Призначення фізико-географічного районування
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Сначала необходимо уточнить смысл термина «физико-географическое районирование». Ряд авторов называет его природным или ландшафтным или употребляет эти термины как синонимы. Мы придаем каждому из них особое значение.
Под природным районированием в соответствии с широким смыслом слова «природный» мы понимаем выделение и определение таксономического ранга индивидуальных территориальных единиц, сходных по любому природному признаку (признакам). Следовательно, в природное районирование входят как физико-географическое, так и частное районирование в принятом выше значении. Кроме того, в состав природного районирования включается расчленение территорий по еще более частным признакам — отдельным сторонам или свойствам компонентов (например, лесосеменное районирование — выделение территориальных единиц по урожайности и доброкачественности семян древесных пород). Широкое понимание природного районирования необходимо для его противопоставления неприродному, проводимому по тем или иным социально-экономическим признакам.
Ландшафтное районирование, в нашем понимании, представляет собой составную часть физико-географического; это — выделение и определение таксономического ранга ландшафтных ГК. Называть ландшафтным выделение любых ГК, в том числе односторонних, существенно отличающихся от ландшафтных, едва ли правильно. Кроме ландшафтного, мы рассматриваем как особые виды физико-географического районирования тектогенное и климатогенное; последнее подразделяется на зональное, секторное, барьерное и высотнопоясное.
Вопрос о назначении физико-географического районирования рассматривается раньше, его принципов и методов потому, что от назначения районирования зависят не только некоторые особенности его методики, но даже отдельные его принципы. По назначению физико-географическое районирование делится на общенаучное и специализированное, или прикладное. Первое не связано с решением какой-либо конкретной практической задачи; второе, наоборот, выполняется для решения или научного обоснования решения именно такой задачи.
Общенаучное районирование имеет прежде всего научное значение. Это вытекает уже из того, что ландшафтоведение — наука о ГК, которые выделяются при общенаучном районировании. Но Оно имеет и практическое значение. Ведь каждый ГК, показанный на карте районирования и описанный в текстовой характеристике, обладает особым природным потенциалом. Естественно, что рациональное хозяйственное и всякое иное (например, рекреационное) использование естественных ресурсов любой территории невозможно без учета природного потенциала слагающих ее ГК.
Однако результаты общенаучного районирования, т. е. его карта и описание к ней, обычно не могут быть использованы для решения конкретных практических задач непосредственно, так как выделы карт общенаучного и прикладного районирования часто не совпадают друг с другом. Причина в том, что природные сходства и различия, по которым выделяются прикладные единицы и которые являются главными при решении данной практической задачи, не всегда играют ведущую роль при общенаучном районировании.
Все же карты общенаучного районирования могут служить научной основой для прикладного, ибо между ними существует определенная связь: единицы прикладного районирования обычно «без остатка» укладываются в единицы общенаучного, причем между этими единицами возможны четыре основных типа соотношений (рис. 4): 1) единица прикладного районирования состоит из одной единицы общенаучного районирования сопоставимого ранга; 2) прикладная единица также соответствует одной общенаучной, но более низкого ранга; 3) прикладная единица слагается из двух или нескольких общенаучных сопоставимого ранга; 4) прикладная единица состоит из двух или нескольких общенаучных более низкого ранга.
Следовательно, на основе материалов общенаучного районирования можно составить карту прикладного районирования. С этой целью необходимо проанализировать общенаучные материалы с точки зрения данной практической задачи и путем объединения общенаучных единиц определенного ранга или их деления на единицы более низкого ранга выделить единицы прикладного районирования. Особенно эффективна эта работа, если она проводится соответствующим специалистом совместно с ландшафтоведом. Правда, карта прикладного районирования, составленная на основе общенаучных материалов, обычно носит предварительный характер и требует для своего уточнения специальных камеральных или даже полевых исследований. Однако объем этих исследований сравнительно небольшой, так как достаточно выявить то, чего недостает в общенаучных материалах.
Специализированное районирование возможно и без Общенаучной основы. Однако в этом случае ему должно предшествовать изучение природных сходств и различий и связанных с ними ГК. Такие вынужденные исследования, особенно если они проводятся не ландшафтоведами, обычно сильно уступают по своему научно-методическому уровню специальным исследованиям для целей общенаучного районирования, отличаются недостаточной полнотой и единообразием. Поэтому их нельзя или очень трудно использовать для решения научных и прикладных задач. Следовательно, отсутствие общенаучной основы для специализированного районирования ведет к нерациональной трате времени и средств. (Это выглядит примерно так же, как если бы не существовало государственных топографических карт, имеющих широкое назначение, и для решения каждой конкретной практической задачи по использованию ресурсов территории надо было бы вновь проводить ее топографическую съемку, чтобы изготовить топооснову, необходимую для прикладного исследования.)
Таким образом, общенаучное районирование отвечает на запросы практики опосредствованно — через специализированное районирование. При этом нередко применяется сокращенный вариант рассмотренного способа практического использования материалов общенаучного районирования. Он состоит в том, что ограничиваются только их анализом под углом зрения данной прикладной задачи и выявлением свойств ГК, благоприятных и неблагоприятных для ее успешного решения. Так поступает, например, В. Б. Сочава (1975), оценивая природные условия полосы вдоль Байкало-Амурской магистрали (БАМ) для целей ее экономического освоения. Стало быть, в этом случае производится только первая часть действий, относящихся к данному способу, тогда как вторая часть — составление карты прикладного районирования — выпадает. Такой вариант способа применяется, например, тогда, когда практическая задача может быть решена и без этой карты.
Полностью выполнять функцию научной основы для различных видов прикладного районирования может только серия общенаучных карт, на которых выделены ГК всех типов п рангов. Подобные карты должны находиться на современном научно-методическом уровне. Их необходимо постоянно совершенствовать путем использования результатов новейших отраслевых и комплексных исследований. Должны вноситься коррективы п в текстовые характеристики ГК; кроме того, эти характеристики дополняются показателями, нужными для решения новых практических задач.
Рассмотренные представления о общенаучном и прикладном районировании близки к наиболее распространенным в советской географии. Однако имеются отдельные исследователи, отрицающие общенаучное физико-географическое районирование. К ним принадлежит прежде всего Д. Л. Арманд (1970, 1975). Он фактически отрицает существование ГК, ибо признает лишь их «ядра типичности», которые, по его мнению, невелики по размерам и не дают представления даже о форме ГК. Эти ядра разделены настолько постепенными переходами, что ГК как бы переливаются друг в друга. Несовпадение границ частных регионов в широких переходных полосах между ГК не позволяет однозначно решить вопрос о том, какую из них принять за границу ГК, если неизвестна цель районирования. А последняя, по мнению Д. Л. Арманда, может иметь место только при прикладном районировании.
Действительно, переходные полосы между соседними ГК иногда могут занимать значительную часть каждого из них. Однако и в этом случае более или менее типичные участки, относительно которых не возникает сомнений, к какому ГК их отнести, преобладают на их площади. Если была бы правильна картина, нарисованная Д. Л. Армандом, то едва ли могло бы возникнуть само представление о ГК, а их границы не были бы видны ни на аэроснимках (ГК низкого ранга), ни на космических снимках. Но на последних видны границы даже зональных ГК, наиболее расплывчатые из физико-географических границ, вследствие чего по космическим снимкам можно изучать зональность суши (Виноградов, Кондратьев, 1970).
Д. Л. Арманд прав, что сравнимость результатов районирования недостижима, если оно не целенаправленное. Но ведь целевое назначение может быть и широкое, что как раз свойственно общенаучному районированию (основа для различных видов прикладного). Как будет показано ниже, такое широкое назначение физико-географического районирования отнюдь не исключает его сравнимых результатов. (Подробнее см.: Прокаев, 1971.)
В следующих разделах данной главы и главах III—VII обсуждаются вопросы общенаучного физико-географического районирования и близкого к нему районирования для учебных целей, причем для краткости прилагательные «общенаучный», а иногда и «физико-географический» опускаются. Использованию материалов районирования для решения практических задач посвящена глава IX.