5 месяцев назад
Нету коментариев

История Судана (в древности страна Куш) уходит в глубь веков. Задолго до нашей эры страна была заселена семи­то-хамитскими и кушитскими племенами. Начиная со II тыс. н. э. появились негроидные племена — предки современных нилотов. Судан с древних времен был ареной войн, откуда завоеватели вывозили золото, слоновую кость и угоняли в рабство людей.

Из Аксумского царства, которое в начале IV в. завое­вало Судан, была привнесена христианская религия. В это время по всей долине Нила, до Сеннара, сооружа­лись храмы и монастыри, а на нилотском языке писались евангельские тексты.

Позже, в середине VII—IX вв. н. э., пришли новые завоеватели — арабы, исповедующие ислам. Их проникно­вение в Судан началось через Эфиопию. Вниз по течению Голубого Нила они продвинулись до Нубии, а затем устремились па запад, в Кордофан и Дарфур. С востока арабы проникали в Северную Африку из Сирии.

Под натиском арабов пали рабовладельческие христи­анские государства — Мукурра и Алоа. На смену одной религии пришла другая. На территории Судана возникли мусульманские феодальные государства. Руки завоевате­лей всех времен тянулись к стране, где в изобилии были золото, хлеб и рабы. Принижалась самобытная националь­ная культура порабощенных народов и племен, издавна населявших Нильскую долину и прилегающие к ней степ­ные и пустынные территории Восточной Африки.

Остановимся па истории Судана последних двух сто­летий. В 1820—1822 гг. Судан был завоеван Египтом. Одновременно с этим на территории Судана стали появ­ляться европейцы — купцы, миссионеры и просто аван­тюристы. Все они были искателями золота, слоновой кости и «живого» товара.

Хотя Судан и был египетским и формально входил в состав Османской империи, фактически же, как и Еги­пет, с 1870 г. находился под финансовым и политическим контролем Великобритании. Со второй половины XIX в. начались безудержная эксплуатация народа и вывоз из Судана природных богатств. Слоновая кость, каучук, гуммиарабик, скот, сельскохозяйственные продукты стали доходной статьей Великобритании. Политика жестокой эксплуатации и национального угнетения народов Судана вызвала в конце 70-х годов мощный взрыв народного недовольства, что привело к восстанию махдистов.

Восстание вначале возникло в глубине страны, в Дар­фуре и Кордофане, а затем охватило и другие провин­ции. К началу 80-х годов оно стало общенародным. Во главе движения стал реформатор и проповедник ислама Мухаммед Ахмед, провозгласивший себя махди, т. е. «спасителем-мессией». Призыв к священной войне против иностранцев нашел широкий отклик и поддержку народа, тем более что восставшие требовали установления всеоб­щего равенства и отмены непосильных налогов. Движе­ние махдистов закончилось победой. В 1885 г. армия махдистов овладела Хартумом и вскоре освободила страну от англо-египетских войск. Чиновники англо-египетского государственного аппарата были вынуждены покинуть страну. В центре Африки было создано независимое государство махдистов, просуществовавшее 13 лет, с 1885 по 1898 г. Столицей государства стал Омдурман, располо­женный на левом берегу Белого Нила.

Государство махдистов долго не могло противостоять мощной экспансии западных держав — Великобритании и Франции, стремившихся к захвату новых районов на Среднем и Верхнем Ниле. Да и сами правители молодого государства после смерти Мухаммеда Ахмеда, забыв о борьбе за всеобщее равенство, создали новую феодаль­ную знать, жившую за счет крестьян и кочевников-ско­товодов. В итоге распался боевой союз разноплеменного народа. В начале 1898 г. английское правительство сна­рядило сильную военную экспедицию под командованием генерала Г. Китченера, и в сентябре армия подошла к столице махдистов — Омдурману. При первом же столк­новении с хорошо вооруженной англо-египетской армией махдисты, потеряв в сражении на поле Керрери, под Омдурманом, 26 тысяч человек, отступили. Вскоре госу­дарство махдистов пало.

Судан фактически был превращен в английскую ко­лонию. Однако в январе 1899 г. с Египтом подписывается соглашение, по которому Судан объявлялся страной, управляемой двумя государствами, и стал называться Англо-Египетским Суданом. Верховная власть перешла в руки генерал-губернатора, назначаемого Египтом по рекомендации правительства Великобритании.

В одну из поездок в Омдурман мы осмотрели укреп­ления, возведенные рядом с городом, на поле Керрери. Разве могли противостоять эти глинобитные форты анг­лийским пушкам! Тогда же англичане впервые приме­нили пулемет системы «максим», косивший тысячи лю­дей, вооруженных кремниевыми ружьями, а в основном копьями; в войне против беззащитных африканских народов были испытаны и разрывные пули «дум-дум». На месте сражения установлена мемориальная доска.

В Омдурмане мы побывали у мавзолея Мухаммеда Ахмеда. Народ свято чтит память своего вождя-махди. Здесь же находится музей — прекрасное здание в восточ­ном стиле, где собраны материалы, свидетельствующие о славной борьбе суданцев за свою независимость, тро­феи, попавшие в руки махдистов после разгрома войск генерал-губернатора Гордона, оружие тех времен. Около музея царит оживление: школьники приходят сюда, чтобы познакомиться с историей борьбы за независимость своей родины.