Легенди про вулкани
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Люди с древнейших времен пытались дать объяснение вулканическим извержениям. Но бессилие перед грозной стихией, незнание законов развития окружающей природы в конечном итоге приводило их к фантастическим толкованиям этих явлений. У различных народов в течение многих веков сложились представления, что в глубинах Земли существует какой-то особый мир, где господствуют злые боги и духи, что, разгневавшись на людей, владыки подземного мира производят извержения вулканов. Мифические образы постепенно делались предметами религиозного поклонения и превращались в богов. Так, в Древней Греции и Риме вулканы считались местообитанием подземного бога огня — Вулкана (отсюда и происходит название вулканов). Людям казалось, что во владениях подземного бога идет кипучая работа, как в огромной кузнице, потому будто бы из недр вырываются дым и пар, видны отсветы пламени, слышен подземный гул. Когда же гул усиливается и на поверхность выбрасываются раскаленные камни, льется лава, тогда, как они думали, под землей происходит яростная борьба между богами.
Но не только древние греки и римляне слагали мифы и легенды о вулканах. Жители Камчатки называли вулканы «горящими горами». Как они полагали, в вулканах живут души умерших. Когда же этим душам становится холодно, тогда они начинают топить свои большие юрты. Вот почему горы начинают дымиться и «гореть».
Существует множество других легенд у различных народов, живущих в районах вулканических извержений. А позднее, когда складывались мировые религии, богословы использовали древние представления о «подземном царстве», превратив его в ад — место вечного наказания «грешников».
Что это именно так, легко убедиться, сравнив христианские и мусульманские описания ада. В мусульманской «священной книге» Коране сказано, что наступит день, когда аллах будет судить всех людей. «Тогда тому, кто был упорен в нечестии, предпочитал всему здешнюю жизнь,— тому адский пламень будет жилищем» (сура 79, аяты 37—39). «Священной книгой» христиан является Библия. В ней тоже говорится о «конце света» и о том, что судить всех людей придет «сын божий» Иисус Христос. Что же ожидает христианских «грешников»?
Евангелист Матфей очень уверенно заявляет, что после «страшного суда» грешников ввергнут «в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Матф., гл. 13, ст. 50).
Относительно того, где находится ад, у создателей «священных» христианских книг нет никаких сомнений: ад находится в глубинах Земли. «Жития святых» содержат немало легенд о людях, которые якобы побывали в аду и благополучно оттуда вернулись. В одной из легенд говорится о воине Таксиоте, который будто бы рассказал о своих приключениях в аду епископу города Карфагена. В рай Таксиота не пустили, поскольку он поддался «дьявольским соблазнам». «Тогда злые духи,— рассказывает он епископу,— взяв меня, начали бить и свели затем вниз; земля расступилась, и я, будучи веден узкими входами через тесные и смрадные скважины, сошел до самой глубины темниц адовых, где во тьме вечной заключены души грешников, где нет жизни людям, а одна вечная мука, неутешный плач и несказанный скрежет зубов» (курсив мой.— Ж. Б.). Из данного «рассказа» совершенно определенно явствует, что ад находится в глубинах Земли.
Высказывания богословов о местоположении ада свидетельствуют о подобном же представлении. Так, папа Григорий Великий (590—604 гг.) считал, что ад помещается в жерлах вулканов. По представлению крупного христианского теоретика Фомы Аквинского (1225—1274 гг.), самым подходящим местом для ада является центр Земли. А вот как рассуждал об аде «святой священномученик» пресвитер Смирнский Пионий: «Если же это кажется вам далеко от вас, то подумайте о теплых водах, выходящих из земли: почему они нагреваются и бывают горячи? Не от огня ли, приготовленного для грешников внутри земли?»
Таковы были представления людей о строении Земли, вызванные ужасом перед вулканической деятельностью — действительно грозным явлением природы. Возникли эти представления в глубокой древности. Но закрепленные в религиозных сочинениях, они внедряются духовенством в умы доверчивых людей и в наши дни.