Мертві моделі живих процесів
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Когда вы посылаете в магазин за покупками десятилетнего сына, он очень раздраженно реагирует на ваши советы, как лучше выполнить поставленную перед ним задачу. Он сам давно уже спланировал, что и как сделать. Он знает, что, спускаясь по лестнице, не нужно перепрыгивать через две ступеньки, потому что можно споткнуться, разбить пустые банки, лежащие в сумке, и, конечно же, порезаться; что, переходя через дорогу, нужно быть внимательным, при этом вначале следует посмотреть налево, потом направо; что, уплатив деньги в кассу, нужно, не отходя от нее, проверить сдачу и т. д. и т. п. Ему достаточно получить соответствующее задание — все остальные действия он планирует сам. В первый раз, может быть, и не все получится хорошо, зато потом он до всего дойдет своим умом. Сам решит, к какой кассе встать в очередь (конечно, к той, у которой меньше народу), пройти ли мимо киоска, в котором продаются билеты спортивной лотереи и вывешена таблица розыгрыша первенства мира по футболу, или сразу пересечь улицу и постоять у витрины книжного магазина,— словом, всю эту колоссальную программу получасовой трудовой деятельности он разрабатывает с помощью своего «механизма планирования и принятия решений». А механизм этот находится в головном мозге и состоит из нескольких элементов, среди которых и прошлый опыт, кодированный в «кладовой» памяти. В решениях, продиктованных интеллектом, этот опыт играет важную, если не решающую роль.
Десять лет — вполне приличный возраст. Наш герой уже четыре года учится в школе, сам, как вы поняли, переходит улицу, один ездит в трамвае и троллейбусе, умеет читать и считать,— словом, с утра до вечера принимает десятки самостоятельных решений, и первое из них — сразу же встать с постели или еще немного поваляться. Предположим теперь, что задание купить продукты он получает впервые в жизни. Все ведь когда-то бывает впервые! Кто поможет нашему приятелю спланировать программу для выполнения его задачи? Конечно, память. Только память.
Ну, а если вам поручат выполнить какую-то задачу впервые в жизни? Разумеется, с момента рождения вы только и делаете, что выполняете различные задачи. И на этот раз вы сразу же прибегнете к помощи вашей памяти, где найдете ряд подобных ситуаций, воспоминаний и представлений, которые, несомненно, помогут вам решить новую задачу. Основной упор здесь придется на ассоциативную память — одну из составных частей человеческого интеллекта (до сих пор мы этого не касались, но не будем забывать, что память — основа интеллекта!). Ассоциативная память тут же приведет в порядок разбросанные и, может быть, чуть смазанные кадры, извлеченные из «кладовой» памяти, и смонтирует из них стройный «короткометражный фильм». Таким же образом поступит и наш юный покупатель, и каждое разумное существо.
Этот процесс «монтажа» в сущности заполняет собой повседневную жизнь человека, начиная с незапамятных времен. Этот процесс прост и в то же время весьма важен. И представьте себе, воспроизведением именно этого процесса заняты сейчас ученые. И не без успеха.
В наше время уже можно запросто говорить об искусственном разуме, искусственной памяти, искусственном интеллекте. Оперирование этими понятиями давно перестало быть привилегией одних лишь писателей-фантастов.
Вы, вероятно, видели, что находится внутри вашего телевизора. Пучки разноцветных проводов, коротких и длинных; в различных сочетаниях они соединяют десятки элементов, образуя сложную сеть, в которой неопытный взгляд не сумеет открыть никаких закономерностей, никакого замысла. А теперь представьте себе, что размеры телевизионного ящика раз в пятьдесят уменьшены, число элементов исчисляется несколькими десятками миллиардов, а число проводов — тысячами миллиардов, при этом все они окрашены одинаково и видны только под микроскопом. Добавьте к этому, что никто из нас не сможет сказать, с чем точно имеет дело — с телевизором, вычислительным автоматом, генератором идей и изобретений или с прибором для сочинения стихов и заявлений. Отметьте также, что ни в одной книге мы не найдем даже слабого намека на монтажную схему этого устройства, и вы получите полное представление о небезызвестном вам аппарате, называемом «головной мозг».
Но тогда возникает вопрос, что же такое разум, и далее — что такое искусственный разум и какие проблемы должен решить естественный разум в процессе создания своего искусственного подобия? Оригинальный ответ на эти вопросы дает известный советский хирург Н. М. Амосов:
Создание искусственного разума сводится к созданию программ для универсальных машин или конструированию специальных устройств, могущих воспринимать воздействия и выделять из них информацию, на основании которой обеспечивалось бы целесообразное воздействие на внешний мир… Для этого нужно создавать некую структуру, способную к обучению как первому и необходимому этапу «разумной» переработки информации. Следующим этапом являются сознание и творчество, уже чисто человеческие приобретения.
Но академик Амосов достаточно объективен, чтобы взглянуть и на обратную сторону медали — ведь искусственный разум имеет и слабые стороны. Первая — ущерб человеку от внедрения искусственного разума в творчество. Не исключено, что придет время, и искусственный разум сможет не только конструировать машины, но писать стихи и музыку, открывать новые законы природы. Это повлечет за собой ослабление творчества у людей.
Вторая проблема состоит в превращении искусственного разума, действующего по программам человека, в личность, имеющую собственные интересы… Нельзя выполнить разум без всяких чувств, так как они отражают степень эффективности в реализации поставленных целей…
Личность тем и отличается от автомата, что имеет собственные интересы — потребности, цели, оценки. Искусственный разум неизбежно превратится в личность, как только у него будет воспроизведена самоорганизация. Позволим себе не согласиться с известным ученым. Конечно, проблема очень сложна, и у нас нет намерения отрицать этого. Но, так или иначе, электронный мозг, то есть искусственный разум, сейчас наступает на человеческий. Это происходит как в сфере интеллектуальной, так и в сфере высших механизмов запоминания. Рассмотрим это подробнее. Итак, главный вопрос сводится к тому, можно ли фундаментальные закономерности и главные свойства, отличающие живую материю — раздражимость, чувствование, приспособление, размножение, память,— а также свойства, отличающие наиболее высокоорганизованную материю (человеческий мозг) — сознание, аналитическое и синтетическое мышление,— заменить интеллектуализированием, то есть «умными машинами», которые будут исполнять биологические функции? Прежде чем найти более или менее удовлетворительный ответ, давайте вспомним о некоторых основных понятиях в этой области.
Прежде всего, что такое «интеллектуальность»? Из всех определений, которые можно встретить в литературе, нам кажется наиболее научно обоснованным определение советских ученых П. Граве и Л. Расстригина. По их мнению, человека и человеческую психику от психики животных (да и от «психики» уже существующих «умных машин») отличает способность формулировать цели, ставить задачи, создавать гипотезы и теоремы. Эта способность и может быть положена в основу понятия «интеллектуальность». Итак, не решение, а постановка задачи; не достижение, а постановка цели; не доказательство, а формулирование теоремы — вот критерии «интеллектуальности».
Определив, что представляет собой интеллектуальность, мы, однако, не объясним понятие «интеллект». У нас нет ни возможности, ни необходимости рассматривать возникающие здесь тонкости. Но в самом общем виде под интеллектом мы понимаем мыслительную способность индивидуума, его умственную работу (по Н. Стефанову). Умение ставить вопросы соответствует высокому уровню интеллекта. Чем сложнее эти вопросы, тем должен быть выше интеллект тех, кто на них будет отвечать. И еще. Так как в ответах всегда содержится определенное количество информации, которую отвечающий передает по пути обратной связи, то есть используя прошлый опыт и сохраненную в виде энграммы информацию, уровень его интеллекта в большой степени зависит от объема и реактивной способности памяти. В настоящее время в качестве отвечающего в этом обмене мыслями может участвовать и электронная вычислительная машина. Вот мы и подошли к проблеме искусственного интеллекта, в которой необходимо различать два аспекта: бионический и познавательный.
Как известно, бионика в общих чертах — это направление в науке, которое «эксплуатирует идеи живой природы». Ее девиз: «От живых прототипов — к техническим моделям». На современном этапе развития науки совершенно определенно можно сказать, что будущее — за такими техническими системами, в которых осуществляется самоорганизация технологического процесса (по типу живого организма). Иными словами, будущее — в «бионизации производства, то есть в такой его организации, когда каждая производственная система функционирует как живой организм». Различие между бионическим и познавательным аспектами не так велико. Бионический аспект может оказаться полезным для достижения познавательных целей, а познавательный — необходимым для принятия технических решений.
Изучение возможностей интеллектуализации биологических процессов должно протекать в двух направлениях: во-первых, создание аналогов адаптивно-реактивных возможностей живых существ и постепенное создание машин-заменителей, выполняющих ряд мыслительных и творческих функций; во-вторых, решение проблем повышения возможностей самого человеческого интеллекта, увеличение способности переработки информации, хранящейся в мозге, и повышение творческой эффективности человека как биологического вида. Эта научная установка определяет диалектику интеллектуализации биологических процессов и главным образом процессов, совершающихся в головном мозге, а также подчеркивает определенное различие биологической интеллектуализации с интеллектуализацией чисто механических процессов, лежащих в основе общественного производства средств потребления. Конечно, нас интересуют главные направления интеллектуализации биологической, точнее, мыслительной деятельности.
Иван Петрович Павлов писал, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему, «поддерживающую саму себя, восстанавливающуюся, корригирующуюся и даже самоусовершенствующуюся». Саморегуляция живых организмов — необычайно сложный процесс. В технике системы, поддерживающие в определенных пределах постоянство, являются объектами теории автоматического регулирования. В биологических системах, как и в технических, также существует объект, подлежащий регулированию, управляющее устройство, измерительное устройство и органы управления (или исполнительные механизмы). Главная их особенность состоит в том, что они многоконтурны — одни и те же объекты регулируются несколькими управляющими средствами, которые в свою очередь являются объектом регулирования. Более того, для регулирования одного и того же параметра существует несколько исполнительных механизмов, которые могут взаимно дублироваться. Каждая система биологического регулирования действует в направлении поддержания и сохранения устойчивого внутреннего равновесия (гомеостаза). Иными словами, гомеостатическое действие биологических управляющих устройств направлено на сохранение основных химико-физических параметров внутренней среды организма при самых разнообразных обстоятельствах.
Многократное регулирование и тесная взаимосвязь между отдельными регуляторами в организме создают значительные методологические трудности при экспериментальных исследованиях. Различают следующие динамические системы с внутренней саморегуляцией:
а) клетка в системе клеток живых организмов;
б) органы и системы органов;
в) целостная жизнь организма;
г) совокупность живых организмов.
Живая клетка обладает сложной системой саморегулирующих устройств двух классов. Первый работает в режиме «самосохранения» структурной организации и стабилизации на определенном уровне метаболических процессов, лежащих в основе этого самосохранения. Второй работает по принципу самонастройки наиболее выгодного режима в резко и быстро изменяющихся условиях существования.
Нейрокибернетика, которая занимается изучением принципов саморегулирования, а следовательно, и функционирования сложных биологических систем, достигла в наше время исключительных успехов. Более того, она уже определилась как область, в которой сейчас весьма интенсивно разрабатываются проблемы интеллектуализации биологических процессов. Основные методы достижения этой цели — создание алгоритмов и моделирование. Алгоритмы, как известно, определяют, какие сигналы запоминаются, какие вызывают ту или иную двигательную реакцию и т. д. Моделирование же — это исследовательское направление, позволяющее экспериментально изучать проявления сложного поведения биологических систем. Не менее важна и практическая сторона моделирования, то есть возможность создания моделей, выполняющих нормальные физиологические функции организма.
Одна и та же биологическая функция может моделироваться различными способами: физиологическим, электронным и математическим. Сейчас в науке наибольшее распространение приобрели различные модели нервных связей, выполняющие функции нервной системы.
При создании моделей, способных выполнять, скажем, функции головного мозга, допускаются некоторые упрощения. Предполагается, что нервные клетки полностью подчиняются закону «все или ничего». Каждый нейрон может находиться лишь в одном из двух состояний: возбуждения или торможения. Для возбуждения нейронов величина раздражения должна достигать его порогового показателя, при этом она не зависит от силы раздражителя. Таким образом, каждый нервный элемент может оказаться в одном из двух возможных состояний — «да» или «нет». Этот подход к нервным элементам мозга обеспечивает создание изоморфных технических устройств. Одно из таких устройств — триггер. Для моделирования нейрона можно с таким же успехом применять реле, ферритные кольца и другие бистабильные элементы. Такая модель нейрона получила название «формальный нейрон». Определенное число формальных нейронов образует нервную сеть. Как и у биологического индивидуума, каждый нейрон такой сети состоит из тела и концевой пластинки-синапса, прилежащего к телу соседнего нейрона. Естественно, что с телом одного нейрона могут контактировать пластинки-синапсы нескольких нейронов, причем синапсы могут быть возбуждающими и тормозящими. Конечный баланс между действием массы возбуждающих и тормозящих синапсов, который приводит нейрон в состояние возбуждения, называется порогом раздражения нейрона. Например, нейрон X приходит в возбуждение, только если одновременно возбуждены два возбуждающих и один тормозящий синапсы или три возбуждающих и два тормозящих.
В. Тейлор создал модели нейронов и синаптических связей с помощью конденсаторов и сопротивлений, возбуждающихся прямоугольными импульсами продолжительностью в 1 миллисекунду. Из таких элементов построен нейронный ансамбль, осуществляющий ряд сложных действий. Построены нейронные ансамбли и из пластических нейронов, которые изменяют свой порог раздражения в зависимости от заданных условий. Созданы также модели нейронов, обладающие несколькими входами, которые позволяют им воспринимать значительно более богатую информацию.
Моделирование памяти оказалось для ученых сравнительно простой инженерной задачей. Трудно лишь добиться большего запоминания по сравнению с возможностями головного мозга. Аналогами памяти могут быть различные инерционные чувствительные элементы, например термореле. Память можно моделировать и с помощью конденсатора и сопротивления. Более совершенны, однако, схемы запоминания с неограниченной продолжительностью хранения информации. Самый простой вариант — это релейная схема с блокировкой; более сложные — ферритная клетка и триггер.
Для конструкторов робототехники (в том числе и искусственной памяти) интерес представляет следующая схема циклического запоминания элементов.
Циклическая схема содержит логические элементы «ИЛИ» и линию задержки (ЛЗ). Подлежащий запоминанию импульс подается на вход элемента «ИЛИ», а из его выхода (А) поступает в линию задержки. Проходя через эту линию, импульс снова поступает на вход «ИЛИ». Если время задержки (Т) значительно больше продолжительности импульса, то за время продвижения его по линии задержки схема успевает запомнить всю серию новых импульсов. Благодаря этому циклические запоминающие устройства могут служить «кладовыми» значительного количества информации.
Для моделирования условных рефлексов используются как различные электронные схемы, так и схемы с логическими элементами по типу циклической памяти. Однако удобнее всего моделировать условнорефлекторную деятельность головного мозга с помощью электронных вычислительных машин.
На основе свойств биологических систем созданы два типа моделей — биологических аналогов искусственного интеллекта. Первый тип — простые аналоги нейрона; они получили названия «нейромимы, артроны и нейристоры». Второй тип — самоуправляющиеся системы с определенной функцией; к ним относятся избирательные фильтры и перцептроны (по В. В. Ларину и Р. М. Баевскому).
В основе нейромима — преобразователь с двойным выходом и двумя типами входных устройств, возбуждающим и тормозящим. Конструкторы стремятся получить и получают аналоги нейронов, обладающие рядом свойств живых прототипов. В конструкции одного из первых нейронных аналогов, созданного в Рокфеллеровском институте, применено устройство, в котором имитируется возникновение мембранного потенциала; поляризация меняется в зависимости от способности мембраны пропускать ионы натрия.
Артрон — один из нейронных аналогов, в его основу положена схема конструируемых самоуправляющихся машин. Артрон имеет два входа: «поощряющий» и «наказующий». Его логические функции действуют в одном направлении: от входов, соответствующих дендритам, к выходному каналу, имитирующему аксон. Артрон может имитировать 16 возможных состояний нейрона. Познающую машину создают из множества артронов, связанных один с другим прямой и обратной связью. В период «обучения» машины определяются и ее задачи. Обратная связь отмечает допущенные ошибки. Артроны в результате избирательного подкрепления («поощрения») за совершенную операцию специализируются; изменения внешних условий вызывают переход к другим логическим операциям.
Нейристор является типичным бионическим элементом. Это активный прибор с определенными параметрами, созданный из термического материала и распределительного конденсатора, который играет роль энергетического заряда. Когда какой-либо участок нейристора приходит в активное состояние, происходит местное нагревание материала термистора, в результате чего высвобождается известное количество энергии. Происходит возбуждение соседних участков, которое передается дальше и дальше. Разряд распространяется так же, как это происходит в аксоне,— с постоянной скоростью. Чтобы участок пришел в активное состояние, в нем должно накопиться определенное количество энергии (зарядка конденсатора), затем наступает период восстановления, который соответствует рефрактерному периоду нервного волокна. Это свойство еще больше усиливает сходство нейристора с нервным волокном.
Преимущество нейристорной системы состоит в ее структурной однородности, определяемой как однородность распределения активно-пассивной структуры на составляющие ее элементы. Система однородна и с функциональной точки зрения — все элементы действуют по одному принципу, сигналы выражаются импульсами, какие-либо преобразователи отсутствуют. На основе элементов с характеристикой нейристоров создано устройство, воспроизводящее процессы запоминания и заучивания.
Избирательные фильтры — это элементы, основанные на способности биологических анализаторных систем производить отбор поступающей информации на основании определенных характеристик. По этому принципу работают входные устройства опознающих систем, обладающие способностью производить выбор информации по заданному признаку.
И для робототехники, и для физиологии наибольший интерес представляют перцептроны. Это «обучающиеся» самоорганизующиеся опознающие системы, выполняющие логические функции опознавания и классификации. Увеличение числа элементов памяти в новых моделях перцептронов и усложнение систем взаимосвязи расширяют их возможности.
При разработке систем для автоматического опознавания символов применяются два принципа. Один основан на сравнении геометрических форм неизвестного символа с формами известных символов, хранящихся в памяти опознающего устройства. Другой принцип состоит в использовании сканирующих устройств, то есть в последовательном изучении всех поверхностей предъявленного символа, установлении его границ и вычислении его свойств на основе логических решений, заложенных в программу опознавания.
Вычислительные машины служат для нас не только устройствами для переработки информации, они также являются источником теоретических идей для моделирования других систем переработки информации. И все же при моделировании познавательных процессов нужно рассчитывать не на «умные машины», а на «умные программы».
Система для переработки информации, которая использована в представленном ниже устройстве, служит основой для создания моделей мышления, обучения, а также процесса решения различных задач. Она обыкновенно содержит определенное число символов: C1, C2, … Cn. Некоторые из них связаны друг с другом. Связь символов в сущности представляет собой тройственное отношение между ними, так как каждая связь двух символов обозначается каким-то третьим символом. Фрагмент искусственной памяти описанного типа изображен на рис. 2: здесь символ С3 связан с символом С2 линией, обозначенной С6. Такая память хранит информацию в виде структурных связей. Добавляя, стирая или изменяя связи, создавая новые символы или уничтожая старые, можно изменять информацию. Таким образом, в памяти такого устройства символ является узлом в системе связей.

Ассоциативная память
Представим себе, что некий организм состоит из: 1) памяти только что описанного типа; 2) вычислительного устройства, которое обрабатывает материал, содержащийся в памяти, и 3) совокупности рецепторов и эффекторов, служащих для связи с окружающей средой. Такая организация показана на рис. 3.

Функциональная схема системы переработки информации
Вычислительное устройство этой системы соответствует управляющему устройству вычислительных машин, ассоциативная память — обыкновенной машинной памяти с последовательной адресацией, блок «рецепторы — эффекторы» соответствует входу — выходу.
Какие же процессы включает переработка информации по этому способу?
Вычислительное устройство, получая информацию из окружающей среды (с помощью рецепторов) и из «кладовых» памяти, видоизменяет окружающую среду (с помощью эффекторов) и память. Для нас, однако, представляет интерес только способ, которым видоизменяется память в ходе решения данной задачи; иными словами, мы должны выяснить, под влиянием каких процессов, происходящих в вычислительном устройстве и в памяти (в «голове» изучаемого организма), память видоизменяется.
Вычислительное устройство может воздействовать на память с помощью следующих пяти операций:
а) найти символ, связанный с символом C1 посредством линии связи С2;
б) связать символы С3 и C1 линией связи С2;
в) стереть связь С2, идущую от символа C1;
г) ввести новый символ;
д) уничтожить символ С1
Первая операция (найти) позволяет вычислительному устройству получить информацию от памяти. Так как символы не обязательно связаны друг с другом, эта информация может ограничиться только одним сообщением: символа, связанного с C1 через связь С2, в памяти нет. Вторая операция (связать) позволяет вычислительному устройству видоизменить существующие в памяти связи: если символ С1 не имеет связи типа С2, то мы можем связать его с символом С3 посредством новой линии связи.
Если же такая связь уже существует, операцию «связывания» можно изменить таким образом, что она приведет к другому символу. С помощью третьей операции (стереть) просто уничтожаются соответствующие связи. Четвертая и пятая операции направлены на сами стимулы, а не на связи между ними, и позволяют расширить или сократить объем памяти.
Описанных пяти операций оказалось достаточно, чтобы преобразовывать структуры памяти, необходимые для решения интеллектуальных задач. Эти операции аналогичны системе команд для вычислительной машины. Однако кроме системы операций необходимо предусматривать средства для составления рабочих программ на базе этих операций.
А сейчас рассмотрим подробнее работу перцептрона (от латинского слова perceptio, означающего «восприятие»).
Перцептрон представляет собой систему, которая состоит из моделей нейронов и предназначена для изучения познавательных процессов нервной деятельности: восприятия, усвоения, запоминания. Перцептронные модели создаются с целью найти и сформулировать логико-математические обоснования этих процессов. Нужно подчеркнуть, что исследования, связанные с применением перцептрона, направлены прежде всего на изучение общих принципов обработки информации, а не на выработку методов решения конкретных задач.
Несмотря на то что исследования на перцептроне, безусловно, входят в сферу вычислительной техники, они все же отличаются от традиционных работ с использованием вычислительных методов в биологии. Вычислительные машины, как правило, применяются там, где требуется быстрая обработка большого объема информации. Перцептронный подход позволяет применить теорию синтеза вычислительных машин и даже более общую теорию автоматов для изучения процессов, происходящих в нервных клетках.
Первоначальное определение перцептрона, которое волей-неволей требуется запомнить, в сущности гораздо шире, чем принятое в научной литературе. Обычно перцептронными называют те схемы, которые обладают способностью быть обученными; для этого применяется простое упрочение связей в качестве основных средств управления структурной сетью. И здесь необходимо воздать должное Розенблатту, который первым ввел это понятие и имеет большие заслуги в развитии теории нейронных сетей или ансамблей.
Сам ученый определяет перцептрон как сеть, состоящую из входных, выходных и решающих элементов, а также из памяти, воздействующей только на поток сигналов между элементами. Ближе к первоначальному нашему определению перцептрона стоит определение Блока, который называет это образование «классом теоретических моделей мозга, позволяющих лучше понять, как структурами мозга осуществляется высшая нервная деятельность».
Конструктивные достижения теории перцептрона реализуются в четырех направлениях: в вычислительном аспекте, в обучаемости, надежности (устойчивости) и способности к обобщению. Исследование способности перцептрона к обучению направлено на объяснение механизмов обучаемости в живом организме. Результаты исследований показали, что модели случайных связей могут приобрести различные конкретные вычислительные способности, если для изменения свойств «синапсов» будет применена методика закрепления этих связей. Исследование надежности связано с понятием распределения памяти и использованием этого понятия в качестве возможного объяснения относительно высокой надежности и гибкости нервной системы в сравнении с очевидной ненадежностью отдельного нейрона. Самые интересные результаты в этой области касаются характера нейронных ансамблей и их модификации в процессе обучения, а следовательно, в процессе сохранения той или иной информации.
И все же, как уже было сказано, искусственная память — только составная часть в механизме процесса «интеллектуализации», сущность которой сводится к созданию искусственного интеллекта и его применению на практике. Но поскольку интеллектуальность — свойство самой высокоорганизованной материи (человеческого мозга), при создании искусственного интеллекта мы вынуждены имитировать и свойства этой материи, то есть ее психическую деятельность, мышление. Какие свойства человеческой психики имеются в виду? Как указывают П. Граве и Л. Расстригин, это — тенденциозность, многопрограммность, формирование цели, многоэтажность, ассоциативность, проверка достоверности, наличие выходного фильтра, право на ошибку, эмоции и творческое мышление. В то же время, по мнению ученых, для создания искусственного интеллекта необязательно такое свойство, как тенденциозность, поскольку для биологических систем характерны многопрограммность и эмоции. А поскольку скорость и эффективность работы вычислительных машин могут изменяться и строго управляться (контролироваться), это исключает необходимость эмоционального напряжения «мозговой атаки».
Как типичный пример исследования с применением искусственного интеллекта, которое имеет своей целью моделирование решения поставленной задачи (без точного воспроизведения механизмов, с помощью которых эта задача решается человеком), рассмотрим программу SIR, разработанную известным кибернетиком Рафаэлем. Программа функционирует так, будто «понимает» вопросы, задаваемые ей на обычном языке.
В основу программы Рафаэль положил принципы ранее разработанных «понимающих» программ, но с более ограниченными возможностями.
Программа позволяет вводить в машину простые вопросы, заданные обычным языком, и новые сведения на том же языке. Кроме того, программа может делать несложные выводы из своих знаний и отвечать на вопросы в тех случаях, когда ответ не содержится непосредственно в памяти вычислительной машины. Экспериментатор может сообщить программе какую-либо информацию и после этого задавать ей вопросы, чтобы проверить, как она понимает полученные сведения. Вот одна из таких примерных бесед (по Р. Стейки и Б. Уоксмену):
— Каждый мальчик — человек.
— Понимаю.
— Палец — часть руки.
— Понимаю.
— Каждый человек имеет две руки.
— Смысл этого выражения не понятен. Перефразируйте его.
— Рук у человека — две.
— Понимаю.
— Сколько пальцев имеет Джон?
— Смысл этого выражения не понятен. Но предполагаю, что слово «имеет» означает «имеет как часть». Не знаю, палец — часть Джона?
— Джон — мальчик.
— Понимаю.
— Сколько пальцев имеет Джон?
— Смысл этого выражения не понятен. Но предполагаю, что слово «имеет» означает «имеет как часть». Сколько пальцев имеет рука?
— Каждая рука имеет пять пальцев.
— Смысл этого выражения не понятен. Предполагаю, что слово «имеет» означает «имеет как часть». Понимаю.
— Сколько пальцев имеет Джон?
— Смысл этого выражения не понятен. Но предполагаю, что слово «имеет» означает «имеет как часть». Десять.
В приведенном примере экспериментатор сообщает программе некоторые сведения о руках, пальцах и мальчиках. После чего спрашивает, сколько пальцев у Джона. Ответ программы, в конечном счете верный, показывает, что она поняла кое-что из того, что ей было сказано. Если беседы такого типа повторяются в различных контекстах, можно сказать, что создана программа, которая в определенном смысле способна понимать. Но вследствие ограниченности объема памяти вычислительной машины она может работать лишь с небольшим запасом сведений.
Общий принцип действия этой программы показан на рис. 4. Давайте его рассмотрим.

Организация программы SIR
Данное выражение (вопрос или сообщаемая информация) поступает на вход программы и интерпретируется, после чего в действие вступает хранящаяся в памяти информация. Если появившееся на входе выражение является вопросом, то память предлагает различные варианты ответа или другую возможную информацию, относящуюся к заданному вопросу, в результате чего подготавливается необходимый ответ. Ответ может быть лишь простой копией хранящейся в памяти информации. Если на входе подается какое-либо утверждение, структура памяти не видоизменяется, включая эту новую информацию, и программа SIR сообщает собеседнику «Понимаю».
При создании этой программы одним из основных моментов является выработка подходящей структуры памяти. Если информация хранится в памяти в той форме, в какой поступает на вход, процедура запоминания может быть очень простой, но ответ на вопрос готовится с трудом. Если же информацию, прежде чем ее закладывают в память машины, преобразуют каким-либо подходящим способом, процедура подготовки ответа упрощается, но ценой затраты усилий на преобразование.
Второй важный момент — это организация процесса интерпретации и выбор характеристики языка, на котором предполагается вести разговор с машиной. Решение этих двух задач показывает, что программа по существу однозначно определена.
На рис. 5 показан один из возможных вариантов организации памяти о беседе.

Фрагмент памяти из программы SIR
Каждый символ памяти представляет слово из этой беседы, которая, согласно положениям программы SIR, означает какой-то объект. Когда появляются новые слова, в память соответственно вводят и новые символы. Таким образом, фактическая структура памяти машины строится путем извлечения из информации, получаемой на входе. Следует обратить внимание на то, что в изображении структуры памяти умышленно игнорируется факт, что один объект может одновременно принадлежать многим классам и иметь много составных частей. Сообразно с этим подготовлена программа с усложненной структурой памяти.
Итак, чтобы ответить на вопрос: «Сколько пальцев имеет Джон?», программа должна обнаружить, существует ли соответствующая связь между словами «Джон» и «палец», то есть принадлежит ли Джон к какому-либо классу объектов, которые обладают пальцами как составными частями. Поначалу программа SIR может решить, что такой связи не существует, и сообщить об этом, но после добавления новой информации она может найти такую связь. Так как программа знает, что символ «количество» показывает операцию «умножение», она может «спокойно» определить число пальцев.
Можно даже сказать, что программа SIR проливает определенный свет на понятие «понимание», так как справляется с такими задачами, решение которых человек считает доказательством понимания. Возможности программы можно расширить в различных направлениях.
Как уже было сказано, проблема создания искусственного интеллекта вошла в такую стадию разработки, которая приведет нас к моделированию поведения человека. Изучение организма различными методами показывает очень небольшие различия при исследовании «изнутри», когда изучаются его физические и химические свойства, и при исследовании «снаружи», когда изучается его поведение. Вычислительные машины также могут служить примером сложных систем, к которым приложим этот парадокс.