Проблемы освоения севера
Чем вызвано особое и все возрастающее внимание к охране природы Крайнего Севера? Можно ответить коротко: тем, что Север во всем мире, и в нашей стране в особенности, стал районом бурного нового хозяйственного освоения, ареной глобальных экономических, экологических, политических, международных интересов. Проблемы освоения Севера становятся важнейшими Среди проблем освоения ресурсов Земли. Если еще недавно Север привлекал в основном романтикой, красотой, недоступностью, то теперь азов Севера» имеет вполне конкретное, практическое значение.
В настоящее время накоплено огромное количество фактов о богатстве природных ресурсов Севера, есть опыт их освоения. И можно твердо сказать: кто серьезно не задумывается над проблемами Севера сейчас, тот может много проиграть в будущем. Трудно себе представить экономику нашей страны без нефти и газа севера Западной Сибири, без якутских алмазов, Кольских апатитов, норильских цветных металлов, магаданского золота, гидроресурсов северных рек, без северной пушнины и рыбы, таежных лесных ресурсов.
В Советском Союзе значение Севера было понято давно. Многие документы, заложившие прочные основы научного изучения и рационального хозяйственного освоения Севера, были подписаны В. И. Лениным. Это решение СНК о неотложном гидрографическом изучении Северного Ледовитого океана (1918), постановление СНК об организации Плавучего морского института (1921), Декрет СНК об охране рыбных и зверобойных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море (1921).
Это и понятно. Наша страна обладает огромным северным регионом — важнейшей областью народнохозяйственного освоения, потенциал которой трудно переоценить. Достаточно сказать, что районы, отнесенные к Крайнему Северу, занимают площадь, равную 11 миллионам квадратных километров, т. е. 64 процентам РСФСР, или около половины СССР.
Какие же районы относятся к Крайнему Северу?
«В СССР часть территории, расположенная преимущественно к северу от Полярного круга. Включает арктическую ледяную зону, тундру, лесотундру и часть тайги, характеризующиеся весьма суровыми климатическими условиями и относительно слабой заселенностью. Коренное население составляют так называемые малые народы Севера. Постановлением СМ СССР от 10 октября 1967 года к районам Крайнего Севера отнесены: Якутская АССР, Магаданская, Камчатская, Мурманская области (за исключением города Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского горсовета), отдельные районы и города Архангельской области, Коми АССР, Тюменской области, Красноярского края, Иркутской и Сахалинской областей, Хабаровского края, а также острова Северного Ледовитого океана, его морей, острова Берингова и Охотского морей. Этим же постановлением установлен перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и находящихся на территории указанных автономных республик, областей и краев; к ним отнесены также отдельные районы и города Томской области, Бурятской АССР, Читинской и Амурской областей, Приморского края» (Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская Энциклопедия, 1980).
От стратегии и тактики освоения Севера будут зависеть перспективы развития многих отраслей народного хозяйства нашей страны в целом. В связи с этим важно подчеркнуть, что проблема Севера в СССР отнюдь не республиканская или региональная, а общесоюзная, к тому же имеющая большое международное значение.
Население Севера быстро растет. С 1936 года по настоящее время численность населения на советском Севере увеличилась более чем. в 3 раза: с 2,7 миллионов человек до почти 10 миллионов. В Западной Сибири за два десятка лет из небольших таежных поселков выросли города со стотысячным и двухсоттысячным населением (Сургут, Нижневартовск и др.). Таких бурных темпов промышленного развития еще не бывало в районах нового освоения не только в СССР, но и во всем мире.
Столь широкий фронт освоения Севера должен быть всесторонне обоснован и тщательно заранее подготовлен. Разведка и научно-техническая подготовка должны быть настолько глубокими, чтобы возможность ошибок при развертывании фронта работ по освоению была сведена к минимуму. А ошибки здесь чреваты особенно тяжелыми экономическими и социальными потерями. Стоит, например, допустить ошибку по отношению к вечной мерзлоте, и на ветер будут пущены огромные капиталы, вложенные в строительство крупного промышленного объекта или транспортной магистрали. Природные условия Севера очень специфичны. Здесь приходится строить, добывать, выращивать, перерабатывать, передвигаться, работать и просто жить в совершенно особой обстановке. Недоучет этого чреват не только экономическими, но и социальными потерями.
Известно, что природные комплексы Севера очень легко ранимы, неустойчивы, восстанавливаются трудно и медленно. Здесь сравнительно легко повреждаются и трудно восстанавливаются растительный и почвенный покровы. Достаточно бывает несколько раз проехать по тундре вездеходу, чтобы скудный покров из ягелей и мхов был необратимо поврежден. Вслед за этим может разрушиться и почва, могут последовать просадки оттаивающего грунта, начнется эрозия.
Богат животный мир Севера. Однако истребить ценных животных здесь можно быстро, так как темпы воспроизводства их ниже, чем в южных районах. Хотя и бескрайны таежные просторы Севера, но леса восстанавливаются медленно, вырубки нередко заболачиваются. Следовательно, и к лесным ресурсам требуется особый, осторожный подход.
Может быть, самое важное в опережающей природоохранной стратегии освоения Севера — забота о судьбе более чем двадцати коренных северных народностей, жизнь которых в большой мере зависит от сохранения природы, биологических ресурсов.
Итак, к природе Крайнего Севера должно быть особое отношение. Ранее очень слабо затрагиваемая человеком, теперь она, будучи по-прежнему хрупкой и ранимой, подвергается мощному прессу антропогенного воздействия.
В СССР в последние годы охране природы Севера придается особое значение. В 1984 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР». На сессии Верховного Совета, принявшей Закон Союза ССР об утверждении данного Указа, было специально отмечено, что он будет способствовать дальнейшему сохранению и планомерному изучению уникальных природных комплексов Севера, обеспечению наилучших условий жизни населения этих районов.
На Севере будет создана дополнительная система заповедников, будут устанавливаться ограничения для воздушных полетов и плавания морских судов в местах скопления животных. Вводятся особые требования охраны природы при геологоразведочных, строительных и других работах.
Важное значение для определения конкретных задач развития Севера и Арктики, в частности и для вопросов охраны природы, имеют «мурманские инициативы», высказанные в речи Михаила Сергеевича Горбачева 2 октября 1987 года при посещении им Мурманска, одобренные 15 октября 1987 года Политбюро ЦК КПСС.
Впервые с учетом интересов Советского Союза и всех стран была показана международная значимость Севера и Арктики в политическом, географическом, экономическом, социальном отношениях. Было отмечено, что здесь, на окраине трех материков — Европы, Азии и Америки, смыкаются евроазиатский, североамериканский и азиатско-тихоокеанский регионы, сходятся границы, пересекаются интересы различных государств. Была высказана мысль о том, чтобы Север планеты никогда больше не стал ареной войны, чтобы здесь образовалась подлинная зона мира и плодотворного взаимодействия.
«Особое значение, — сказал М. С. Горбачев, — мы придаем сотрудничеству стран Севера в деле охраны окружающей среды. Насущная необходимость тут очевидна. Советский Союз предлагает совместно разработать объединенный комплексный план охраны окружающей среды Севера. Надо торопиться уберечь природу тундры и лесотундры, северных таежных районов».