На окраїні білого суспільства
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
В 1963 г. мне посчастливилось в составе патруля, направленного отделом по улучшению быта аборигенов администрации Северной территории, участвовать в поездке на племенные земли пинтуби. Их адрес: пустыня Гибсона, 128—126° в. д., 24—22° ю. ш. Руководил патрулем старший научный сотрудник отдела Джерими Лонг, антрополог по специальности. Четыре вездехода забросили нас на 320 километров в глубь штата Западная Австралия, на 900 километров к западу от Алис-Спрингса. Там мы встретили первобытных людей, может быть, последних на земле людей каменного века, живущих небольшими семейными группами по 5—11 человек. Бесплодная пустыня, которая служит им домом, песчаные холмы, поросшие лишь спинифексом, не могут накормить и напоить значительные племенные образования. Только группы не больше 12 человек выживают в этом районе, где почти не водятся кенгуру. Воды в жалких озерках пустыни и водоемах едва-едва хватает при кочевом образе жизни, но часто случается, что не оказывается воды именно тогда, когда она больше всего нужна. Недаром мне то и дело приходилось слышать слово «погиб» от сопровождавших нас аборигенов — проводников и переводчиков. Пустыня Гибсона по коварству не уступает Сахаре — самое убедительное тому доказательство — кости людей и животных, валяющиеся вокруг высохших озерков. В поисках воды человек может проделать в жару 80 километров, но, придя с распухшим от жажды языком к водоему и обнаружив вместо воды сухой песок, он уже не в состоянии идти дальше.
Двадцать лет я жил и работал среди аборигенов Северной территории и регулярно посещал отдаленные районы. Я привык встречать людей, которые добывают огонь трением и охотятся с помощью бумерангов и копий. Сотни этих людей, находящихся почти на первобытной стадии развития, живут в настоящее время в правительственных поселках и на станциях миссий: в Папунье, Юендуму, Хукер-Крике, Балго-Хиллсе, в миссии Уорбертон. Но я не думал, что на земле еще остались такие отсталые люди, как пинтуби.
Впервые я познакомился с пинтуби в Папунье. Одни из них жили там уже тридцать лет, другие — несколько дней. Среди первых был веселый человек по имени Джунката, принадлежавший к «коже» (секции) Джубурула. Джунката известен во всей Центральной Австралии под прозвищем Ноузпег. Юношей он покинул пустыню Гибсона, где кочевал недалеко от озера Мак-Дональд, и прельстился легкой жизнью под сенью лютеранской миссии. Позднее он перебрался в Хаастс-Блафф, а потом в Папунью. Его дали нам в помощь как переводчика и проводника в страну заходящего солнца. Я буду часто упоминать этого приятного попутчика, который оказался неоценимым помощником.
Ноузпег переводил, когда я беседовал в Папунье с Гуниа Джугурба Джабалджари, Вади Джугурба Джунгараи и Джалюри Джабалджари.
Гуниа, Вади и Джалюри отвечали на мои вопросы тихими голосами. Вади вообще разговаривал чуть ли не шепотом, едва раздвигая губы. В пустыне нет шума, который надо перекричать, да профессиональные охотники и не производят лишних звуков. Слишком длинные интервалы между приемами пищи напоминают им, что не следует распугивать дичь разговорами. Если бы Вади мог ответить на вопрос одними знаками, он предпочел бы вовсе не раскрывать рта. Потом я убедился, что так ведут себя все кочевники-пинтуби.
От этой тройки я узнал, что жители пустыни боятся самолетов, изредка пролетающих над их страной по пути в неизвестные миры. Гуниа, Вади и Джалюри при появлении самолета каждый раз прятались в кусты спинифекса. Спинифекс называется также дикобразовой травой — его иголки прокалывают даже самую толстую кожу. Каково же было прятаться в нем, особенно нагишом! Гуниа и Вади пережили и другие ужасы, даже сейчас они вспоминают о них явно со страхом. Первый увиденный ими автомобиль был грейдер Федерального министерства снабжения, прокладывавший через пустыню дорогу от Алис-Спрингса до Перта, всего свыше двух тысяч километров. Кочевникам, никогда не видившим автомобиль, грейдер показался чем-то вроде динозавра, который с ревом преследует их по дюнам, откусывая ломти земли огромной стальной пастью, ощупывая ее закругленными лапами и непрестанно изрыгая гарь и пыль.
Ноузпег расспросил Гуниу и Вади и очень живо повторил их рассказ мне. Они тогда перепугались до смерти. Они бежали, спасая свою жизнь, не разбирая дороги, продирались через спинифекс, пересекали дюны. Неделями они прятались, не разжигая костров, чтобы не выдать своего присутствия. Когда они наконец вернулись, чудовище, к счастью, ушло, но постоянным напоминанием о прошедшей здесь нечистой силе остался гигантский след: отпечатки широких тракторных шин и бесконечная «дорога», выбитая в почве пустыни. Они приблизились к ней дрожа от страха — как бы сам след не набросился на них и не сожрал! Ибо эти люди никогда не видели больших следов, чем след кенгуру.
От Вади и Гунии я из первых уст услышал, как трудна жизнь в пустыне. Они рассказали, что постоянно испытывали чувство голода, а иногда не ели по два дня и даже дольше. Но до моего сознания тогда не дошло, что они вообще никогда не наедались досыта. Я еще не знал, что обед для пяти или шести пинтуби может состоять из одной гуаны или горсточки маленьких ящериц. Не знал я также, какие скудные водоемы имели в виду эти люди, говоря о воде. Мне представлялось, что где-то в пустыне мы найдем большие естественные источники. Ведь карта местности испещрена синими пятнышками, носящими гордые названия: озеро Мак-Дональд, озеро Маккей, озеро Гопкинс, озеро Уил и т. д. На самом деле озеро Мак-Дональд представляет собой всего-навсего лужицу соленой воды, и все остальные «озера» точно такие же. Пусть читатель, встречая эти названия на страницах моей книги, сам мысленно ставит слово «озеро» в кавычки.
Я спросил Гуниу, Вади и Джалюри про море, но они не слышали о нем. Я спросил, знают ли они, что такое рыба. Нет, конечно, они не знали. Я дал Гунии несколько серебряных монет. Он осмотрел их, не зная, что с ними делать. Когда Ноузпег объяснил, что на них можно приобрести муку, сахар и чай, его глаза загорелись. А ему уже было двадцать пять лет! Вот, подумал я, передо мной сидит совершенно неискушенный человек. Через неделю, однако, я встретил аборигена, который никогда не видел муки, сахара и чая.
Гуниа, Вади и Джалюри в душе еще были кочевниками и охот. никами и навсегда останутся ими, хоть они и живут в Папунье, на ее окраине. Если я нуждался в доказательстве, то получил его в тот же день. Они внимательно слушали Ноузпега, переводившего мой вопрос. В это время над нашими головами зачирикала птичка. Они немедленно насторожились, руки их потянулись к копьям, которых не было рядом. Тут же они вспомнили, что находятся в месте, где сколько угодно всякой пищи, и расслабились. Но прежде они отдали дань извечной заботе, владеющей каждым охотником пинтуби: добыть пищу, чтобы выжить. Пища или смерть!
А какие страдания терпят пинтуби при болезни и несчастных случаях!
История, рассказанная мне Вади, случилась с одноруким Нгугуди Джипула из субсекции Джубурула, племенным братом Ноузпега. В начале 50-х годов Нгугуди решил расстаться с пустыней и пошел искать более легкой жизни на лютеранской станции в Хаастс-Блаффе. Вскоре, однако, он был задержан полицией как свидетель преступления. Хотя самого Нгугуди ни в чем не подозревали, его сковали с другим человеком цепью и привязали к дереву, чтобы он не сбежал от предстоящего следствия. Нгугуди, человек пустыни, еще мало соприкасавшийся с цивилизацией, испугался. Всю ночь он бил камнем по цепи; к утру одно ее звено поддалось и ему удалось бежать. Но браслет от наручников остался у него на руке. К несчастью, его устройство было таково, что чем настойчивее Нгугуди старался освободиться, тем туже он смыкался. Много недель он скрывался в буше, опасаясь вернуться, и только когда началась гангрена и боль стала нестерпимой, ему пришлось выйти. Но было уже поздно, в больнице Алис-Спринг-са ему ампутировали руку. С тех пор его называют Пэдди Наручники, что звучит гневным обличением бессмысленной жестокости, совсем недавно царившей на территории. Другой человек, Вальтер Талбулда, носит прозвище Человек в цепях: он долгое время ходил в железных оковах, наложенных на него законом.
Вторая история — о человеке, которого убила природа, проявив необычайную жестокость. Это Виндару из субсекции Джангала. Около озерка Ватублу он преследовал в пустыне дикобраза, которого хотел заполучить на семейный обед, и полез вслед за ним в нору. Виндару с трудом протиснулся в проход, который сужался настолько, что он не мог в нем ни повернуться, ни освободиться. Так он и умер, стоя на четвереньках…
Эти эпизоды, как ни ярко они выявляют стойкость пинтуби, все же рассказывают о судьбах отдельных людей. В последующие недели я узнал, что весь этот народ постоянно страдает от недоедания, граничащего с голодом, от холода, от палящего зноя в летние месяцы. Но, ведя такую жизнь из поколения в поколение, они не чувствуют себя страдальцами.
Прежде чем перейти к описанию нашего путешествия, сообщу несколько исторических и других данных о пинтуби и их стране.
Первое знакомство белого человека с этим краем, правда мимолетное, относится к 1873 г., когда экспедиция полковника Эгертона Уорбертона прошла от Алис-Спрингса до плато Кимберли на северо-западе Западной Австралии. Хотя их маршрут пролегал совсем близко от озера Маккей, исследователи его не заметили, оно было открыто только в 1930 г. с воздуха. В 1933 г. австралийский путешественник
Майкл Терри на пути в Танами проследовал на верблюдах через северную часть племенной территории пинтуби. Он дал наименования многим географическим объектам. В походном журнале Уорбертона часто упоминается об аборигенах, иногда их называют «враг». Я не сомневаюсь, что это были пинтуби, «хотя мы разыскивали их намного южнее — между озерами Маккей и Мак-Дональд.
Из-за отсутствия воды Уорбертону пришлось провести в пустыне на одном месте 56 дней. Разведывательные партии, которые он высылал в разные стороны, в конце концов обнаружили небольшое озеро в 160 километрах от его базового лагеря, и он смог пополнить свои запасы.
В 1897 г. западную часть Западной Австралии пересек достопочтенный Давид Карнеги на пути из Холс-Крика в Калгурли. Карнеги предпринял несколько вылазок на верблюдах в восточные и северные районы Западной Австралии. Экспедиция 1896— 1897 гг. была финансирована им самим за счет прибылей от добычи золота. Карнеги достиг Холс-Крика и открыл там новые золотоносные месторождения. Обратно он возвращался по восточному берегу озера Маккей, от которого повернул на юго-запад и перевалил через хребет Ролинсон. Два года спустя он издал книгу о своем путешествии «Спинифекс и песок». Первым пустыню Гибсона исследовал по-настоящему в 1874 г. Эрнст Джайлс, он же дал ей название по имени молодого австралийца, участника экспедиции, который пошел искать воду и не вернулся. Случилось это около гор Альфред и Мэри, километрах в полутораста к юго-западу от нашей основной базы в Джупитер-Велл.
Скорее всего случайные путешественники не раз проезжали на верблюдах вблизи этого района, но вряд ли кто-нибудь из них достигал границы Западной Австралии. Только с 1957 г., когда экспедиция Эванса достигла озера Маккей, начались контакты с живущими в пустыне пинтуби, которые, впрочем, были случайными. Наш патруль должен был доказать, что еще существуют семейные группы, которые никогда не видели белого человека.
Пинтуби находятся в постоянном движении. Их земля небогата пищей и водой, и как только то или другое оскудевает на обжитой было территории, всей группе приходится искать новое местожительство. Поэтому пинтуби обычно не пытаются строить себе жилища из спинифекса или кустарника, а ограничиваются заграждениями от ветра. Проехав несколько сот километров, я только один раз видел «дом» из спинифекса и мульги, построенный вокруг дерева, служащего как бы каркасом.
Копья из твердого дерева (я ни разу не видел бумеранга), вумеры (копьеметалки), куламоны (корытца из дерева или древесной коры. — Прим. пер.) для переноски детей, сосуды для хранения воды — вот и весь инвентарь пинтуби. Кремневых наконечников для стрел я не встречал.
Пинтуби глубоко религиозны, суровые условия существования затрудняют для них духовную жизнь, а то и делают ее вовсе невозможной. Люди, показывавшие нам Священное Сновидение или тотемический центр Умари, называемый также Старик с Каменными Женами, были исполнены глубокого благоговения.
О характере кочеваний этого народа и его численности можно только строить предположения. Вероятно, в настоящее время пинтуби осталось не больше двухсот человек. Из них около двух третей уже покинуло пустыню и живет в Папунье, Юендуму, Валго-Хиллсе и Уорбертоне, где они поселились племенными общинами, чтобы не утратить свой родной язык и культуру. Живя в этих центрах, пинтуби вступают в брачные отношения с другими племенными группами, и границы между племенами, и всегда-то нечеткие, стираются окончательно.
Итак, аборигены смогли сменить ненадежную участь независимых кочевых охотников на оседлую жизнь на окраине белого общества. Последствием этой перемены повсюду в Австралии явилось почти полное разрушение древней социальной структуры, которая была прекрасно приспособлена к потребностям бродячих охотников. Главная роль в ней принадлежала старикам — хранителям практических навыков и религиозных верований, помогавших выжить в пустыне. Но когда вы получаете готовую еду из столовых и закусочных, старики с их знаниями ритуалов и мифов утрачивают прежний авторитет.
Влияние стариков основывалось на том, что они якобы могли покарать провинившегося смертью. Джерими Лонг в монографии об изменениях в образе жизни пинтуби в Папунье пишет, что молодежь знает — в случае надобности старики могут наслать смерть — и все еще опасается сверхъестественных чар. И тем не менее старые законы соблюдаются все менее ревностно, к власти старейшин относятся далеко не так почтительно, как до контактов с белыми людьми. Аборигены, заключает Джерими Лонг, воспринимают обычаи белого человека так же легко, как надевают его платье. И тут я с ним не согласен. Несколько дней спустя я убедился, что человек, всю свою жизнь ходивший нагим, отнюдь не легко привыкает носить одежду.