фенотипических вариаций.
Вариации генетических маркеров по популяциям обнаружили очень сложную географию, мало соответствующую традиционной расовой географии человечества. На первых порах между территориальным распределением генетических маркеров и расовых вариантов вообще невозможно было обнаружить никаких аналогий, что укрепляло нигилизм в отношении традиционной веры в реальное существование рас.
Популяционная концепция обсуждалась на многих международных конгрессах и получила активную поддержку большинства, можно сказать, даже подавляющего большинства специалистов. Она удачно отражает такие важные моменты биологической истории человеческого вида, как подвижность человеческих популяций, их специфичность, исключительно сложная популяционная структура человечества, гораздо более сложная, чем его расовая структура. Получив признание, она вступила в классический период своего развития. В первую очередь она освободилась от своих юношеских крайностей — отрицания рас. При пристальном сопоставлении морфологических и популяционно-генетических данных выяснилось, что во многих случаях между их географическими вариациями существуют определенные совпадения. Причем вариации генетических маркеров охватывают группы территориально близких популяции, которые складываются в более крупные общности разных уровней иерархии.
Именно поэтому популяционная концепция биологического развития человечества, а вернее, популяционная концепция человеческих рас составляет передовой фронт современного расоведения. Ее обсуждают, разрабатывают и углубляют. Естественно, что все старые антропологические темы: «Число рас», «Их иерархия», «Генетические взаимоотношения и динамика во времени» — приходится переоценивать. Значительно обогатился список этих тем. Здесь и значение популяционно-генетического анализа в расоведении, и роль природных и социальных факторов в расовой динамике, всестороннее изучение которой только сейчас заняло подобающее ей место. Рассмотрим некоторые из этих тем.