4 месяца назад
Нету коментариев

С самого начала следует подчеркнуть в подавляю­щем большинстве случаев системный характер лекар­ственных аллергических осложнений.

Нарушение сосудистой проницаемости при аллерги­ческих реакциях является одним из важнейших факто­ров, ведущих к тяжелым изменениям во всех органах.

На фоне различных, бесспорно лекарственных аллер­гических осложнений поражение сердечно-сосудистой системы аллергического характера (геморрагические васкулиты, диффузные и очаговые миокардиты и др.) отмечаются у 35,5% больных; органов желудочно-ки­шечного канала (боли в животе, тошнота, рвота, частый жидкий стул, вздутие живота, стекловидный отек гор­тани — при аллергических реакциях с гуморальными антителами; стоматиты, гингивиты, глоссит, колит — при аллергических реакциях с клеточными антитела­ми) — у 20,8%; тяжелые поражения нервной системы (гемипарезы, периферические невриты, полирадикуло­невриты и др.) — у 1,2%; поражения печени и желчных путей (гепатиты, гепаторенальный синдром, аллерги­ческие холецистопатии) — у 10,5%; поражения почек (аллергические нефропатии) — 23,1% больных, а нетя­желые функциональные нарушения центральной нерв­ной системы, имеющие сосудистые и другие механиз­мы,— у всех больных анафилактическим шоком, крапив­ницей и отеком Квинке.

Лекарственные аллергические холестатические гепа­титы, как правило, развиваются на фоне тяжелых дерма­титов, крапивницы, сывороточной болезни или после анафилактического шока. Часто они быстро исчезают после отмены препарата и возникают повторно после его назначения. Изменения в печени подтверждаются пункционной биопсией. Следует подчеркнуть, что неред­ко трудно решить вопрос об этиологии гепатита в пе­риод лекарственной терапии, Во-первых, желтуха, возникшая в период лечения, может быть вирусного про­исхождения, во-вторых, она может быть проявлением заболевания печени; в-третьих, желтуха, если даже вызвана каким-либо лекарством, может быть обуслов­лена не гепатитом, а повышенным гемолизом.

Гематологические синдромы заболевания при лекар­ственной аллергии. Необходимо выделить две группы клинико-гематологических синдромов. Одна из них на­блюдается при бесспорно аллергических проявлениях лекарственной аллергии (анафилактический шок, кра­пивница, дерматиты и др.), а другая представляет са­мостоятельную группу заболеваний, при которых с са­мого начала ведущее место принадлежит изменениям тех или иных ферментных элементов периферической крови и костного мозга с характерной клинической кар­тиной.

Гематологические показатели при лекарственной ал­лергии необходимо рассматривать в конкретной связи с течением основного заболевания и его возможными осложнениями, с учетом действия лекарственных пре­паратов, которые, кроме аллергенных, обладают многи­ми другими свойствами. Поэтому важен осторожный подход в оценке гематологических показателей при ле­карственной терапии. В противном случае с лекарствен­ной аллергией связывают осложнения, которые ничего общего с ней не имеют, а гемограммы, особенно эозино­филия, характеризуют не лекарственное аллергическое осложнение, а основное заболевание, протекающее не­редко с аллергическим компонентом.

Наши исследования гемограмм больных с лекар­ственной аллергией показали, что в первые дни ослож­нения наблюдается преимущественно лейкоцитоз, ней­тропения, лимфопения и в меньшей степени эозинофи­лия.

По мере выздоровления количество лейкоцитов уменьшается, но нарастает эозинофилия, лимфоцитоз, моноцитоз, характеризуя в основном то или иное аллер­гическое заболевание, на фоне которого у 3/4 наших больных возникли лекарственные аллергические ослож­нения.

В заключение необходимо перечислить предвестники И первые признаки лекарственных аллергических ос­ложнений: кожный зуд (местный или генерализован­ный), гиперемия кожи и слизистых оболочек, лихорадка, затрудненное дыхание вследствие отека языка; жжение в полости рта, языка, затрудненное носовое ды­хание, ринорея, сухой кашель, одышка экспираторного типа, боли и уплотнения в местах инъекций, слабость, парастезии, тошнота, икота, рвота.