Висновок
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Изучение фактического материала, изложенного в учебнике, а также анализ прилагаемой карты и таблицы физико-географических регионов суши позволяют сделать некоторые выводы об основных закономерностях пространственной неоднородности природы Земли, а также о том, какова роль человеческой деятельности в формировании современных природно-территориальных систем.
Земная поверхность, для которой характерно чередование крупных участков суши (материков и островов) с частями Мирового океана (океанами и морями), представляет собой в то же время систему соподчиненных, относительно однородных природно-территориальных единиц (геосистем различного ранга). В верхнюю часть этой иерархической системы можно поставить субконтиненты и крупные части океанов, которые подразделяются на природные регионы первого ранга (физико-географические страны в пределах континентов и соответствующие им по степени природного единства акватории с островами). Далее идут регионы более низких рангов (физико-географические провинции, области и т.д.), которые в данном курсе не рассматриваются.
Каждый регион, независимо от его сложности и положения в системе таксономических единиц районирования, отвечает двум основным условиям. Во-первых, он обладает чертами географической индивидуальности, неповторимости; во-вторых, заключает в себе черты сходства с другими природно-территориальными единицами, формирующимися в аналогичных условиях, т. е. принадлежит к тому или иному типу регионов. При этом типологические черты создаются при условии, что территориально разобщенные регионы занимают сходное положение по отношению к радиационным и циркулярным факторам климата и находятся в пределах, сходных по генезису участков земной коры. Географическая индивидуальность определяется тем, что земная кора и земная атмосфера хотя и находятся в тесном взаимодействии, все же развиваются по различным законам. Распределение тех или иных типов земной поверхности, их размеры и географическое положение не находятся в прямой взаимозависимости с распределением зонально-климатических условий. Но даже в тех случаях, когда сходные геоструктурные элементы располагаются в пределах одних и тех же климатических поясов и характеризуются, следовательно, аналогичной структурой зональности, полного сходства между ними быть не может. Черты индивидуальности неизбежны при различиях в размерах и очертаниях аналогичных по генезису участков, различном соотношении суши и водных бассейнов, расположении орографических элементов и, наконец, различном составе органического мира, что всегда наблюдается на разобщенных территориях даже при полном сходстве экологических условий.
Следует также отметить, что чем сложнее тот или иной регион, чем к более высокому рангу в системе таксономических единиц он принадлежит, тем больше в нем индивидуальные особенности преобладают над типологическими, тем меньше возможностей закономерного повторения подобных условий в других частях Земли.
Некоторые черты сходства существуют даже между различными материками. Например, Северная Америка имеет бесспорное сходство с Евразией. Оно обусловлено тем, что оба материка лежат в пределах всех поясов северного полушария и, следовательно, в одинаковых условиях в отношении распределения солнечной радиации и циркуляции атмосферы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Оба материка неоднократно были связаны между собой в течение геологической истории и имеют большое сходство в распределении и строении некоторых крупных элементов земной коры, типах рельефа и зональных ландшафтов, а также в видовом составе флоры и фауны.
Индивидуальные черты каждого из этих материков определяются различиями в конфигурации и размерах (Евразия примерно вдвое больше Северной Америки), в простирании как самих материков, так и основных элементов их орографии (преимущественно субширотном в Евразии и субмеридиональном в Северной Америке).
Вторую группу родственных по природным условиям материков составляют Африка, Южная Америка и Австралия, у которых черты сходства обусловлены принадлежностью к древней Гондване и положением основных частей между тропиками.
Принадлежность к единому праматерику обусловила общность домезозойских, а частично и мезозойских геологических комплексов и связанных с ними полезных ископаемых и типов морфоструктуры основных частей Южной Америки, Африки и Австралии. Положением в пределах тропико-экваториального пространства определяется распространение экваториального, субэкваториального и тропических климатов и соответствующих типов зональных ландшафтов почти на всей территории Африки и Австралии и на большей части Южной Америки. Индивидуальные черты природы южных материков зависят от различий в их размерах, очертаниях и рельефе, окончательно сложившихся в постмезозойское время. На каждом из них уже после распадения Гондваны возникли самостоятельные центры видообразования и сложились своеобразные по видовому составу типы органического мира.
Выделяемые в пределах каждого материка субконтиненты также характеризуются ярко выраженной географической индивидуальностью. Прежде всего каждый из них неповторим в пределах данного материка, и на этом основании он и выделяется. Центральная или Восточная Азия, Кордильерский Запад Северной Америки и т. д. выделяются прежде всего по их ярко выраженным особенностям и отличию от других частей данного материка. Трудно говорить о типологическом повторении таких обширных и сложных территорий на других материках. Но все же возможно сопоставление Кордильерского Запада Северной и Андийского Запада Южной Америки, Южной Африки и Австралии, Центральной Америки и Юго-Восточной Азии и т. д.
Физико-географические регионы (страны), положенные в основу районирования материков в настоящем курсе, уже в гораздо большей степени соединяют в себе черты индивидуальные (региональные) и типологические.
Выделяемые по принципам, изложенным во «Введении», однотипные физико-географические регионы, как это видно из прилагаемой карты и таблицы, почти всегда повторяются в пределах различных материков, а в некоторых случаях и в пределах одного и того же материка. Последнее имеет место в тех случаях, когда один материк лежит в одинаковых климатических поясах северного и южного полушарий. Рассмотрим некоторые примеры.
Физико-географические страны пустынных тропических плоскогорий существуют в Евразии (Аравийский полуостров), Африке (Сахара и Южно-Африканское плоскогорье), Австралии (плоскогорье Западной Австралии), т.е. на материках, где во внутренних и западных частях тропического пояса расположены обширные участки древних плит. Для всех этих регионов характерны ярко выраженные типические черты: резкая континентальность и аридность климата, останцово-эрозионные, эоловые и денудационные формы морфоскульптуры, отсутствие или слабое развитие поверхностного стока, бедность органического мира и т. д. И в то же время каждая из них обладает индивидуальными особенностями, не свойственными другим регионам этого типа. К этому следует прибавить, что на материках западного полушария, суженных на юге и открытых с востока доступу влажных воздушных течений, похожие регионы вообще отсутствуют.
Другой пример. На всех материках в западном секторе субтропического пояса при наличии горного рельефа существуют однотипные условия природы. Наиболее яркого выражения и наиболее широкого распространения, однако, они достигли только на берегах Средиземного моря в Евразии и Африке, где для их формирования существуют исключительно благо-приятные условия. На американских материках, в Австралии и Южной Африке, где субмеридиональное простирание горных хребтов препятствует распространению средиземноморского климата в глубь континентов, соответствующие ландшафты существуют только на узких полосах побережий и на западных склонах гор.
Правильное понимание закономерностей пространственной неоднородности природных условий имеет для будущего учителя географии большое познавательное и практическое значение. Оно дает ему возможность в процессе преподавания максимально расширять объяснительную сторону, широко1 пользоваться приемом сравнения и добиваться усвоения учащимися предмета не путем запоминания, а путем понимания.
Изучение природных условий каждого физико-географического региона является в то же время изучением природной среды, в которой существует, действует и развивается тот или иной народ или группа народов. Размещение различных типов хозяйственной деятельности людей, помимо основных социальных законов, зависит также от законов развития природной среды. Каждому типу физико-географических регионов обычно соответствуют определенные комплексы природных ресурсов, способы ведения хозяйства, те или иные культурные растения, типы построек и т. д.
Известно, например, что европейцы завезли и внедрили древнейшие культуры Средиземноморья — виноградную лозу, оливковое дерево, цитрусовые — именно в те регионы других материков, которые по природным условиям однотипны с Евразийским Средиземноморьем: в Капскую область, Южную Австралию, Среднее Чили, Калифорнию. Среднегорья в Европе и Америке характеризуются однотипными комплексами ископаемых: каменным углем — в предгорных прогибах, рудами — в районах выходов кристаллических и вулканических пород и т. д. Эти природные ресурсы послужили базой для развития промышленности в странах Средней Европы и аппалачских районах США.
Из приведенных примеров нельзя делать вывода, что природа того или иного региона предопределяет уровень и характер развития хозяйства для стран, расположенных в его пределах. Такой вывод был бы неверен, так как основой развития хозяйства являются социально-исторические условия. Однако бесспорно, что каждый региональный тип природы представляет собой в то же время тот или иной тип географической среды, который Определенным образом влияет на направление хозяйственной деятельности людей.
В настоящее время во многих регионах Земли люди стоят перед необходимостью решения серьезных экологических проблем, причиной возникновения которых явилось недостаточно бережное, нерациональное отношение к природе в процессе использования ее ресурсов, в особенно большой степени присущее странам с капиталистическим способом ведения хозяйства. Загрязнение Карибского, Средиземного и других региональных морей, деградация средиземноморских ландшафтов, опустынивание, захватившее Сахель и Сахару и начавшее проявляться также в Австралии и других регионах, деградация природы Амазонии в результате неправильного освоения, неумеренное истребление тропических лесов в бассейне Конго, Индонезии и других регионах, обеднение генофонда дикой флоры и фауны, оскудение источников чистой воды — многие из этих тяжелых последствий нерационального природопользования перерастают региональные рамки и приобретают глобальное, общечеловеческое значение. Борьба с опустыниванием, деятельность, направленная на сохранение лесов, борьба с загрязнением внутренних морей и другие подобные проблемы требуют усилий многих стран и различных международных организаций. Затрагивая в той или иной степени интересы всех стран и народов, экологические проблемы сейчас находятся в сфере внимания всего человечества. А решение их требует развития научных знаний, просвещения всего населения и международного сотрудничества. Географии должна принадлежать в осуществлении этих задач немалая роль, так как этой области знаний присущ комплексный подход к территориальным природным и хозяйственным объектам и явлениям. И так как физическая география изучает в основном сложные природно-территориальные системы различных рангов, а экономическая география — системы территориально-производственные, то только при тесной интеграции между этими основными отраслями географической науки она в состоянии оказывать существенное влияние на решение крупных современных эколого-экономических задач.
Однако правильное понимание, а, следовательно, и эффективное практическое решение тех или иных конкретных экологических проблем возможно только при учете индивидуальных, местных особенностей тех или иных территорий или акваторий, в пределах которых они возникают. Один и тот же глобальный процесс может иметь различную степень проявления и различные последствия в зависимости от местных особенностей природы, демографической ситуации, исторических условий территории.
Например, одной из важнейших глобальных экологических проблем современности является опустынивание. Этот процесс, главной причиной которого является взаимодействие человека и природы в экстремальных условиях легко уязвимых засушливых геосистем, охватил огромные территории на всех материках Земли в пределах умеренных, субтропических и тропических климатических поясов. В настоящее время он угрожает жизни и благосостоянию примерно 15% населения планеты. Однако процесс этот протекает различно не только в разных климатических поясах, но и на разных материках в пределах одних и тех же поясов. Есть большие различия в масштабе и характере опустынивания в Сахаре и Сахеле, с одной стороны, и на Австралийском материке — с другой. Имеют значение разная степень аридности тропических пустынь Австралии и Северной Африки, различия в заселенности и освоенности аридных территорий. Эти индивидуальные особенности требуют учета местных условий при разработке комплекса мер борьбы с опустыниванием.
Другой пример. В последние десятилетия одним из процессов, вызывающих большую тревогу, стало катастрофически быстрое истребление влажных тропических лесов. Известно, что обезлесение Амазонии, бассейна Конго и Юго-Восточной Азии ведет не только к деградации природы самих этих регионов, но и существенным образом ухудшает состав атмосферы, т. е. имеет глобальные далеко идущие последствия. Для исправления создавшегося положения уже недостаточно простого прекращения вырубки лесов (да это и невозможно), а необходим целый комплекс мероприятий по оптимизации использования природных ресурсов легко разрушаемых геосистем экваториального пояса. Но при этом необходимо учитывать конкретные индивидуальные особенности каждого региона. Амазония с ее уникальными природными условиями дольше, чем другие регионы, сохраняла нетронутым свой первоначальный облик, но она и особенно сильно пострадала от активного вторжения человека, имевшего место в последние десятилетия. Уникальность региона требует индивидуального подхода для решения возникших экологических проблем.
В последние годы страны Северной Америки и Западной Европы страдают от так называемых «кислых» дождей. Это явление — результат переноса западными ветрами токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу некоторыми промышленными предприятиями. В местах выпадения загрязненных осадков происходит отравление водоемов, нарушение почв и гибель растительности. При этом установлено, что территории, где на поверхность выходят граниты и другие кислые породы, страдают от этого явления больше, чем те, поверхность которых сложена известняками или другими осадочными породами. Поэтому в Европе наибольший ущерб от кислых дождей терпят государства, лежащие в пределах Фенноскандии, особенно Швеция и Норвегия.
Приведенные примеры говорят о том, что каждая глобальная экологическая проблема имеет региональный аспект, которого нельзя не учитывать ни в практической, ни в просветительской деятельности. И в этом смысле именно география с ее региональным подходом к изучению природы и хозяйства имеет преимущества перед другими отраслями знания.
Правильное отношение к природе и понимание важности проблем взаимоотношения природы и общества должна воспитывать у всех граждан прежде всего общеобразовательная средняя школа. Очень большая роль в осуществлении этого принадлежит учителю географии, являющемуся в то же время специалистом-географом широкого профиля.
Курс физической географии материков, как показывает само название, входит в число дисциплин физико-географического цикла. Основным объектом изучения в этом курсе являются природно-территориальные системы. Но большое внимание в нем уделено человеку, человеческому обществу как мощному фактору, не просто воздействующему на природу, но и способному в процессе хозяйственной деятельности нарушить или изменить ход природных процессов, а также и тем результатам, к которым приводит это воздействие. Интеграционный подход, глобальный охват материала и четко выраженная региональная структура настоящего курса обеспечивают ему существенную роль в подготовке современного, экологически мыслящего учителя географии.