5 месяцев назад
Нету коментариев

Основоположник научной теории происхождения человека Ч. Дарвин считал, что переход от обезьяны к человеку был облегчен прежде всего наличием таких особенностей, как высокоразвитый головной мозг и диф­ференцированные передние и задние конечности. Прямохождение, высокое умственное развитие и общест­венный инстинкт сильно содействовали, по мнению Дарвина, изобретению орудий труда, появлению члено­раздельной речи и способов добывания огня. Все эти обстоятельства в процессе дальнейшего развития неиз­меримо возвысили человека над всем животным миром.

При изучении проблемы возникновения и дальней­шего формирования человека необходимо использовать данные естественных и общественных наук. Только та­кой комплексный подход позволил установить, как вы­делился человек из мира животных.

Этот единственно правильный диалектико-материалистический путь решения проблемы происхождения человека был найден основоположниками марк­сизма.

К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах неоднократ­но указывали на огромную роль трудовой деятельности в формировании человеческого общества.

К. Маркс считал, что применение случайно найден­ных в природе предметов является зачаточной формой трудовых процессов первобытного человека. Об исполь­зовании человеком орудий труда К. Маркс пишет: «Та­ким путем предмет, данный самой природой, становит­ся органом его деятельности, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом, вопреки библии, естественные размеры после­днего» (К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 186). Орудия как бы увеличивают физическую си­лу человека и позволяют преодолевать препятствия, ко­торые нельзя одолеть невооруженными руками.

Человек овладел самой высокоразвитой формой тру­да, с помощью которого он производит новые орудия и средства труда. «Употребление и создание средств тру­да, хотя и свойственные в зародышевой форме некото­рым видам животных, составляют специфически ха­рактерную черту человеческого процесса труда, и поэ­тому Франклин определяет человека, как «a toolmaking animal», как животное, делающее орудия» (К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 186—187).

По Зигельсу, труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал са­мого человека» (Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр 132).

Именно трудовая деятельность составляет резкую грань между человеком и высшими животными.

Ф. Энгельс считал, что предками человека явились высокоразвитые человекообразные обезьяны, у кото­рых появилась способность вначале использовать слу­чайно найденные в природе предметы (камни, палки и т. д.) как орудия нападения или защиты от живот­ных. Затем предки человека стали овладевать посте­пенно техникой обработки предметов и создавать пер­вобытные орудия труда: рубило, копье, нож и другие предметы из камня или костей животных.

Прямохождение, по Энгельсу, было решающим ша­гом на пути очеловечения обезьяны, так как при вы­прямленном положении тела руки освободились от функции опоры и других поступательных движений. Трудовая деятельность способствовала совершенствова­нию рук, особенно развитию пальцев.

Прямая походка и хорошо развитые руки стали условием прогрессивного развития трудовых процес­сов и коллективного применения орудий труда.

В процессе общественного труда возник звуковой язык, далее появилась членораздельная речь, как но­вое, крайне необходимое и полезное средство общения. Речь, таким образом, является продуктом общественного развития. Она могла возникнуть только при нали­чии высокоразвитого головного мозга, в лобной доле больших полушарий которого появился речевой центр.

Развитие всех человеческих качеств активно стиму­лировалось общественной жизнью.

Человек резко отличается от животных именно как социальное существо, способное изготовлять орудия и использовать их в процессах коллективного труда. Основой возникновения человеческого общества явил­ся инстинкт стадности животных. Основоположники марксизма считали, что человек издревле обладал наклонностью к жизни среди себе подобных и что об­щественный инстинкт был одним из важнейших факто­ров развития человека из обезьяны. Но с возникнове­нием людей появились и существенные качественные отличия их общественной жизни от стадного образа жизни обезьяноподобных предков человека.

Первобытные люди еще сравнительно мало отлича­лись от животных. Их трудовая деятельность находи­лась в самых зачаточных формах.

Однако производство материальных благ, возникно­вение производственных отношений, общественное раз­витие все больше отделяют человека от животного мира и делают его формирование все более отличным от эво­люции животных: люди начинают сами влиять на ход своей истории, и чем дальше, тем больше, писал Энгельс.

Вместе с тем возникновение человека означает и разрыв его с миром животных, поскольку человеческое общество представляет собой качественно совершенно новое явление.

Развившись по разным путям, стадо обезьян и об­щество людей резко различаются между собой. Энгельс сказал об этом следующее: «Животное, в лучшем слу­чае, доходит до собирания, человек же произ­водит; он добывает такие средства к жизни (в широ­чайшем смысле слова), которых природа без него не произвела бы. Это делает невозможным всякое перене­сение без соответственных оговорок законов жизни жи­вотных обществ на человеческое общество» (Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 249).

Человек является качественно новым, социальным существом. В то же время человек есть часть живой природы. По словам Энгельса, он плотью, кровью и мозгом принадлежит природе и внутри нее находится, но в отличие от животных познает ее законы и умеет правильно их применять. На основании знания человек становится властелином природы, преобразует ее в сво­их интересах.