При отборе для выращивания типа карликового дере­ва, которое производило бы в конечном итоге определенный эффект, очень важно правильно выбрать для него контейнер или горшок. Конечно, некоторое время контейнер не требуется, особенно если это семена, сеянцы или черенки, которые вначале выращивают на грядке. Но садовод, действительно любящий свое дерево, обычно настойчиво ищет подходящий контейнер для него, поэтому поиски могут занять довольно много времени.

Главным образом надо помнить два элемента — дерево и контейнер, образующие простейший союз. Нельзя использо­вать «любой старый горшок», только потому что он случайно оказался под рукой или красив. Контейнер также должен быть достоин показа. Эта общая взаимосвязь между деревом и контейнером, т. е. их форма, цвет, стиль и характер, должны сочетаться в одной общей работе искусства. Недостаток гар­монии в любой из этих деталей может испортить окончатель­ный вид дерева и самого дорогого контейнера.

Таким образом, подбор дерева и контейнера должен пред­шествовать стадии планирования. Действительно, работу можно начать с подбора контейнера. Если он выбран доста­точно удачно, т. е. явно соответствует определенному типу или стилю карликового дерева, то затем уже можно выбирать и формировать в соответствии с ним молодое деревце.

Читатель, наверное, заметил, что вместо обычного слова «горшок» здесь применяется «контейнер». Это объясняется тем, что первое из них напоминает нам очертания нашего цветочного горшка — округлого и значительно более глубоко­го, чем широкого. И хотя японский садовод иногда использует такой горшок для своего дерева, но предпочитает подносооб­разный контейнер, длина и ширина которого значительно превосходят глубину.

В Японии искусство выращивания карликового дерева раз­деляют на две категории согласно типу контейнера: «бонсай», или «на подносе культура», и «хэчи уйс», или «горшечная культура». Однако в настоящее время термин «бонсай» попу­лярен и используется в обоих типах выращивания.

Хотя мы ссылаемся на термин «контейнер» в единственном числе, на практике оказывается, что по мере развития дерева требуется целая серия контейнеров, каждый из которых дол­жен быть немного больше, чем предыдущий. Зачастую исполь­зуют оба типа контейнеров для выращивания и для показа. Они, естественно, должны быть простыми по форме и подхо­дящими по размерам, во избежание серьезного повреждения корней при пересадке из одного в другой. И поскольку маленькое деревце любимо и желанно даже в ранние его го­ды, контейнеры для выращивания отбирают на глаз по мате­риалу, цвету и стилю.

Дополнительной причиной для ранних поисков контейнера являются определенные требования к его конструктивным качествам, обеспечивающим благоприятный рост дерева. Если любитель может приобрести подлинный восточный антиквар­ный вазон, созданный для показа карликовых деревьев, то соответствующие конструктивные требования он может учесть путем его дополнительной перестройки, так как такой вазон не всегда отвечает всем нормам, как современные вазоны. Многие дефекты можно устранить небольшой, но тщательной реконструкцией.

К счастью, поиски и подготовка всех контейнеров, за исключением самого первого, могут продолжаться в течение тех отчасти скучных периодов, когда крошечные деревца не производят никакого эффекта и растут медленно. Это занятие может помочь обмануть скуку и, кто знает, возможно, даже положит начало параллельному или второстепенному увлече­нию — изучению японской, корейской и китайской глиняной посуды.

Выбор контейнера для карликового дерева зависит в конце концов от эстетического восприятия садовода и его художест­венной оценки очертания, композиционного равновесия и цвета. Но несколько обобщающих выводов можно сделать. Для удобства контейнеры рассматриваются по двум призна­кам — форме и цвету; конструкция обсуждается самостоя­тельно.

Форма. Общие категории, на которые контейнеры разде­ляются по форме,— это круглые, овальные и многогранные. Но это только начало. Круглые и овальные контейнеры могут быть глубокими и плоскодонными, похожими на наш цветоч­ный горшок, с большой площадью поверхности и мелкие, как поднос, или в виде широкой вазы, неглубокой по отношению к диаметру, с относительно небольшим основанием. При лю­бом из этих стилей основание контейнера может либо поко­иться непосредственно на столе, либо поддерживаться тонки­ми ножками.

Многогранные контейнеры имеют еще больше вариантов. Они могут быть квадратными, прямоугольными, шести- или восьмигранными или противоромбическими (ромб со срезан­ными углами). Кроме того, это могут быть очень мелкие или относительно глубокие контейнеры, хотя, как правило, пло­щадь поверхности у них больше, чем глубина. Некоторые имеют рифленые края или гладкие и блестящие, напоминаю­щие корку пирога.

Случайно кто-нибудь может обнаружить необычные кон­тейнеры, похожие по форме на лист, дыню или тыкву-гор­лянку (Lagenaria vulgaris). Они, однако, не входят в лучшую консервативную традицию и считаются слишком эффектными для безупречного вкуса.

В самостоятельную категорию можно выделить чрезвы­чайно глубокие, узкие контейнеры, более похожие на вазы, чем на цветочные горшки, и используемые для дерева со сви­сающими ветками. В этом случае приемлемы круглые или многогранные контейнеры. От того, что решит использовать садовод для выращивания дерева — поднос или горшок, будет зависеть в основном желаемый эффект.

Без каких-либо широких ограничений карликовое дерево, если главный интерес в корнях (см. рис. 12, 13) или корнях и ветках, смотрится лучше в неглубоком контейнере, под­черкивающем особенность корней и в меньшей степени отвлекающем внимание на себя. Кроме того, при таком кон­тейнере создается впечатление, что корни распространяются далеко над поверхностью земли. Исключением из этого пра­вила является случай с высокими открытыми корнями (рис. 7), для которых необходим контейнер с небольшой площадью поверхности, но достаточной глубины, чтобы можно было на­дежно укрепить в нем деревянную опору для дерева.

Сосна с высоко поднятыми обнаженными корнями...

Сосна с высоко поднятыми обнаженными корнями…

Дерево с массивным, толстым или искривленным стволом можно поместить в относительно глубокий контейнер, по­скольку оно нуждается в усиленном росте корней для своей опоры. Если же дерево с очень крупным стволом должно создавать впечатление пространства и расстояния, можно ис­пользовать овальный или удлиненный глубокий поднос, боль­шая площадь поверхности которого создает ощущение про­странства, а глубина обеспечивает большую устойчивость.

В некоторых случаях Не возникает вопроса, какой исполь­зовать контейнер — мелкий или глубокий. Для группы деревь­ев, имитирующей лесную поляну, предпочтительнее мелкая тарелка, причем лучше продолговатой формы (см. рис. 5). А глубокий контейнер с небольшой площадью поверхности будет нарушать художественное равновесие и пропорции. Ощущение пространства и расстояния достигается с помощью горизонтальных композиционных линий.

Дерево с длинными ниспадающими ветвями, как бы сви­сающее со скалы или стены, лучше смотрится в высоком изящном вазоне (см. рис. 16), который позволяет ветвям сво­бодно нависать над столом. Однако высокий вазон отнюдь не является неизменным правилом. Иногда используют мелкую чашу, тогда при показе дерево ставят на высокий стенд, мень­ший по диаметру, чем сама чаша.

Цвет. Отношение глубины к площади поверхности контей­нера, а также его форма (круглая или многогранная) — не единственные факторы, которые следует учитывать при отбо­ре совершенного контейнера для карликового дерева. Цвет глиняной и глазированной посуды, тип и количество украше­ний выбирают на глаз для комплекса восприятия, чтобы кон­тейнер поддерживал дерево и подчеркивал его красоту.

Владелец карликового дерева, который желает гордиться красотой и ценностью своего экспоната, может, если у него есть такая возможность, разыскать один из древних и неве­роятно дорогостоящих контейнеров (китайский, корейский или японский), имеющихся пока в обращении, и проявить эру­дицию в беседе о красоте и назначении контейнеров старых Сэто, Бидзэн и Сэцума, Шинраку, Корай, Шидэй и других типов. Но такая богатая и утонченная элегантность отнюдь не является неотъемлемым эффектом красоты; достаточно красивы и современные недорогие контейнеры. В настоящее время, когда распространено самодельное производство кера­мики в домашних условиях, садовод-любитель может полу­чить удовольствие от контейнера, изготовленного самостоя­тельно или с помощью друга.

Обычно используют глиняные контейнеры, иногда — фар­форовые. Глину оставляют неглазированной, в ее первона­чальном цвете — белом, сером, черном или коричневом раз­личных оттенков, или покрывают цветной глазурью — либо блестящей, либо тусклой. Бывают контейнеры двух оттенков. Такого эффекта достигают покрытием основного слоя глины одним слоем глазури «струйчатым» способом, так что оста­ются промежутки, не покрытые глазурью, или покрытием двумя слоями глазури — «струйчатым» поверх нижнего слоя. Окончательный результат должен создавать впечатление естественности, отсутствия искусственности.

Иногда на поверхность контейнера, особенно очень глубо­кого из натуральной неглазированной глины, наносят грави­ровку или рельеф. Обычно это в какой-то мере симметричный или геометрический рисунок, но и в этом случае делается упор на естественность. Здесь не должно быть механического схематизма или математической точности.

Японские специалисты по выращиванию карликовых де­ревьев признают пять официальных цветов контейнеров: бе­лый, красный, черный, голубовато-зеленый и желтый. В народной практике помимо указанных встречаются голубо­вато-сизый, кораллово-красный, ляпис-лазурь, серый и их про­межуточные оттенки.

Оттенки расцветки контейнера определяются типом дере­ва, цветом его листвы и цветков. Существует несколько обще­признанных расцветок, свойственных и приемлемых для определенных типов; они приведены ниже.

Для вечнозеленых, таких, как сосны, можжевельники и другие, допустимы контейнеры зелено-серые, голубовато-сизые, коричневые и темно-зеленые в чистом цвете либо в комбинации с другими.

Для цветущих деревьев подбирают контейнеры, окрас­ка которых контрастирует с окраской цветков. Так, слива, цве­тущая белыми цветками, хорошо смотрится в черном контей­нере, а слива с красными цветками — в белом, персик с розо­выми цветками — в белом контейнере, цветущая айва — в кремовом.

Для кленов и других деревьев, замечательных яркостью осенней листвы, рекомендуются белый, зеленый, кремовый или голубовато-зеленый контейнеры.

Часто почву вокруг дерева и обнаженных корней покрыва­ют белым песком или мхом; при выборе цвета контейнера это также необходимо учитывать. Некоторые мастера выращива­ния карликовых деревьев особенно любят контраст чистого, сверкающего белого песка, рассыпанного вокруг основания дерева, с темно-зеленым контейнером; белый или кремовый контейнер используют, если корни покрыты мхом. Другие видят в этой комбинации слишком большой контраст; они считают, что сверкающая белизна разрушает сочетание оттен­ков контейнера, корней и дерева. Подобные вопросы требуют индивидуального, самостоятельного решения. При желании экспериментировать следует принимать во внимание свои соб­ственные контейнер и дерево.