8 років тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Книга Луиса Баттана «Загрязненное небо» — научно-популярный очерк метеорологических основ загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий.

Книга написана видным американским специалистом, сумевшим достаточно полно и популярно изложить сложные вопросы физики и химии загрязнения атмосферы на современном уровне метеорологической науки. Знакомство с научными основами загрязнения атмосферного воздуха необходимо каждому культурному человеку, ибо проблема загрязнения среды нашего обитания стала одной из самых животрепещущих. Дальнейшее использование атмосферы для свалки промышленных отходов угрожает существованию жизни на Земле.

Чтобы были понятны все стороны этой проблемы, автор всесторонне рассматривает как источники выброса и свойства выбрасываемых в атмосферу вредных веществ, так и основные стороны метеорологических процессов, влияющих на поведение в атмосфере выброшенных в нее веществ. Для этого ему пришлось изложить в книге сведения о ветре, механизме и свойствах осадков и многие другие вопросы.

Современное крупное промышленное производство наряду с изготовлением продукции выдает также огромное количество отходов.

Следует заметить, что количество выбрасываемых отходов растет примерно пропорционально росту производства продукции, несмотря на принимаемые меры по очистке газов.

В Соединенных Штатах Америки загрязненность воздуха уже достигла критической стадии, угрожая здоровью и жизни миллионов американцев.

Кроме примеров, указанных в книге Баттана, новые примеры тяжелых последствий загрязнения воздуха были недавно приведены в статье, опубликованной журналом «Тайм». В этой статье указывается, что при неблагоприятных условиях погоды в Нью-Йорке погпбли от загрязнения воздуха в 1953 году 200 человек, в 1963 году — 400 человек. Помощник министра здравоохранения США д-р Ричард Приндль говорит: «Это становится вопросом жизни и смерти. У нас есть примеры того, как загрязнение воздуха непосредственно убивает людей. По мере нашего развития у нас будет все больше таких примеров». Главным загрязнителем воздуха является дым, поднимающийся из миллионов печных труб, труб электростанций, заводов и фабрик. Этот дым состоит из мельчайших частиц золы с различными примесями и из окислов серы и углерода. Можно ориентировочно оценить, что во всем мире сейчас сжигается в год около 2 млрд. тонн различных видов каменного угля, около 1 млрд. тонн нефти, перерабатывается около 2 млрд. тонн рудных и нерудных сыпучих материалов. Принимая среднее содержание золы в угле равным 30% и степень улавливания золы 80%, получим, что при сжигании углей в атмосферу выбрасывается в год около 120 млн. тонн золы, а вместе с остальными видами выбрасываемых пылей в атмосферу поступает в год 200—250 млн. тонн аэрозоля. При среднем содержании серы в углях и нефти, равном 1%, в атмосферу при сжигании этих топлив выбрасывается до 60 млн. тонн крайне вредного сернистого ангидрида. И все же эти выбросы составляют лишь часть от общей массы примесей, содержащихся в атмосфере.

200 млн. автомобилей во всем мире непрерывно выбрасывают на уровне земли окись углерода, соединения свинца и другие крайне вредные вещества.

Так, 3750 тыс. автомобилей выбрасывают ежесуточно в атмосферу Лос-Анжелоса около 10 тыс. тонн окиси углерода, 2 тыс. тонн углеводородов и 530 тонн окиси азота. Всего этого достаточно для образования постоянного удушливого тумана, отравляющего население Лос-Анжелоса. В США принимаются меры к созданию автомобилей с электрическими двигателями, питающимися от аккумуляторов или топливных элементов; в ряде штатов приняты очень жесткие законы, карающие загрязнителей атмосферы штрафом до 100 тыс. долларов или тюремным заключением сроком до 10 лет.

Однако в капиталистическом мире проблема борьбы с загрязнением атмосферы не может быть полностью решена.

Метеоролог Калифорнийского университета Моррис Нейбергер с ужасом пишет о том, что в случае, если на Азиатском материке появится около миллиарда автомобилей с бензиновым двигателем, то приходящий с Тихого океана в США чистый воздух окажется полностью загрязненным. «В конце концов, удушливый туман, пропитанный дымом и копотью, окутает всю землю,— говорит он,— и цивилизация исчезнет. Она погибнет не в результате катаклизма, а из-за постепенного удушения ее собственными отходами».

Мы считаем, что такие страшные последствия не неизбежны. Переход на использование топлив, мало загрязняющих воздух (газ, бессернистая нефть), высокоэффективное улавливание золы, пыли и вредных газов, создание небензиновых двигателей для автотранспорта — все это приведет к снижению загрязнения атмосферы.

Известный английский ученый физик-метеоролог профессор О. Г. Сэттон в своей новой книге «Вызов атмосферы» пишет: «В XVII и XVIII столетиях удаление сточных вод в городах Европы осуществлялось способом, который теперь может показаться невероятным. Вполне возможно, что наши потомки будут с таким же изумлением оглядываться на XIX век и начало XX столетия, когда люди выбрасывали ядовитые и дурно пахнущие вещества в атмосферу, почти не думая об их влиянии на здоровье и имущество».

В нашей стране борьбе с загрязнением среды обитания уделяется большое внимание. За последние годы значительно уменьшилось загрязнение атмосферного воздуха в Москве, Ленинграде, Кемерове, Тбилиси, Горьком и во многих других городах. Так, в Москве воздух стал чище в пять-шесть раз благодаря газификации котельных, промышленных предприятий и электростанций, установке газо- и пылеулавливающих сооружений, изменению технологии некоторых производств.

Однако и у нас в ряде промышленных центров загрязнение атмосферы продолжает оставаться значительным.

Планируемое к 1980 году увеличение промышленного производства в 2—3 раза и резкий рост выпуска автомобилей ставят вопросы, связанные с загрязнением атмосферы, в число первоочередных. Поэтому закономерности рассеяния примесей в атмосфере, ее свойства должны быть известны каждому. Всеобщая забота советских людей о чистоте самого важного продукта потребления — воздуха, несомненно, позволит разрешить задачу о выбросе вредных веществ в атмосферу.

Издание книги Баттана, правда не охватывающей всех сторон борьбы с загрязнением воздуха, по нашему мнению, весьма своевременно — подобных книг у нас пока издано мало. Она в основном рассчитана на массового читателя, но особый интерес представляет для инженерно-технических работников, а также для врачей-гигиенистов.

Е. Н. Теверовский