Кто из живых существ живет дольше всех? Черепа­хи. Их возраст доходит до трехсот лет. Это рекордный срок, не свойственный более никаким другим живот­ным. Так, самая долголетняя птица стервятник живет не более ста восемнадцати лет. Дикий гусь может про­жить до восьмидесяти лет. Есть легенда, будто ворон живет триста лет. Но это не так. Вороны живут всего лишь до семидесяти лет. Самая большая птица страус живет до сорока лет. Из рыб дольше всех живет белу­га. Она живет от семидесяти пяти до восьмидесяти лет. Другие рыбы живут от двух до двенадцати лет.

Наибольшим долголетием из млекопитающих отли­чаются слоны. Они живут от шестидесяти до восьмиде­сяти лет. Медведи могут прожить сорок-пятъдесят лет. Стоит ли продолжать этот список? Отметим лишь, что в условиях природы большинство животных живет зна­чительно меньше.

Но о сроках жизни животных в «священном писа­нии» ничего не говорится. Поэтому и мы перейдем к разговору о том, сколько лет может прожить человек. Предоставим слово Библии. В ней приводятся такие данные о продолжительности жизни людей: Адам жил 930 лет, Сиф — 912, Енос — 905, Малелеил — 895, Каинан — 910, Иаред — 962, Мафусала — 969, Ла­мех — 777 и Енох — 365 лет. Средняя продолжитель­ность жизни человека, следовательно, была равна 908 годам.

Скажем прямо, что в пылу сочинительства авторы потеряли чувство меры и сильно хватили лишку. Имен­но потому «ученые» богословы стали искать способы спасти «священную книгу» от насмешек. Предлагалось, например, считать библейские годы за месяцы. Но та­кое толкование привело к еще большему конфузу, так как сказалось, что Авраам прожил всего 14 лет и 7 месяцев, а Нахор стал отцом первого сына в возрасте двух лет и пяти месяцев (по Библии, он произвел по­томство в 29 лет).

Веровавший в бога «ученый» медик доктор А. А. Пя­сецкий пытался оправдать приведенную в Библии ста­тистику с помощью медицинской науки. Он, конечно, не считает, что библейский год равен одному месяцу на том основании, что существуют различные названия месяца и года, и уверен, что Библия не путает их.

Он утверждает, что тысячелетняя жизнь «допотоп­ных» людей есть исторически верный факт. И пытается доказать это так. Первые люди, мол, были исполинами с геркулесовским здоровьем. И что этому способствовали отличные климатические условия Месопотамии. То есть, если верить А. А. Пясецкому, то и сейчас люди, живущие в местах с хорошим климатом, должны от­личаться таким же долголетием, какое было у библей­ских наших предков. Но сей ученый муж писал свою книгу в 1902 году и отлично знал, что только качест­вом климата ничего не объяснишь. Поэтому он пытает­ся нарисовать такую идиллию «допотопной» жизни: «Пищевые продукты в допотопный период находились в природе в изобилии и легко добывались. Реки были запружены рыбой; деревья ломились под тяжестью сладких плодов; колоссальные туши «допотопных» животных доставляли мясо сотнями пудов» (А. А. Цясецкий. Медицина по Библии и Талмуду. Спб., 1905, стр. 11). Короче говоря, ешь — не хочу.

Но факты говорят о другом. Жизнь людей никогда не была праздной. Она формировалась в суровой борь­бе с окружающей природой, и человек на протяжении веков с трудом мог удовлетворять свои потребности в еде. Как бы ни было много рыбы в реке, ее нужно бы­ло поймать. И деревья никогда не ломились под тяже­стью сладких плодов. Урожайность, например, финико­вой пальмы стала повышаться благодаря деятельности человека. Никогда не было, чтобы «колоссальные ту­ши» животных спокойно разрешали убивать себя и по­едать их «сотни пудов мяса». Всем известно, что чем больше животное, тем труднее на него охотиться, для этого требуется участие большого коллектива людей, имеющих орудия нападения, которые надо еще уметь изготовить.

Обратим внимание еще на одну сторону вопроса. А. А. Пясецкий нарисовал такую картину, будто пер­вым людям только и дел было, что есть да спать на чистом воздухе, что никто не трудился. Скажем сразу, что ученый защитник библейских сказок о необыкно­венном долголетии в этом отношении явно перестарал­ся. Всем верующим известно, что, изгоняя Адама из рая, бог послал его на землю, чтобы он «в поте лица своего» добывал хлеб свой, то есть предписывал лю­дям жить в труде. Кроме того, уже первым потомкам Адама, как свидетельствует та же Библия, было изве­стно разделение труда. Так, Авел был овцеводом, Каин — земледельцем, Иавал разводил скот, Тувал­каин ковал всякие орудия из меди и железа. Как види­те, даже само «священное писание» признает труд не­обходимым условием жизни и развития человека, а Пясецкий пытается доказать, что «допотопные» люди вели праздный образ жизни.

Каждому ясно, что доводы А. А. Пясецкого совер­шенно несостоятельны. Нельзя сводить вопрос о долго­летии человека ни только к его биологическим особен­ностям, ни только к влиянию климата. Человек — су­щество социальное, и продолжительность его жизни зависит прежде всего и главным образом от условий, которые создает общественный строй.

Известно также, что именно труд является обяза­тельным условием здоровья и долголетия человека. Но труд бывает разный. Труд раба изнуряет человека фи­зически, притупляет умственно, уродует морально. Не­нависть именно к рабскому труду легла в основу в це­лом отрицательного отношения религии к труду как таковому. Стремление освободиться от ига рабства и отражено в библейском мифе о райском блаженстве, о праздной жизни. Когда мы говорим о труде, принося­щем человеку здоровье, удлиняющем жизнь, мы имеем в виду труд свободный, творческий, необременитель­ный. Это тот труд, который является естественной по­требностью человека.

Предельные сроки жизни человека еще не опреде­лены с достаточной точностью. Но зато твердо известно, что по мере развития общества и социального прогресса систематически растет средняя продолжительность жизни человека. Установлено, что в условиях первобыт­ной общины средняя продолжительность жизни чело­века была очень маленькой. Например, в начале камен­ного века она не превышала пяти лет.

Выдающийся русский ученый И. П. Павлов считал, что длительность жизни современного человека должна быть не менее 100 лет. Другой ученый — академик А. А. Богомолец — допускал еще более продолжитель­ный срок жизни. Он думал, что нормальное долголетие на данном этапе развития человека наука позволяет определить в 125—150 лет. Эти выводы не просто произвольные допущения, они основаны на изучении орга­низма животных и человека.

В подтверждение этих выводов можно привести многочисленные случаи действительного долголетия отдельных лиц. Например, экспедиция Академии наук УССР в 1937 году обнаружила в одном абхазском селе­нии 12 долгожителей в возрасте 107—135 лет. В 1927 году в возрасте 150 лет умер Андрей Андрющенко. Ро­дился он в 1777 году и был участником Отечественной войны 1812 года. В том же 1927 году на регистрацию явилась крестьянка М. Маляревич (Белоруссия), кото­рой было 130 лет. Двадцать километров от своего села она бодро прошла пешком.

Число примеров можно увеличивать, и все они так или иначе подтверждают, что при определенных усло­виях продолжительность жизни может быть от ста до ста пятидесяти лет. Но средняя продолжительность жизни человека еще никогда не достигала такого боль­шого срока. В зависимости от условий жизни, от степе­ни развития производства материальных благ эта сред­няя продолжительность жизни людей колебалась от пяти до семидесяти лет. В обществе, которое избавлено от эксплуатации, свободный труд является основой жизни всякого здорового человека. Именно потому в нашей стране, почти пятьдесят лет идущей по пути со­циализма, наблюдается наибольшая средняя продолжи­тельность жизни человека.