Все события, вещи окружающего нас мира имеют свою историю — свое прошлое, настоящее и будущее. Наука изучает историю вещей, процессов. Наука распо­лагает вполне достоверным материалом, доказываю­щим процесс развития живой и неживой материи по естественным закономерностям. Но прежде нужно рас­сказать о методах, которые дают возможность загля­нуть в далекое прошлое окружающих нас вещей.

Начнем с растений. Можно ли определить их воз­раст? Все знают, что есть однолетние растения, но есть и такие, которые способны прожить более ста лет. Как узнать их возраст? Взгляните на торцовую часть спи­ленного дерева, и вы увидите годичные кольца, образу­ющиеся на каждом дереве. Остается сосчитать число колец, и вы точно назовете, сколько лет дереву.

Есть своя «летопись» и у Земли.

Представьте себе озеро или пруд. Начиная с весны до осени в воде быстро размножаются растения, насе­комые. Многие из них к зимним заморозкам погибают и медленно оседают на дно. Их тела сгнивают, а зимой на них оседает вся пыль, плавающая в воде. Весной все начинается сначала: опять появляются, растут и размножаются растения и животные. Погибают, осе­дают на дно, перегнивают и вместе с осевшей на дно пылью образуют ил. И так из года в год, слой за слоем складывается часть истории нашей Земли.

Теперь представьте, что вы нашли в иле кость или какой-нибудь предмет домашнего обихода. Как узнать, сколько лет пролежала в земле ваша находка? Для этого нужно осторожно подсчитать слои ила, распола­гающиеся выше найденного вами предмета.

Точнейшими «часами» Земли являются радиоак­тивные элементы, содержащиеся в недрах. В каждом из этих элементов совершается процесс распада. На­пример, уран постепенно превращается в свинец. Вре­мя, необходимое для превращения урана в свинец, известно точно. Процесс этот идет равномерно, и с по­мощью этих «часов» можно заглянуть в историю Земли на миллионы лет назад.

Как видите, совсем не обязательно, чтобы кто-то из людей своим честным словом свидетельствовал нам о прошедшем. Природа сама позаботилась оставлять ле­топись своих деяний, нужно только уметь ее читать. Чтением истории Земли занимаются ученые разных специальностей, Материал для своих исследований они ищут непосредственно в природе. Выветренные скалы, темные пещеры, отвесные стены песчаных карьеров и каменоломен, русла рек рассказывают ученым инте­реснейшие повести из прошлой жизни нашей планеты.

Здесь мы коротко перескажем о том, что удалось узнать ученым о происхождении Земли и жизни на ней.

Наша солнечная система когда-то возникла из ту­манности или космической пыли. От сжимания разо­грелась, разбросала по орбитам планеты, одной из ко­торых является Земля. Вначале Земля тоже была раскаленным телом, но мало-помалу остывала, на ее поверхности образовались океаны, в которых шли сложные химические процессы. Эти процессы посте­пенно привели к тому, что из соединений углерода и некоторых других элементов стали формироваться бо­лее сложные соединения. Возникли так называемые аминокислоты, являющиеся кирпичиками всего жи­вого.

Если разложить живые тела на их составные части, то можно убедиться, что все они состоят из трех групп веществ: белков, углеводов и жиров. Даже самые мел­кие существа — вирусы — имеют белковую оболочку. А что такое белки? Оказывается, они могут быть раз­ложены на аминокислоты. Всех таких аминокислот двадцать четыре. Они являются тоже сложными соеди­нениями, но могут возникать из более простых неорга­нических соединений, молекул и атомов других веществ, в частности, из атомов углерода, водорода, кис­лорода.

Много трудностей стоит на пути ученых, которые решили выяснить происхождение жизни. Но при со­временном уровне развития научных знаний уже мож­но сказать, что основные закономерности естественного синтеза живых тел выяснены. Академик А. И. Опарин высказал предположение, что неживые вещества, име­ющиеся на поверхности нашей планеты, соединяясь между собой, образуют вначале сгущения лишь исход­ных элементов жизни, нечто вроде «питательного буль­она», в котором возникают отдельные капли, способные усваивать вещества этого бульона. Вот этот процесс усвоения питательных веществ, свойственный белку, приводит к тому, что постепенно появляются более устойчивые капли, которые, еще более усложняясь, становятся живыми. Современные живые существа вы легко отличите от неживых тел, а первые белковые комочки больше были похожи на слизь. Их называют протоплазмой, то есть первичной плазмой, или первич­ной слизью. С тех пор прошло более миллиарда лет, и за этот огромный срок возникли все живые существа, в том числе и человек. А началом жизни на Земле яви­лись первичные белковые комочки.

Истинность научных предположений всегда прове­ряется практикой. Гипотеза академика А. И. Опарина недавно получила подтверждение в лаборатории. Пред­полагаемые газы первичной атмосферы Земли ученые запаяли в трубки и пропускали через них разряды электрического тока. И вот совершенно неживые эле­менты газов образовали аминокислоты, из которых, как мы уже отмечали, состоят белки — основа жизни.

Очень много достигнуто учеными и в направлении синтеза самих белков. Имеются все основания предпо­лагать, что в ближайшем будущем эти сложные соеди­нения будут получены искусственным путем. В самом деле, теперь точно известно, что белки состоят из ами­нокислот, соединения которых образуют многомерные молекулы, скрученные, как многожильная веревка, в спираль. Вот из таких молекул и состоит все живое на Земле.

Но протоплазма лишь первая ступень развития жи­вого. Проходит много тысяч лет, пока из нее образуют­ся клетки. Что собой представляет клетка? Уже при небольшом увеличении видно, что клетка имеет оболоч­ку, ядро, которое как бы плавает в клеточной плазме. Но если посмотреть в микроскоп, увеличивающий в сто тысяч раз, то можно увидеть, что клетка очень сложна. В ней имеются запасы питания, система канальцев, связывающая различные участки клетки друг с дру­гом, имеются органоиды, которые вырабатывают осо­бые вещества — ферменты, участвующие в синтезе белков. Недаром ученые сравнивают клетку с большим заводом, имеющим собственную энергетическую базу, различные цеха, лаборатории, аварийные мастерские, склады и т. д.

Окружающие же человека растения и животные представляют собой многоклеточные образования. Это свидетельствует о их неизмеримой сложности, а также доказывает, что растения и животные связаны един­ством структуры, то есть сложены из одних и тех же кирпичиков-клеток.

Возникшие путем развития первичной плазмы клет­ки объединялись подобно колониям простейших орга­низмов. Такие агрегаты клеток затем становятся фор­мой существования, переходящей в многоклеточность, а уже потом из многоклеточных, очень примитивных существ постепенно возникают более сложные орга­низмы.

В разработках известняка, ракушечника, мрамора, каменного угля и других полезных ископаемых нахо­дят скелеты животных и отпечатки растений, совсем не похожих на ныне существующие. Каменный уголь и мрамор не только топливо или строительный материал. Все это остатки некогда существовавших растений и животных. По количеству их накопления, по формам можно подсчитать, сколько прошло времени с тех пор, когда они жили, можно определить возраст земных. слоев, в которых встречаются ископаемые остатки.

Приведем некоторые данные возраста различных групп растительного и животного царства. Выше было сказано, что жизнь возникла примерно миллиард лет тому назад. Но не все формы растений и животных появились сразу. В периодах их возникновения есть строгая последовательность, так как одни виды расте­ний или животных образовались путем развития дру­гих видов. Все развитие есть переход от простого к бо­лее сложному. На основании слоев залегания ископае­мых остатков определено, что прежде всего в водах мирового океана примерно 1 500 миллионов лет тому назад возникают различные представители раститель­ного царства. Затем, примерно 400 миллионов лет на­зад, растения начинают из вод океана перебираться на сушу. Это были различные растения типа хвощей, плаунов, папоротников. Именно из этих растений, до­стигавших громадной высоты, впоследствии образова­лись залежи каменного угля.

Видимо, изменение климата привело к массовой гибели этих растений, и их место было занято другими, более приспособленными к новым условиям. Появились растения, называемые голосемянными. Это произошло примерно 350 миллионов лет тому назад. Представите­лями голосемянных растений являются, например, хвойные.

На следующем этапе развития, примерно 120 мил­лионов лет тому назад, возникают покрытосемянные растения. Представители их, например, дубы, орехи, вязы, платаны. Эти растения являются нашими совре­менниками и хорошо нам известны.

Когда же появились первые животные? В отличие от растений они не могут питаться газами и использо­вать энергию солнца, поэтому они возникают значительно позже растений, являющихся пищей для живот­ных и источником кислорода для дыхания. Первые животные появились примерно 1200 миллионов лет назад. Это были примитивные беспозвоночные живот­ные. Рыбы и земноводные появляются примерно 420 миллионов лет тому назад, пресмыкающиеся — 155 миллионов лет, млекопитающие — 55 миллионов лет.

И наконец человек возник путем эволюции высших отрядов млекопитающих примерно один миллион лет назад.

Древние животные совсем не похожи на современ­ных. Одни из них были очень мелкими, другие — ги­гантскими организмами. По остаткам скелетов ученые научились воссоздавать общий вид этих животных. Желающим увидеть изображение ископаемых видов растений и животных можно порекомендовать хорошо написанную и прекрасно иллюстрированную книгу И. Августа и 3. Буриана «По путям развития жизни» (Прага, 1961).

Авторы этой книги, понимая, как трудно предста­вить огромные промежутки времени геологической истории, предлагают в качестве условного масштаба времени один земной год. Вот как представляется исто­рия развития нашей планеты в этом масштабе: «Тогда в этом масштабе архей и протерозой будут соответство­вать почти полностью первым трем четвертям года, то есть времени от начала января до последних чисел сентября; на раннюю весну пришлось бы образование земной коры, но еще без океанов и до возникновения жизни. Возникновение жизни произошло бы приблизи­тельно в начале мая, а первая стадия развития бес­позвоночных в период протерозоя заняла бы все лето до начала осени, приблизительно до половины сентяб­ря, когда начался бы палеозой с расцветом беспозво­ночных, рыб, земноводных. Этот период продолжался бы приблизительно до последних чисел ноября, когда бы начался мезозой — эра гигантских пресмыкающих­ся,— который закончился бы в последнюю неделю де­кабря. На последнюю неделю года пришлись бы тре­тичный период — период развития млекопитающих, и четвертичный период, когда появился человек. В этом масштабе на четвертичный период пришлись бы всего неполные сутки, а в эти сутки человек появился бы приблизительно в 8 часов вечера. Вся история куль­туры и науки человечества уложилась бы в этом масш­табе всего лишь в нескольких последних минутах го­да!» (стр. 14).

Итак, наука говорит, что все живое на Земле воз­никло естественным путем и развивалось много мил­лионов лет, пока приобрело тот вид, который нам зна­ком по наблюдениям. Человек также естественным путем возник около миллиона лет назад и также пре­терпел за этот срок немало изменений.

Что же говорит о происхождении жизни на Земле «священная» книга всех христиан Библия?

Библия утверждает, что все живое на нашей плане­те создано богом. А как он это делал, об этом рассказы­вается в первой главе библейской книги «Бытие». Да­вайте вместе прочитаем это место в Библии: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу жи­вую; и птицы да полетят над землею, по тверди небес­ной. (И стало так.)

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу живот­ных пресмыкающихся, которых произвела вода, по ро­ду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размно­жайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да раз­множаются на земле.

И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Бытие, 1:20—25).

Самым честным образом стараясь понять смысл дней творения, нельзя не отметить того, что слишком много работы делается за очень короткий промежуток времени. Ведь богу в пятый день творения в один при­сест пришлось создать по меньшей мере миллион раз­личных животных, а по данным современных ученых, даже более полутора миллиона.

Миллион — это очень много. Для наглядности ска­жем, что от начала нашей эры до настоящего времени не прошел еще миллион дней (это будет не раньше, чем через 800 лет). Если увеличить в миллион раз мышь, то она имела бы 50 километров в длину, а комар — 5 ки­лометров. А бог творит по миллиону и более за один день. Верующие могут возразить, что бог, мол, всемо­гущ, он все может. Но тогда зачем богу шесть дней понадобилось? Уж коли всемогущ, то мог бы сотворить все в один миг. Ведь если задуматься, то потребность во времени противоречит понятию «всемогущий».

Но обратимся снова к Библии. Согласно этой книге, бог создает пресмыкающихся, птиц, гадов и скотов. А где же беспозвоночные животные, то есть простейшие, губки, кишечнополостные, черви, коловратки, черви круглые, моллюски, мшанки, ракообразные, паукооб­разные, многоножки, насекомые, иглокожие, оболочни­ки? Созданы они богом или нет? Когда они появились, где и откуда? Одних насекомых должно быть около одного миллиона видов. Если бог их не создавал, то, следовательно, не все им создано.

В Библии ничего не говорится и об ископаемых жи­вотных, а их было немало. Между прочим, в давние времена на Земле встречались летающие ящеры. Они называются птеродактилями. Летучая мышь тоже не птица, но летает. Но как же быть тогда с указаниями бога о том, что по тверди небесной могут летать только птицы?

В «священном писании» нет и намека о микроор­ганизмах, бактериях, вирусах, рекетсиях. Между тем в природе роль микроорганизмов более чем велика. На­пример, если бы не гнилостные микробы, поверхность земли уже давно покрылась бы трупами и стала непри­годной для жизни. Если бы наука не изучала законо­мерности жизни микробов, человечество тяжело стра­дало бы от различных заболеваний. Страшные эпиде­мии чумы, холеры, тифа и других заболеваний удалось прекратить не молитвами, а борьбой против действия вирусов, бактерий, являющихся разносчика­ми или источниками таких заболеваний.

Библия не дает в классификации животных многие классы потому, что в ней обобщены примитивные зна­ния людей, ее составлявших. Деление животных только на пресмыкающихся, птиц, рыб и скотов самоочевидно. Но развитие науки ведет к более глубокому познанию окружающей природы. Так, например, Аристотель, живший в III веке до нашей эры, называл 454 вида жи­вотных, а Линней, живший в XVIII веке нашей эры, знал уже 4 258 видов. По современным данным, коли­чество видов в животном мире равно примерно 1 500 000. Но не следует думать, что со времени Ари­стотеля увеличилось число видов животных. Просто выросли знания людей о животном мире.

Необходимо отметить, что прогресс научных зна­ний проявляется не только и не столько в объеме по­знанного материала, сколько в возникновении более точных методов исследования, в выявлении объектив­ных закономерностей развития живого мира. Оказа­лось, что мир растений и животных развивается, начи­ная от простейших внеклеточных форм вплоть до возникновения человека, путем перехода одних видов в другие в результате приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Наука утверждает, что мир растений и животных находится в процессе непре­рывного развития и не был создан в один день или миг.

А Библия голословно утверждает, что рыбы, пре­смыкающиеся, звери (видимо, имеются в виду хищни­ки) и «скоты», то есть домашние животные, созданы в один день.

Мы уже говорили о том, как развивается мир жи­вотных, что от появления одного класса животных до другого требовались миллионы лет.

Не нужно забывать того, что в их основе лежала возникшая естественным путем первичная живая плаз­ма. Беспозвоночные в дальнейшем развитии послужи­ли основой возникновения позвоночных животных, в частности рыб, земноводных. Значительно позже эво­люция земноводных привела к возникновению пресмы­кающихся, и самыми последними оформились млеко­питающие.

Что же касается «скотов», то здесь «священное пи­сание» совершает очень грубую ошибку. Сейчас очень мало людей, которые не знают, что домашние живот­ные — это прирученные человеком дикие животные. Многолетнее воспитание, постепенный отбор наиболее пригодных для выполнения нужд человека привели к тому, что домашние животные стали сильно отли­чаться от своих диких предков и приобрели качества, им самим не только ненужные, но даже вредные. На­пример, жирность была бы пагубной для свиней, если бы они жили в диких условиях. Домашние голуби от­личаются друг от друга различными пятнами, хохол­ками, обилием перьев в хвосте и т. д. Для дикого голубя эти признаки не характерны. Эти и многие дру­гие примеры дают основание утверждать, что не бог, а сам человек своим трудом создал домашних животных и культурные растения. Причем к моменту написания Библии этот процесс в основном был завершен. Между тем «священная» книга утверждает, что домашние животные созданы до появления человека. Абсурдность этого утверждения очевидна.

Однако защитники религии могут сказать, что муд­рость творца как раз и проявляется в том, что, создавая животных, он учел потребности человека. Больше того, священнослужители очень часто пытаются доказать проявление божественного промысла, указывая на це­лесообразный характер растений и животных. «Смотри­те,— восклицают они,— как мудр всевышний: он соз­дал яркие цветы, чтобы привлекать пчел, последних для того, чтобы собирать мед, и все это для человека, который создан, чтобы славить мудрость творца, глядя на совершенство его созданий».

О целесообразности в природе мы поговорим в сле­дующей беседе. А здесь приведем еще несколько дока­зательств, говорящих о человеке — преобразователе природы.

Как утверждает Библия, бог приказал всему живо­му «плодиться по роду своему», то есть производить только себе подобное. А как же тогда с новыми поро­дами? Их так много, что нет возможности перечислить. Неужели бог учел не только общие потребности челове­ка, но и определил эти потребности в зависимости от места проживания людей.

Возьмем для примера породы лошадей. Верховые лошади бывают арабской, терской, скаковой, русской верховой, донской, буденовской, черноморской, кабар­динской пород. Каждая порода выведена в определен­ной местности, приспособлена к местным условиям. Или другой пример. Существует много пород коров: швицкая, симментальская, костромская, астраханская, шортгорнская, герефордская. Люди, занимающиеся выведением новых пород животных, отлично знают историю возникновения каждой породы. Этот процесс происходит у нас на глазах. Например, совсем недавно в нашей республике создана новая порода коров, кото­рая называется казахская белоголовая, и новые породы овец — казахская тонкорунная и архаромеринос.

То же можно сказать о растениях.

Известно, что картофель рос лишь в Америке. Когда стали ввозить эту культуру в Россию, попы подстрекали людей на картофельные бунты, говоря, что людей хотят накормить «чертовыми орешками». Теперь кар­тофель — одна из самых распространенных культур в нашем сельском хозяйстве, никто уже не вспоминает, что окультурили картофель американские индейцы. Из Америки же привезены к нам помидоры, кукуруза, баклажаны и ряд других растений.

Сортообразование растений также происходит и сейчас.

Люди своим трудом создают не только новые сорта растений и новые породы животных, но преобразуют лицо земли.

Мы разобрали здесь, что говорит о происхождении жизни христианская религия, проанализировали биб­лейский текст с точки зрения науки и здравого смысла и доказали полную несостоятельность доводов религии.

Однако у религии имеются защитники среди людей, именующих себя учеными. Защищая религию, они вы­ступают как воинствующие проповедники невежества, мракобесия, что выгодно в первую очередь капитализ­му, интересы которого такие ученые и представляют. Буржуазные ученые идеалистического толка пытаются согласовать библейский текст с данными науки. Такого рода попытки шиты белыми нитками. Но с некоторыми из них не мешает познакомиться. Например, в 1902 го­ду была издана книга доктора А. А. Пясецкого «Меди­цина по Библии и Талмуду», выпуск первый этой кни­ги называется «Медицина по Библии». Первая глава раскрывает вопросы библейской космогонии, то есть разбирает библейский миф о творении мира.

Чтобы наглядно показать, как автор книги пытает­ся примирить данные науки с религией, придется сде­лать довольно длинную выписку из первой главы. Вот что пишет А. А. Пясецкий: «О происхождении вселен­ной и всего существующего на ней Библия рассказы­вает следующее: «Сначала сотворил Господь небо и землю. А земля была пустопорожняя, и мрак — над бездной» (стр. 1). Далее идут авторские комментарии: «Мрак этот, окутавший бездну бесконечного простран­ства, обуславливался испарениями всякого рода, густы­ми до такой степени, что солнечные лучи не могли проникнуть через атмосферу» (там же).

Непонятно, откуда взялась атмосфера. Ведь нигде не было написано, что бог ее создавал, в Библии ничего не говорится и об испарениях. А как могли пробивать­ся через эти испарения лучи еще не существовавшего солнца? Ведь солнце по Библии было создано лишь на четвертый день творения и стало освещать землю неза­висимо от испарений.

Читаем работу доктора Пясецкого дальше: «В этом мрачном и бесконечном пространстве плавал огненный, вследствие горения газов, имеющих химическое срод­ство, газовый шар, сгустившийся затем в жидкость, отвердевший потом на своей поверхности и образовав­ший, наконец, шар земной, который по своем возникно­вении, имел очень высокую температуру» (стр. 1).

Опять придется вспомнить Библию: ведь там нет никакого указания ни на огненный шар, ни на горение, ни на остывание, а тем более на высокую температуру поверхности земли.

Нельзя так сочетать несочетаемое. Если земля горя­чая, то для ее остывания нужно было время, равное миллионам лет. А между тем из Библии известно, что уже на третий день бог приказал земле произрастить растения.

Доктор А. А. Пясецкий понимает, что на раскален­ной почве не могли жить живые организмы и пишет: «В вечном мраке, на раскаленной почве органическая жизнь не могла проявиться, и земля, на которой не бы­ло ни одного растения и ни одного животного, действи­тельно была «пустопорожняя». Мало-помалу земля охлаждалась; испарения сгустились в тучи, из них ста­ли падать непрерывные дожди, очистившие атмосферу, и солнечные лучи получили возможность проникать до поверхности земли, на которой стало светло. «И сказал господь: «Да будет свет», и стало светло»,— говорит Библия».

Давайте разбираться, что значит «мало-помалу». Библия отвечает точно: прошло два дня, и на третий были созданы растения, на четвертый — животные и в тот же день — солнце и другие светила, которые осве­тили землю. Но автор разбираемой книги желает пред­ставить дело таким образом, будто бог ждал, когда остынет земля, осядут испарения и только тогда ска­зал: «Да будет свет».

И опять автор отступает от «священного писания» в целях его защиты. Ведь Библия утверждает, что еще в первый день творения бог отделил день от ночи, ска­зав «да будет свет». Нет, Библия говорит не то, что желает преподнести нам доктор А. А. Пясецкий. Он, с одной стороны, вульгаризирует данные науки, с дру­гой — перетасовывает положения Библии. Например, почему он не пишет, что акт творения распределен по дням, почему библейский текст использует не в той последовательности, как он написан, а так, как ему удобнее. Скажем прямо, так вольно трактовать нельзя никакую книгу, в том числе и Библию.

Цитируем А. А. Пясецкого далее: «Как только поя­вился свет, этот важнейший фактор в развитии органи­ческой жизни, обильная растительность стала укра­шать поверхность земли, и под благоприятным влия­нием солнечных лучей вскоре появилась жизнь в воде, на суше и в воздухе».

Что свет является важнейшим фактором в развитии органической жизни — абсолютно верно. Но Библия-то нам рассказывает иначе об этих событиях: растения появились на земле раньше, чем она была освещена солнцем. Впрочем, слово «появились» в «священной» книге не употребляется. Верующие не говорят «появи­лись», говорят, что все было создано.

Однако как же надо было все упростить, до какой степени примитивности все довести, на какие ухищре­ния пускаться ученому медику, чтобы хоть как-то согласовать данные науки и религии о происхождении нашей планеты и жизни на ней. На остывание земли А. А. Пясецкий все же отводит некоторое время, а вот для появления растений и животных не выделяет даже и дня. Приходится думать, что он не читал работ Ч. Дарвина и других ученых, показавших железную не­обходимость появления живого, но не вдруг, а в резуль­тате длительной эволюции.

Далее в книге Пясецкого описывается опять-таки появление пресмыкающихся, пернатых, колоссальных ящериц и наконец хищных животных и скота: «Поя­вившиеся на земле живые существа заменялись други­ми, с высшей организацией, пока, наконец, явился венец творения, человек…» Ну, во-первых, в Библии нет никакой периодизации создания животных, все они были созданы в один день. Во-вторых, в «священной книге» нет и положения о том, что одни животные за­менялись другими с более высокой организацией. Что же касается человека, то он, оказывается, венец «творе­ния», при этом автор как-то ухитрился ни слова не сказать о «боге-творце».

Да, незавидную роль взял на себя доктор Пясецкий, пытаясь во что бы то ни стало выгородить религию, спасти библейскую версию происхождения жизни, устранить разногласия между наукой и религией. Но как бы ни старались Пясецкий и его единомышленники примирить науку и религию, это никогда не приносило им успеха. Даже на заре своего развития наука каж­дым своим открытием била по религии, опровергала доводы ее защитников, утверждала торжество челове­ческого разума. Именно потому церковь последователь­но и жестоко преследовала ученых, пытала их в под­земельях «священной инквизиции», жгла на кострах их книги и их самих. Не от хорошей жизни, видимо, пришлось церковникам прибегать к таким методам — ведь известно, что применение насилия в споре признак теоретической слабости того, кто пользуется средствами принуждения.

И несмотря ни на что побеждала и ныне побеждает наука. И это закономерно, потому что на ее стороне ра­зум, здравый смысл, практика.