Из всего изложенного выше очевидно, что решение выращивать карликовое дерево по японскому методу является в какой-то мере родственным положению священного супру­жества: и то и другое не терпит расчетливости, неблагоразум­ного, беспечного и легкомысленного отношения, а требует благоговейного, осторожного и обдуманного обращения. Например, вступительная глава одного трактата на эту же тему (Ньюсон С. Карликовые деревья.— Японские новости недели, 1940, 9 ноября, Токио, Япония) озаглавлена: «Беспредельная нежность требуется при выращивании карликовых деревьев».

Некоторые современные рекламы и публикации рассматри­вают это иначе: они представляют выращивание карликовых деревьев либо легким, либо быстрым.

Для этого существует несколько кратчайших путей, но они не обещают быстрых успехов. Требуется минимум три года для того, чтобы крошечное деревце начало принимать вид настоящего карликового, и что-нибудь около десяти лет, пока оно приблизится к желаемому результату. И только затем уже с каждым десятилетием оно становится все красивее, пока, наконец, столетнее сокровище очарует всеми своими пре­лестями.

Если эти цифры наводят на мысль, что современный чита­тель не вполне способен увидеть результаты своей попытки достичь кульминации и совершенства в этом деле, то он может, наконец, поистине гордиться тем, что готовит нечто изумительно прекрасное для радости его внуков и пра­внуков.

В выращивании карликовых деревьев нет ничего сверх­трудного. Постоянное внимание, деликатное обращение, не­сколько элементарных орудий, а главное глубокая любовь и неизменная нежность — вот все, что для этого необходимо.

Культура карликовых деревьев не требует большого про­странства и потому хорошо приспособлена к комнатным условиям.

Если кто-нибудь желает обойти самые ранние этапы выра­щивания, такие, как посев семян, устройство парника или грядки с черенками, и начать с хорошо укоренившихся сеян­цев высотой в один-два дюйма (2,54—5,08 см), то достаточно пары кубических футов склада для материалов и оборудова­ния и окна на солнечную сторону.

Выращивание карликовых деревьев следует начинать с планирования работы задолго до ее начала. Ведь любой строитель, прежде чем начать закладывать фундамент и класть балки, должен узнать, какой объект он будет стро­ить — амбар, дом или больницу. Практической деятельности должны предшествовать постановка цели и разработка черте­жей. То же самое и при выращивании карликовых деревьев: сначала ставят перед собой ясную цель, затем выбирают спо­собы и средства для ее достижения, а следовательно, опреде­ляют, с чего начинать работу.

Каким должно быть Ваше дерево? Вечнозеленым, чтобы Вы могли его демонстрировать почти круглый год? Внушать ощущение мира и тишины или сильного и упорного мужест­ва? Цвести или приносить плоды? Создавать восприятие тихой и затененной лесной поляны или с риском цепляться за скалу, как бы свисая над пропастью? В зависимости от того, какая поставлена цель, выбирают породу дерева, контейнер, в кото­ром оно будет расти, стол или стенд, предназначенный для его демонстрирования.

Как уже указывалось, для выращивания карликового дерева требуется длительное время, поэтому не следует торо­питься с началом его создания. Процесс достижения цели, так же как и сам результат, очень увлекателен и вознаграждает за кропотливый труд.

Энтузиаст, желающий создать истинно японское дерево, может работать по японским планам. Японцы постоянно изу­чают эскизы, содержащиеся в комплекте книг, известных под названием «Кеши Ингадэн» («Маковый сад»). В этих книгах помещены великолепные репродукции японской живописи с прекрасными сюжетами или гравюры на дереве, в основном с изображением деревьев, фотографии некоторых наиболее распространенных карликовых деревьев, которые можно вос­произвести в натуре.

Однако, поскольку карликовое дерево есть идеальная, как мы уже подчеркивали, природа в миниатюре (даже если в него вложена доля искусства), почему бы не начать с поиска есте­ственного дерева для подражания? Даже если будет риск не найти абсолютно точное изображение, пишущий эти строки не может существенно и бесспорно возразить американскому любителю, выращивающему дерево, типом и формой, соответ­ствующими местным условиям. Местная американская приро­да не менее прекрасна, чем японская экзотика, лишь с неко­торыми различиями. С другой стороны, для высокой оценки американского карликового дерева потребуется менее образо­ванный и просвещенный вкус зрителя. Вкус к деревянным гравюрам Тойокуни и Хайошиге — продукт гораздо более критических знаний, чем оценка произведений Грэндмэ Мэзис и Нормана Роквелла (Грэндмэ Мэзис (настоящее имя Анна-Мария Мэаис-Робертсон, 1860—1961) и Норман Роквелл (рожд. 1894) — американские художники), по своей оригинальности и значению эти художественные ценности не имеют радикальных раз­личий.

Работая на этой основе, планировщик карликового дерева будет искать для него образец в природе, чтобы затем скопиро­вать его при выращивании. Во время поездки на озеро или мор­ское побережье, прогулки по лугам, фруктовому саду или лесу он изучает и описывает деревья, характер их роста, наклона и изгиба веток. Человек, наделенный художествен­ными способностями, может зарисовать отдельные деревья или группы. Можно также сфотографировать деревья для последующего изучения и копирования при выращивании. Даже те, кто совершенно не имеют художественных способно­стей, могут делать грубые зарисовки, достаточные для того, чтобы отметить красоту дерева и потом на досуге восстановить ее в памяти. При желании можно воспроизвести некоторые хорошо известные места, такие, как Галечная отмель или Монтерей на побережье Калифорнии.

После того как Вы остановились на каком-либо образце натуры, можете приступать к выбору типа карликового дере­ва для выращивания.