5 месяцев назад
Нету коментариев

Мы уже говорили, что человек возник в результате эволюции животных примерно миллион лет тому на­зад. Своим выделением из царства животных человек обязан прежде всего труду. Животные из высшей груп­пы млекопитающих приматов, приспосабливаясь к из­меняющейся обстановке, стали вести наземный образ жизни, где им приходилось часто пользоваться перед­ними конечностями. Вследствие этого животные посте­пенно приобрели прямостоячую походку. При помощи рук им удается вначале случайно, а затем все более постоянно употреблять некоторые предметы для целей защиты и нападения. Постепенно возникает потреб­ность систематического использования таких предме­тов, которые приобретают характер орудий труда. Затем эти животные научаются изготовлять различные орудия труда. И на данном этапе животное становится человеком.

Человек с самого начала является существом обще­ственным. Не в одиночку, а вместе с собратьями своими он добывает пищу, преодолевает трудности, защищает­ся от опасностей. В процессе труда у него формируются мышление и язык. Приобретенные трудовые навыки человек вначале передает своим потомкам непосред­ственно в производственной деятельности, а затем при помощи понятий как ступенек познания действитель­ности. То обстоятельство, что все живое вокруг нахо­дится в непрерывном развитии от простого к сложному, является неопровержимым доказательством того, что человек прошел определенные этапы развития. Пока­зателем исторических ступеней развития человека яв­ляются его орудия труда. Археологические раскопки свидетельствуют, что на разных ступенях развития че­ловек пользовался сначала каменными, затем бронзо­выми и наконец железными орудиями труда. Но со­циальной эволюции человека предшествует биологиче­ская эволюция.

По сохранившимся костям установлено, что суще­ствует ряд ступеней в развитии биологической органи­зации человека. Первым человеком на земле наука считает питекантропа, который был переходной ступе­нью от животных к человеку. Внешний облик питекан­тропа очень напоминает человекообразных обезьян. По­лусогнутые в коленях ноги, длинные руки, далеко вперед выдвинутая нижняя челюсть, развитые над­бровные дуги, отсутствие подбородка и покрытое шерстью тело говорят о том, что питекантроп (в переводе на русский язык это название означает обезьяночело­век) выходец из царства животных. Но недаром его изображают с тяжелой палкой в руке. Кости питекан­тропа найдены на острове Ява. По этим костям можно заключить, что питекантроп жил 1 000 000—800 000 лет тому назад.

Более близким к современному человеку является следующий тип — синантроп. Остатки этого типа чело­века впервые обнаружены в Китае, поэтому он и назы­вается синантроп (Сина по-русски означает Китай). Синантроп жил в Азии, Африке и Западной Европе примерно 800 000—200 000 лет тому назад. По своему физическому облику он был более похож на современ­ного человека. Очень важно, что он умел владеть огнем. В пещере, где обнаружены кости синантропа, найдена зола и обожженные кости животных. Синан­троп просуществовал на земле довольно долго, создав основу для возникновения следующего типа — неандер­тальца. И наконец примерно 40 000 лет тому назад появляется человек современного физического типа, который был расселен повсеместно. Не надо понимать дело так, будто различные типы людей только и возни­кали с целью смениться другим типом. Эволюция фи­зического облика человека совершается по естествен­ным закономерностям, к которым относятся прежде всего совершенствование орудий труда, укрепление общественных отношений, развитие познания. Один тип человека от другого отличают по строению черепа, рук, ног и тазобедренного сочленения.

Социальная эволюция человека тоже имеет перио­дизацию. По типу орудий труда выделяются Дошельская, Шельская, Ашельская, Мустьерская, Ориньякская, Солютрейская и Мадленская (Название того или иного типа культуры обусловлено тем, что человек в разные этапы своего развития употреблял разные типы орудий труда. Название им дано по местности, где впервые обнаружены эти типы орудий труда) культуры. Для Дошельской культуры характерно употребление бесфор­менных осколков камней. Шельская соответствует тому периоду, когда употреблялись грубо обитые кам­ни и началось освоение огня. Ашельская изобрела и совершенствовала каменные рубила. Мустьерская на­чинается с того периода, когда каменные орудия чело­век стал приспосабливать к определенной работе, на­учился добывать огонь. В это же время появляются на­чатки изобразительного искусства.

Во время Ориньякской и Солютрейской культур люди пользуются костяными орудиями, совершенству­ют каменные орудия, развивают искусство. И, наконец, в Мадленскую эпоху наряду с совершенствованием ору­дий труда людям удается приручить волка, достигает высокого развития искусство и впервые появляется религия. Это было примерно 15 000 лет тому назад.

Религия также имеет свою историю. Первобытная религия проявлялась в том, что человек обожествлял все непонятные для него явления и грозные силы при­роды. Богов у людей древности было множество, и они обращались со своими божествами весьма непочтитель­но. Перед тем, как идти на охоту, люди задабривали бо­гов, мазали жиром, просили помочь, а если охота ока­зывалась неудачной, богов колотили, сжигали.

Несколько слов об изменении структуры общества. Человеческое общество вначале напоминало стадо жи­вотных. Особенностью этих людей переходного этапа было то, что они еще не изготовляли орудий труда. Им приходилось использовать то, что давала природа. Гру­бые дубины, кости больших животных служили ору­диями нападения и защиты. Ученый Иенс Бьери, изу­чающий историю человека, пишет: «Эти первобытные существа совсем не похожи на мирных лесных обезьян, передвигающихся на четвереньках. Они ходят выпря­мившись, с орудиями в руках, легко бегают по рав­нинам.

Их орудия сделаны не из камня — это либо огром­ная необтесанная дубина, либо большая кость, либо целый череп антилопы вместе с рогами. Если кость-дубинка растрескается, ее осколки с острыми краями используются как ножи для свежевания мяса» (И. Вьери. Затерянный мир Калахари.М., 1963, стр. 16).

Первобытное стадо перволюдей постепенно пере­растает в кровнородственную орду. Здесь люди оказы­ваются связанными между собой по степени кровного родства. К этому же времени они научаются изготов­лять первые каменные орудия. Основной формой труда было в то время собирательство.

До сих пор на земле существуют бродячие племена людей, которые сохранили кое-какие остатки первобыт­ных отношений. Это бродячие группы бушменов — дикарей, населяющих центральные районы Африки, а также коренное население Австралии. Жизнь этих людей сводится к непрестанному собиранию пищи. Они едят корни, ягоды, листья растений, бабочек, дру­гих насекомых и их личинки. Охотятся на ящериц, мышей, белок, разных птиц и крупных животных. Для них оказывается все съедобным.

Наши первобытные современники еще не умеют вы­ращивать растения и приручать животных. Зато изготовляют отличные каменные топоры, копья и т. п.

Например, Ганс Дамм так описывает жизнь корен­ных австралийцев: «В быту у австралийцев есть одна особенность, отличающая их от многих других народов земного шара: весьма своеобразный способ добывания пищи. При всей своей кажущейся примитивности он крайне нелегок, ибо стоит туземцам огромных усилий. Их способ хозяйствования требует большой наблюда­тельности и хорошего знания окружающей природы, без которых австралийцы вообще не могли существовать. Ведь они не возделывают почву, не занимаются живот­новодством! Пищу они добывают себе главным образом собиранием съедобных растений, плодов и насекомых и добыванием мелких животных. Это делают женщины и подростки. Мужчины охотятся на птиц и крупных животных. Такой формой хозяйства, основанной исклю­чительно на собирательстве и охоте, определяются, ес­тественно, быт и общественные отношения австралий­цев. Это простейшая форма хозяйства в истории человечества. Она, пожалуй, более всего напоминает предполагаемое первобытное состояние людей» (Г. Дамм. Канака — люди южных морей. М., 1964, стр. 28).

Но продолжим рассказ о развитии человеческого общества. Первобытная община с появлением земледе­лия и животноводства стала разлагаться. Эти отрасли хозяйства дали возможность человеку производить за единицу времени значительно больше продукции, чем он потребит сам. Бесплатный труд пленников, обра­щенных в рабство, содействовал производству избыточ­ного продукта. Стали появляться рабовладельцы. Так разложение первобытной общины породило рабовла­дение.

В эпоху рабовладения человечество изобрело пись­менность, сделало ряд открытий. В это время оформи­лись зачатки научных знаний. Тогда же и религия приобрела ее современный вид.

Далее следуют феодализм, капитализм и наконец социализм — закономерно сменяющие друг друга об­щественные формации. Источником движения каждой из них являются развитие орудий производства и возникающее при этом изменение способа производства и соответствующих им производственных отношений.

Таков в очень упрощенном виде путь развития об­щества.

Современный человек, пользующийся космическими ракетами и мечтающий посетить далекие звездные ми­ры, выглядит, конечно, титаном по сравнению с перво­человеком, неумело употреблявшим обломок камня. Но животное происхождение человека отнюдь не уни­жает его. Наоборот, оно вселяет уверенность, что буду­щее человека зависит от него самого. По этому поводу замечательный ученый Гексли писал: «Мыслящий человек, который избавился от предрассудков, найдет в своем происхождении подтверждение своих блестя­щих способностей, а его непрерывный прогресс в про­шлом будет реальным основанием для веры в то, что человечество имеет перед собой большое будущее».

Библейская история происхождения человека до­вольно широко известна. Поэтому мы не будем повто­рять ее здесь во всех подробностях, но попытаемся посмотреть на нее с позиций здравого смысла.

Итак, в книге Бытие повествуется, что всемогущий взял кусок глины, вылепил человека по образу и подо­бию своему и вдунул в него душу. Как видим, к сотво­рению человека бог отнесся со всей серьезностью. Он действует не вслепую, но заранее знает, что человек будет похож на него самого. Но, к сожалению, Библия не сообщает некоторых подробностей творения человека. Например, все ли органы лепились отдельно, а по­том помещались в тело? Ведь такие сведения пролили бы некоторый свет и на личность самого бога. На самом деле, если Адам вылеплен по образу и подобию бога, то, значит, и у бога должны быть такое же пищеваре­ние, тот же пол и те же болезни, скажем, язва желудка. Но и без этих вопросов немало чудес совершается далее. Читаем Библию: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие, 2: 19). Обязанность, ко­нечно, почетная, но, прямо скажем, затруднительная. Ведь бедняга Адам не успел даже осмотреться, не про­жил и одного дня, когда получил первое задание от бога. Надо полагать, Адам был самым выдающимся ес­тествоиспытателем, если ему удалось определить всех животных. Интересно, каким он методом пользовался, может быть, он определял по степени родства… Нет, едва ли. Ведь он их видел в первый раз, и среди такого многообразия трудно было установить не только род­ство, но, пожалуй, и внешнее сходство. Библия не сооб­щает, был ли у Адама микроскоп — ведь многие жи­вотные невидимы простым глазом. Но не будем строить догадки. О том, каким образом Адам управился со своей задачей, история, то бишь Библия, умалчивает, предоставляя нам удивляться и восхищаться необык­новенной одаренностью нашего далекого предка. Да и как не восхищаться: ведь любой нормальный человек, пошедший в небольшой зоопарк, где на каждой клетке висит название животного, может проходить там не менее трех-четырех часов. А попробуй он дать название хотя паре незнакомых животных, то по достоинству оценил бы, каково было бедному Адаму определить всех животных, число которых превышает миллион, не считая беспозвоночных и ископаемых животных.

Подумайте еще и о другом. Рай, в котором Адам жил до грехопадения, находился, вероятно, где-то на суше, раз там росли деревья, текли реки и т. д. В та­ком случае как могли морские животные прийти к Адаму, чтобы получить свое название? Забавную кар­тину можно представить с этим парадом всех живот­ных, шествующих с колоссальной скоростью. А расте­ния обижены совсем ни за что: Библия не считает их живыми и, наверное, поэтому растения остались без названий. Правда, значительно позже некоторые уче­ные-идеалисты пытались исправить оплошность соста­вителей Библии, придумывая различные сорта душ. По их классификации, душа деятельная, активная яко­бы дарована животным, душа мыслящая — человеку, а душа самого низкого сорта — душа растительная — растениям. Но как бы ни старались эти ученые, Библия никакой классификации душ не дает. Больше того, носителем жизненной силы, души она считает кровь. Откуда же в растениях душа, если в них нет крови? По этому критерию из царства живого выпадают не только растения, но и многие животные, например, медузы, актинии и другие морские животные, у кото­рых вместо крови во внутренней среде организма обра­щается вода.

Но продолжим рассказ о том, как выглядит проис­хождение человека по Библии. Итак, бог создал Адама. А несколько дней спустя он решил осчастливить Ада­ма, создав ему жену. Не женщину вообще, а именно жену. Как вы помните, Адама бог вылепил из глины, а Еву решил сделать из Адамова ребра. Видимо, глина оказалась не совсем подходящим материалом для вы­ражения сущности женщины. Но обратимся к тексту «священной» книги. «Бог… взял одно из ребр его (Ада­ма.— 3. М.), и закрыл то место плотию. И создал Гос­подь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие, 2: 21—22).

Что же Адам? Он не растерялся, увидев женщину, он воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взя­та от мужа (своего)» (Бытие, 2: 23).

Мы уже отмечали, что создавать живое, тем более человека, из глины или из кости невозможно. Но здесь мы хотим обратить внимание на такие обстоятельства. Допустим, что и правда у прародителя рода челове­ческого было взято ребро для производственных надоб­ностей. Значит, на одной стороне грудной клетки (Биб­лия не сообщает, с какой именно стороны взято ребро) ребер будет на одно меньше. Этот признак, передаваясь по наследству, должен быть у всех мужчин и теперь. Но известно, что мужчины и женщины имеют одинако­вое количество ребер, расположенных симметрично по обеим сторонам груди. Это во-первых.

Во-вторых, Бог вынимал ребро у Адама, наведя на него сон. Коли так, то Адам не должен был чувствовать этой операции. Но наш необыкновенный предок, едва увидев женщину, бодро восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Как он догадался, что это кость от кости его? Ну, хорошо, как бы там ни было, допустим, что Ева — его кость, ибо бог как ис­ходный материал брал ребро, и это отмечено в Библии. Но откуда взялась плоть? Почему женщина оказывает­ся не только костью от кости Адама, но и плотью от плоти? Выходит, бог заимствовал и плоть Адама? Но об этом нигде в Библии не написано. А с чего бы это? В мифологии язычников имеется много рассказов о происхождении человека. В одних сообщается, что че­ловек данного племени происходит от черепахи. Дру­гие племена считают, что происходят от змеи или от других животных. Но среди мифов есть и очень похо­жие на библейскую легенду о происхождении человека. Языческие мифы сочинены задолго до появления «священной» книги христиан. И достаточно сличить тексты, чтобы стало ясно, что именно эти мифы легли в основу библейского сказания о происхождении чело­века. Уже на ранних ступенях развития человек лепил своих идолов из глины. Те племена, которые считали, что они происходят от различных животных, лепили в качестве своих богов фигуры этих животных. Но мно­гие считали, что духи или боги не отличаются от самих людей и делали своих богов похожими на людей. Так получилось, что древние люди «подсказали богу» ма­териал для сотворения Адама. Правда, Библия вопреки очевидности изобразила дело таким образом, что не человек лепил из глины своих богов, как это было на самом деле, а бог будто создал человека, вылепив его из глины.