8 років тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Почти все согласны, что следует принимать срочные меры, чтобы уменьшить загрязнение атмосферы. Политические деятели, журналисты, ученые, промышленники, врачи — все в один голос твердят, что положение непрерывно ухудшается. Атмосфера становится огромной свалкой, в которой все возрастающим темпом скапливаются ядовитые газы и аэрозоли.

На равнинах, где дуют сильные ветры, загрязняющие вещества быстро рассеиваются и не могут создать серьезной угрозы красоте природы и долголетию человека. Но непрерывно увеличивается число городов, в которых атмосфера становится резервуаром громадного количества всяческих отбросов.

Но что же с этим делать? Мы знаем, что грязный воздух — это цена, которую приходится платить за прогресс. Промышленная революция была крупным шагом на пути этого прогресса. Она привела к созданию гигантских промышленных комплексов, которые производят ошеломляющее количество стали, химических продуктов и множества других товаров. В поисках работы на новых производствах люди переселялись в города. Расширялось строительство жилых зданий, школ, театров. Города становились все больше и больше. Некоторые из них так разрослись, что начали сливаться друг с другом.

И все эти изменения вносили свою долю в загрязнение атмосферы. Большинство производственных процессов связано с выделением дыма того или иного состава. Это относится и к электростанциям, работающим на минеральных топливах. Много дыма выделяют также домашние угольные и нефтяные печи. В сельских местностях, где дома разбросаны поодаль друг от друга, эти источники загрязнений не так уж важны. Но в городах здания стоят впритык, и многочисленные камины еще более усугубляют загрязнение атмосферы.

Если бы сейчас архитекторы начали проектировать совершенно новый город, то, вероятно, сумели бы уберечь его будущих обитателей от многих из тех огорчений, которые мы испытываем сегодня. Они могли бы разделить город на промышленную и жилую зоны, расположив предприятия, дающие наибольшее количество дыма, с той стороны от жилых строений, которая в периоды наибольшей устойчивости атмосферы и слабых ветров наиболее часто оказывается подветренной. Можно было бы ввести в действие муниципальные постановления, предписывающие, каким образом и в какое время можно выпускать дым в воздух.

Хороший планировщик к тому же отделил бы промышленную зону от жилой поясом зеленых насаждений, оградив тем самым большую часть населения от главных источников дыма. Вдобавок можно было бы специальным муниципальным постановлением запретить угольное и нефтяное отопление, заменив его газовым и электрическим.

Наконец (и это, возможно, самое главное), можно было бы как-то подумать о том, что делать с автомобильным транспортом.

Когда Генри Форд создал первый промышленный образец автомобиля и показал миру, что дни конной тяги сочтены, он вряд ли мог хоть в какой-то мере представить себе, каковы будут конечные последствия его изобретения. И он, и его последователи, вероятно, предвидели, хотя бы и смутно, что когда-нибудь легковой автомобиль заменит карету, а грузовик — телегу. Но мог ли кто-нибудь из них вообразить, что эти замечательные машины вызовут столько бедствий?

Многие люди и в наши дни не усматривают ничего зловещего в лоснящейся, сверкающей хромированными частями машине, под капотом у которой скрыто несколько сотен лошадей. Но вспомним на минуту, что только в 1965 году автомобиль отнял жизнь больше чем у 49 000 американцев. Это очень немало — 130 человек на день. И число автомобильных катастроф растет с увеличением числа машин. Некоторые по праву считают автомобилизм одним из серьезнейших социальных заболеваний современного общества.

Осколки стекла и стали, с треском и скрежетом разлетающиеся во все стороны в тот момент, когда две автомашины тщетно пытаются одновременно занять одно и то же место на шоссе, служат лишь наиболее наглядным и устрашающим свидетельством злодейств, учиняемых автомобилем. Зло, о котором мы говорим в этой книге, менее заметно: оно действует медленно, втихомолку и непрерывно. Каждый автомобиль извергает из выхлопной трубы газообразные и твердые примеси, медленно, но неуклонно повышающие содержание ядовитых веществ в воздухе. Мы уже говорили о том, как коварно вредят растениям, животным и человеку углеводороды, окислы серы и азота и угарный газ. Мы видели, что даже камни статуй и зданий не в силах противостоять некоторым из этих веществ. Но опять же, что можно с этим поделать?

Заводской дым

Когда несколько десятилетий назад отдельные граждане, движимые заботой об общественных интересах, начали выступать за контроль промышленных загрязнений атмосферы, редко кто прислушивался к их словам, очень многие их игнорировали, а кое-кто из людей, обладающих достаточной властью, чтобы предпринять нужные действия, просто смеялись над ними. Хорошим примером этого может служить город Питтсбург. Те, кто не был вынужден в нем жить, даже с оттенком некоторого добродушия вызывали его «Дымный Город». Чтобы убедиться в справедливости этого прозвища, достаточно было один раз проехать по Питтсбургу. Он был не очень-то приятным местом для жизни, да и для туристских поездок тоже. Что хорошего можно было найти в потемневших до неузнаваемости стенах домов, в дорожных знаках, таких черных, что их нельзя разобрать? Был месяц, за который общее количество выпавших из атмосферы частиц достигло ошеломляющей цифры — 100 т на квадратный километр! Конечно, есть на свете люди, которым нравится запах дыма, но их не так уж много.

Особенно страдали от дыма, извергаемого сталеплавильными заводами и паровозами, пригороды Питтсбурга. К 1943 году отдельные группы граждан, входившие в состав муниципальных органов или действовавшие по собственной инициативе, стали предпринимать некоторые попытки уменьшить задымленность города и спасти его от полного упадка. Однако планы контроля промышленных загрязнений встретили сопротивление со стороны отдельных владельцев сталеплавильных заводов, которые пригрозили совсем закрыть свои предприятия. Столкнувшись с таким экономическим шантажом, местные власти были вынуждены признать свое бессилие добиться в этой области дальнейшего прогресса.

Но после этого некоторые влиятельные банкиры и промышленники решились, наконец, протереть глаза, запорошенные копотью их собственных заводов, и заглянуть в будущее. Было ясно, что Питтсбург катится под гору и положение необходимо изменить. Созвали конференцию всех заинтересованных групп, чтобы со всех точек зрения обсудить проблемы планировки города. В 1945 году был разработан рассчитанный на длительный период времени план строительства городских сооружений и очистки воздуха над городом. За этим последовали широкие мероприятия по восстановительному ремонту зданий и установке дымоулавливающих средств.

И все-таки даже в промышленных районах можно в короткий срок добиться изменений к лучшему. Но для этого прежде всего необходимо, чтобы местные власти поняли важность проблемы промышленного загрязнения атмосферы и проявили желание изменить нынешнее положение вещей. Работа над правильной планировкой городов и контролем промышленных загрязнений не пропадает зря: в конечном итоге она приносит облегчение всему, что живет и дышит на земле.

Здесь мы пе будем обсуждать технические средства для очистки воздуха от заводского дыма. По этому вопросу написано немало книг, с которыми при желании можно ознакомиться. Специалисты хорошо знают, как можно очистить воздух. У них есть устройства для улавливания частиц дыма еще до того, как они попадут в атмосферу. В некоторых случаях эти частицы оказываются ценным побочным продуктом, который можно с выгодой использовать. К примеру, зольная пыль пригодилась при производстве отдельных сортов цемента.

Некоторые выбрасываемые в атмосферу газы можно улавливать, затем конденсировать или адсорбировать и также использовать в других Производствах. Например, из сернистого газа можно извлечь серу.

Руководителям промышленности зачастую бывает трудно составить себе представление о тех конечных преимуществах, которые сулят меры по уменьшению количества загрязняющих веществ, выбрасываемых их предприятиями в атмосферу. Иногда для этого требуется дорогое оборудование. Чтобы наметить наилучший способ действий, приходится идти на дорогостоящие исследования. Все это так, но здесь очень важно изучить опыт тех населенных пунктов, в которых решились на эти издержки и предприняли решительные шаги для того, чтобы очистить воздух или по меньшей мере предотвратить еще большее его загрязнение. При этом выгоду получают все граждане без исключения, и иной раз таким образом, о котором заранее никто бы не догадался. Какой-нибудь человек, которого уменьшение концентрации загрязняющих веществ спасло от эмфиземы легких, возможно, никогда не поблагодарит за это адми­нистрацию сталеплавильного завода. Он может сам не знать об этом. Но, с другой стороны, то уменьшение числа невыходов на работу, к которому приведет общее улучшение здоровья рабочих, немедленно отразится в росте прибыли завода.

В 30—40-х годах был широко распространен обычай сжигать мусор на заднем дворе в железных корзинах или небольших специальных печах. Когда таких печей было немного, дело, конечно, не стоило внимания, но когда мусор одновременно сжигали на тысячах дворов, то загрязнение воздуха над городом заметно увеличивалось. К счастью, в большинстве крупных городов были вскоре же изданы постановления муниципальных властей, запрещающие сжигание мусора вне специально отведенных для этого мест. В результате воздух стал чище, а кроме того, уменьшилось число пожаров.

Помощь метеорологии

До сих пор мы говорили о том, сколь Необходимо уменьшить количество загрязнений, выбрасываемых в атмосферу. Без этого все другие пути решения проблемы будут иметь лишь ограниченное значение. К счастью, многие постепенно начинают понимать всю серьезность положения.

Как мы отмечали ранее, степень загрязненности воздуха зависит от того, в каком отношении количество газообразных и твердых примесей находится с общим количеством воздуха, в котором они рассеиваются. Насколько опасно то или иное конкретное загрязняющее вещество, определяется его концентрацией в воздухе. Последнюю можно снизить двумя путями: либо уменьшить количество загрязняющего вещества, либо увеличить количество воздуха. Первый способ проще и потенциально более перспективен, так как объем атмосферы ограничен и его нельзя увеличить.

Однако в ряде частных случаев знание атмосферных условий может сыграть немалую роль в борьбе с загрязнением воздуха. Ранее мы видели, что наиболее серьезные трудности возникают, когда в атмосфере имеются сильные и располагающиеся вблизи от земной поверхности температурные инверсии при слабом ветре. В этих условиях газы и дымы скапливаются внутри небольшого объема воздуха. Со временем их концентрация сильно возрастает. С другой стороны, когда атмосфера неустойчива, а ветры сильные, загрязнения рассеиваются в большом объеме воздуха.

Эти факты лежат в основе правил, которыми определяются периоды ограниченного или, напротив, беспрепятственного выбрасывания дыма и других загрязняющих веществ в атмосферу. В периоды, когда атмосфера устойчива, следует разрешать работать только тем топкам, функционирование которых жизненно необходимо. Основная же их часть должна работать лишь в дни, когда атмосфера неустойчива и турбулентна. Метеорологи с определенной степенью уверенности могут предсказывать погоду на один-два дня вперед. Эти данные должны использоваться при планировании деятельности станций по контролю промышленных загрязнений атмосферы.

Метеоролог может дать также ценную климатологическую информацию. При планировке городов важно разместить предприятия — источники дыма, таким образом, чтобы они находились с подветренной стороны от жилых районов. Местные топографические особенности делают одни пункты более подходящими для размещения источников загрязнений, чем другие. В некоторых долинах отмечаются постоянные небольшие ветры, которые днем дуют вверх по склону долины, а ночью — вниз по склону. Если в такой долине расположен город, то при неправильном выборе места для крупного предприятия оно будет держать весь город в медленно меняющейся по плотности пелене дыма.

Где есть промышленность, там непременно будет какое-то количество дыма. Испокон веков стараются уменьшить его вредные воздействия с помощью дымовых труб. Проектируя их, необходимо принимать в расчет самые различные факторы. При этом важны свойства тех веществ, которые выбрасываются с дымом в атмосферу: например, будет ли дым тяжелее или легче воздуха? Надо учитывать также климатологические факторы той местности, в которой ставят трубу, поскольку дальнейшее поведение газов и частиц после того, как они попадут в воздух, в значительной степени зависит от свойств самой атмосферы. Для одной местности будут абсолютно необходимы очень высокие трубы, для другой окажутся достаточными трубы гораздо меньшей высоты.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что метеоролог обладает сведениями, которые совершенно необходимо учитывать при размещении и проектировании дымовых труб. Его обязательно надо привлекать для обработки климатологических данных. Кроме того, метеоролог в состоянии предвидеть те метеорологические условия, при которых концентрация загрязняющих воздух веществ может достигнуть нежелательного или опасного уровня. Эти сведения следует использовать для предварительного оповещения и установления таких мер контроля, которые позволят уменьшить выбрасывание газообразных и твердых загрязнений в периоды, когда атмосферные условия неблагоприятны.

Автомобили и другие виды транспорта

Ранее мы рассказывали о том, каким образом удалось сделать более чистым воздух над Питтсбургом. Другие города также сделали крупные шаги в этом направлении. Пока еще ни одному городу не удалось полностью разрешить проблему загрязнения атмосферы. Одной из основных причин этого является непрерывное увеличение числа автомобилей.

В 1965 году в США было продано 9 млн. новых машин. Несмотря на тревожные изменения, которые сейчас отмечаются в экономике США, следует ожидать, что в ближайшие годы будет выпущено на рынок еще столько же.

Возрастает не только число автомобилей, но и мощность. Мода на небольшие машины, которая охватила США в начале 60-х годов, сейчас почти прошла, и мы вернулись к большим машинам с мощными двигателями. Вопрос о том, что делать с выхлопными газами, остается неразрешенным, и ясного ответа на него не видно. Уже в течение многих лет законодательные органы штата Калифорния настаивают на том, чтобы были разработаны и установлены на всех машинах устройства для уменьшения содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах. Автомобилестроители разработали для этой цели различные устройства, которые начиная с 1966 г. должны в обязательном порядке устанавливаться на всех новых автомобилях. Эти приспособления предназначаются в первую очередь для того, чтобы снизить содержание окиси углерода (угарного газа) и углеводородов. В основе их действия лежит принцип дополнительной обработки первоначальных продуктов сгорания, после которой обеспечивается полное сгорание всех горючих веществ, проходящих через двигатель.

В свете той опасности, которую представляют окись углерода и углеводороды, может показаться, что меры для уменьшения их концентрации не могут принести ничего, кроме пользы, но именно на этот счет существуют сильные сомнения.

В благотворности этих мер не убежден, например, химик-экспериментатор Карр. Он ссылается на мнение известного специалиста по фотохимии Лейтона (Станфордский университет). Следует помнить, что при солнечном свете углеводороды и окислы азота, содержащиеся в выхлопном газе автомашины, реагируют между собой, образуя большое число различных соединений. Карр высказывает мнение, что значительное уменьшение содержания углеводородов, не сопровождаемое соответствующим уменьшением содержания окислов азота, непременно приведет к такому увеличению концентрации окиси азота, что опасность для здоровья и жизни людей может в результате не уменьшиться, а увеличиться. Но большинство химиков не согласны с этим мнением. Установка устройств для уменьшения содержания углеводородов признана обязательной для всех новых автомобилей. Ожидается, что в сравнительно недалеком будущем отдельные штаты и федеральное правительство примут законы, требующие обязательной установки на каждом автомобиле устройства для уменьшения количе­ства недогоревших остатков топлива, выбрасываемых в атмосферу.

Нет никакой уверенности в том, что подобные законодательные меры действительно приведут к полному решению рассматриваемой проблемы. Все большее число ученых выступает за то, чтобы в ближайшем будущем, учитывая нынешние ошеломляющие темпы роста населения, были найдены, по крайней мере для городов, эффективные меры по уменьшению числа транспортных средств, потребляющих продукты переработки нефти. Карр, Нейбергер (профессор метеорологии в Калифорнийском университете) и другие предлагают широко использовать электромобили. Карр пытается обосновать их практическую применимость в условиях города, где расстояния невелики, а большие скорости не требуются. Однако в конечном счете он приходит к выводу, что широкое принятие этой идеи в настоящее время неосуществимо, и здесь он, по-видимому, прав.

В некоторых городах значительно улучшили работу общественного транспорта, и это, несомненно, полезное (хотя и не достаточное) мероприятие. Метрополитен и электропоезд — насколько это лучше, чем длинная очередь машин, в каждой из которых сидит по одному, в лучшем случае по два пассажира! Но почему бы не пойти дальше, к еще более быстрым монорельсовым электропоездам? Рассчитывая стоимость постройки подобных систем транспорта, в какую сумму вы оцените увеличение чистоты воздуха? Даже в долларах эта сумма, без сомнения, будет крупной, а человеческая жизнь и здоровье обладают еще большей ценностью, которую не выразишь в деньгах.

Прошло то время, когда в городе, окутанном облаком вредных газов, золы и пыли, муниципальные власти могли выносить решения о том, стоит или нет улучшать общественный транспорт, только на основе финансовых соображений — стоимости строительства и эксплуатации, возможностей налогоплательщиков и т. п. Теперь в таких решениях нужно учитывать и косвенные выгоды для всего общества: улучшение здоровья граждан и восстановление красоты природы, т. е. те вещи, которые делают жизнь истинно ценной.

Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей.