1 год назад
Нету коментариев

Поиск путей управления сном с целью устранения его нарушений привел к тому, что были найдены физические методы ритмических воздействий на организм человека, при которых происходит перестройка ритмов самого орга­низма. Благодаря безвредности и эффективности методы ритмического воздействия на организм человека нашли широкое применение в медицине. Для этой цели исполь­зуют различные аппараты. О них подробно говорилось ранее. Остановимся на перспективах применения новых методов управления сном человека при помощи ритмиче­ских сигналов.

Ритмическая стимуляция сна применяется в различ­ных отраслях медицины и педагогики. Ритмические воз­действия на человека применяются не только для устра­нения заболеваний, в том числе и нарушений сна, но так­же и для управления сном здорового человека.

Использование ритмических воздействий для управле­ния состоянием человека имеет большое значение в спор­те как в период тренировок, так и во время ответственных соревнований, когда спортсмену необходимо мобилизо­вать максимум своих возможностей. Ритмические воздей­ствия светом, звуком и теплом помогут спортсмену в период между тренировками лучше отдохнуть, повысить результаты тренировочных занятий.

Во время соревнований спортсмен должен максималь­но мобилизовать силы и волю. С этой целью ритмическую стимуляцию можно проводить задолго до соревнований и непосредственно перед ними. Предварительная многократ­ная ритмостимуляция позволяет создать такие условия, при которых организм спортсмена сможет быстро перехо­дить от расслабленного состояния к напряженному, и на­оборот. У спортсмена в этом случае возникает высокая степень подвижности нервных процессов, позволяющая ему легко управлять своей волей и силами в процессе со­ревнований. Создавая у спортсмена непосредственно пе­ред соревнованиями расслабление, а затем, в момент со­ревнований, подъем сил и энергии, можно, по-видимому, в большей мере реализовать возможности его организма.

Проблема перестройки ритмов организма весьма акту­альна в авиации и космонавтике. Как известно, явления десинхроноза функций организма, возникающие в ре­зультате трансконтинентальных перелетов, отрицательно отражаются на общем состоянии летчиков и пассажиров, вызывая у них расстройства сна, слабость и плохое само­чувствие (десинхроноз возникает у 80% летчиков). В свя­зи с этим для уменьшения явлений десинхроноза целе­сообразно перед полетом (и после полета) проводить у летчиков и пассажиров ритмическую стимуляцию, направ­ленную на смещение суточного ритма сон—бодрствование в соответствии с местным временем пункта прибытия. Тог­да люди, перелетевшие меридиональные пояса, будут чув­ствовать себя лучше.

При полете в космос человек попадает в неестествен­ные «неземные» условия, которые могут вызывать десин­хроноз. При движении космического корабля по орбите вокруг Земли день и ночь будут сменяться на каждом витке, а во время межпланетного полета в космическом пространстве вообще не будет ни дня, ни ночи. На других же планетах будет совсем иная продолжительность суток. Приспособить человека к новым, космическим условиям, уменьшив у него явления десинхроноза, можно путем пе­ревода внутренних часов с помощью ритмостимуляции, сдвигающей ритмы организма на фазу нового цикла.

Ритмическую стимуляцию можно также использовать и для создания расслабления или искусственного сна, ког­да космонавту необходим отдых, что позволит сберечь ему, силы.

Следовательно, ритмостимуляция необходима в тех случаях, когда окружающая обстановка требует внешнего управления состоянием человека. Можно возразить, ска­зав, что, кроме ритмостимуляции, есть ряд других спосо­бов, позволяющих регулировать состояние человека внут­ренними факторами, например, аутогенная тренировка. Безусловно, есть и другие эффективные методы «внутрен­него» регулирования состоянием человека, но метод рит­мостимуляции обладает надежностью, физиологичностью и независимостью воздействия. В самом деле, если космо­навт в силу стрессовых состояний не может собой овла­деть, на помощь могут прийти только факторы внешнего воздействия.

Кроме погружения в сон, при устранении нарушений сна, при перестройке ритма организма для уменьшения явлений десинхроноза, ритмостимуляция имеет еще одну интересную и важную область применения. Это педагоги­ка. При обучении, когда требуется механическое запоми­нание (изучение иностранного языка), для лучшего вос­приятия информации большое значение имеет уровень бодрствования. Создание таких состояний в организме че­ловека, при которых запоминание будет наилучшим, воз­можно при ритмостимулирующем воздействии.

Выше говорилось о ритмопедии, позволяющей при по­мощи аппарата ритмосна в полусонном состоянии прово­дить обучение иностранному языку. Дальнейшее развитие ритмопедии, надо полагать, пойдет в направлении комп­лексного ритмического воздействия на обучающегося. Имеется в виду оптимальное сочетание световых и звуко­вых воздействий. Для достижения наиболее сильного дей­ствия на организм будет одновременно подбираться цвет и звуковая тональность. Правильно подобранный цвет и звуковой тон, действуя одновременно и усиливая друг друга, будут создавать резонанс восприятия инфор­мации.

Как известно, при любом резонансе воздействие лави­нообразно усиливается, вызывая небывалый эффект. Ве­личина резонанса и трудность его настройки будут зави­сеть от добротности данной системы.

На фоне цветового зрительного и тонального слухово­го восприятия можно подавать информацию для запоми­нания. Таким образом, ритмическое воздействие, создаю­щее необходимый уровень сна, будет сочетаться с оп­тимальной подачей информации. Ритмическое воздей­ствие в процессе обучения можно использовать и не­посредственно в самом процессе обучения. Примером мо­жет служить ритмический кратковременный показ зри­тельной информации, воспринимаемой на уровне подсоз­нания. Информация может быть показана на экране либо через диапроектор (изображение дается с определенной частотой), либо при демонстрации кинофильма, в котором каждый 25-й кадр — материал для восприятия через подсознание. Оптимальная частота мельканий изображения близка к частоте альфа-ритма биотоков мозга. По-види­мому, управление наиболее эффективно, если частота мельканий согласуется с частотой альфа-ритма каждого испытуемого. Исследования по подбору оптимальной час­тоты мельканий проводились в лаборатории биокиберне­тики ВНИИТ, руководимой В. В. Петрусинским.

Обучение с помощью ритмических воздействий пред­полагает их использование не только до процесса обуче­ния (расслабленное состояние и поверхностный сон) и во время обучения (расслабление, начальные стадии сна и показ информации), но и после окончания обучения (поверхностный сон). Дело в том, что хорошее закрепле­ние воспринятой информации по законам психологии лучше всего происходит тогда, когда после обучения отсут­ствуют какие-либо внешние и внутренние факторы, ин­терферирующие с информацией, которые при некотором сходстве даже вытесняют ее. Исследования показали, что если испытуемые в течение 30 мин. ничем не занимались, то через полчаса после занятий они в состоянии воспро­извести 50—55% усвоенного материала. В связи с этим для уменьшения интерференции закрепляемой и посторонней информации лучше всего, если испытуемый после обуче­ния будет спать в течение получаса. Сон после обучения уменьшает забывание примерно в два раза.

При управлении сном важное значение имеет регули­рование длительности фаз медленного и быстрого сна. Ме­дикаментозные средства, влияющие на длительность этих фаз сна, не всегда приемлемы в виду их побочного воз­действия на организм человека. Поэтому особую роль при­обретают работы, направленные на исследование физиче­ских методов воздействия на человека для управления длительностью фаз сна. Для максимального приближения искусственного сна к естественному важно, чтобы в обоих случаях все изменения ритмов организма, сопровождаю­щих процесс засыпания, совпадали по времени. Однако совпадения физиологических характеристик недостаточно. Сон — информационный процесс, во время которого про­исходит психологическая переработка накопленной за день информации. Поэтому в процессе управления сном необходимо учитывать воздействие физиологических и психологических факторов. Вероятно, будут найдены спо­собы ритмического воздействия на организм, стимулирующие психологическую обработку информации во сне. Регулируя ее уровень, можно будет искусственным путем вызывать такие сновидения, которые приведут к более полноценному сну. Возможно медицина получит «мяг­кие» физиологические и психологические способы восста­новления разлаженных или отсутствующих циклов ноч­ного сна. Кроме того, благодаря комплексным средствам воздействия у людей, страдающих бессонницей, можно будет в любое время суток вызывать полноценный «ноч­ной» сон со всеми его фазами.

На качество сна, как известно, влияет весь цикл сон—бодрствование. От уровня бодрствования, распорядка дня и состояния, в котором находится человек, зависит харак­тер ночного сна. Поэтому рационально проводить ритми­ческое воздействие не в ночное время, а днем. Проводя ритмическую стимуляцию светом и звуком в дневное вре­мя, можно устранять нарушения ночного сна. В то же время, учитывая, что уровень бодрствования определяется ночным сном (сон и бодрствование взаимосвязаны), мож­но будет регулировать ночной сон, чтобы достичь в днев­ное время необходимого уровня бодрствования. Это осо­бенно важно при выполнении человеком сложной и от­ветственной работы в космосе, на подводных лодках, у диспетчерского пульта и т. д.