Охрана растительного мира нашей Родины
В наши дни природный растительный покров испытывает на себе все возрастающее влияние человека, все больше отступает под натиском цивилизации. Площади, занимаемые естественной растительностью, непрерывно сокращаются. Исчезают или становятся очень редкими некоторые виды растений. Все меньше остается «эталонов природы» — мало нарушенных растительных сообществ, которые формировались на протяжении тысячелетий и наилучшим образом приспособлены к местным условиям. Эти объекты представляют особую ценность для изучения биологических механизмов, управляющих растительным покровом, для познания различных «патентов природы».
Трудно перечислить те формы и виды человеческой деятельности, которые отрицательно влияют на природную флору и растительность. Они многочисленны и разнообразны. К их числу относятся строительство новых городов и поселков, заводов и фабрик, разработка полезных ископаемых, создание водохранилищ, прокладка железных и шоссейных дорог, нефте- и газопроводов, линий электропередач. Все это требует большой площади, измеряемой только в одной нашей стране многими миллионами гектаров. Очень часто для подобных объектов отводится территория, покрытая естественной растительностью, которая, конечно, подвергается уничтожению. При этом могут погибнуть не только редкие виды растений, но и целые растительные сообщества. Неблагоприятно влияют на растительный мир такие виды человеческой деятельности, как осушка болот и распашка целинных земель, загрязнение атмосферы, почвы и воды всевозможными промышленными выбросами и многое другое. В окрестностях больших городов, в местах массового отдыха непрерывно усиливается отрицательное физическое воздействие самого человека на растительность и среду ее обитания. Пагубно действует, в частности, чрезмерное вытаптывание поверхности земли. Оно приводит к уничтожению надземных частей растений и губительному для корней уплотнению почвы. Огромный урон флоре наносит массовый сбор красиво цветущих растений для букетов. Он ведет к быстрому уничтожению некоторых видов. Между тем среди них могут оказаться редкие представители флоры, особенно ценные в научном отношении и часто представляющие хозяйственный интерес. Этим видам опасность полного уничтожения грозит в первую очередь. О масштабах отрицательного воздействия человека на растительный мир красноречиво свидетельствует следующий факт. В некоторых индустриально развитых странах Западной Европы за последние два столетия исчезло до 5% видов местной флоры.
Из всего сказанного ясно, что охрана растительного мира — дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших зеленых друзей. Опасность полного уничтожения нависла сейчас не только над некоторыми видами растений, но и над целыми растительными сообществами. Не допустить их гибели очень важно. Если какой-либо вид исчез с лица земли, восстановить его уже невозможно, это — невозвратимая потеря. Между тем такой вид мог бы представить ценность для человека — как лекарственное растение, как источник каких-то других полезных веществ, как материал для выведения новых сортов культурных растений и т. д. Нам еще неизвестны все полезные свойства каждого из существующих в природе видов растений. То, что не находит применения сейчас, может оказаться исключительно ценным впоследствии. Уже по одной этой причине нельзя допустить, чтобы из общего фонда флоры был потерян хотя бы один вид.
Если исчезло какое-либо природное растительное сообщество, например степное, его тоже нельзя восстановить искусственным путем. Можно, конечно, взять отдельные составляющие его виды растений и посадить их вместе, но устойчивого сочетания растений, такого, как в природе, все же не получится. Потеряв какое-либо растительное сообщество, мы уже никогда не сможем познать законы, управляющие совместной «общественной» жизнью растений, и многие другие тайны растительного мира, которые могут быть обращены на пользу человеку.
В нашей стране уделяется немалое внимание охране природы, в том числе растений. Принят ряд законов и постановлений, касающихся охраны природы как в общесоюзном масштабе, так и в местном. Действует целая система государственных мероприятий по охране и восстановлению некоторых редких и исчезающих растений. В законах об охране природы, принятых в союзных республиках, отмечается необходимость сохранения естественной растительности. В ряде республик есть специальные постановления об охране редких и исчезающих растений (Литовская, Латвийская, Эстонская, Белорусская ССР и другие). Такие же постановления приняты некоторыми областными исполнительными комитетами. Надо, однако, заметить, что дело часто ограничивается только одними запретами. Между тем этого совершенно недостаточно. Нужны действенные меры по пресечению нарушений. Браконьеров необходимо привлекать к самой строгой ответственности.
Особенно эффективны в деле охраны растительного мира заповедники и заказники. В нашей стране насчитывается более 150 государственных заповедников общей площадью 16 млн. га. Заповедники расположены в самых различных уголках страны — от западных границ до Японского моря и от Крайнего Севера до южных пустынь. Они есть во всех природных зонах, на равнинах и в горах. Особое преимущество заповедников заключается в том, что они позволяют сохранить редкие виды растений в их естественной обстановке и при этом на достаточно большой площади. В заповедниках есть все условия и для сохранения наиболее ценных растительных сообществ. Необходимо подчеркнуть, что сеть заповедников у нас в стране еще недостаточно широка, а сами они распространены по территории очень неравномерно. В некоторых довольно обширных районах со своеобразной флорой и растительностью нет ни одного такого учреждения. Число заповедников должно быть существенно увеличено, причем возможно скорее, пока еще не исчезли некоторые редкие виды и растительные сообщества.
Важную роль в сохранении исчезающих видов растений призвана сыграть общесоюзная «Красная книга» — перечень растений, над которыми нависла реальная угроза полного уничтожения. В этот список включены виды, встречающиеся только в каком-либо ограниченном районе страны (например, в горном Крыму), и виды, распространенные на достаточно большой территории (например, в европейской части Союза), но растущие в очень небольшом количестве, лишь в отдельных немногих пунктах. Таким образом, это редкие виды в масштабе всей страны в целом.
Однако, помимо растений, включенных в общесоюзную «Красную книгу», в каждом отдельном районе могут быть свои редкие виды, также нуждающиеся в охране. К их числу относятся такие, которые имеют достаточно широкий общий ареал (площадь распространения), но редки именно в данной местности. Они могут быть редкими, например, потому, что на этой территории проходит граница их распространения, или вследствие того, что здесь очень мало участков с нужными для них условиями. В качестве примера можно привести клюкву, которая широко распространена на болотах в таежной полосе, но становится очень редкой в лесостепи, где крайне мало сфагновых болот.
Из сказанного ясно, что помимо составления общесоюзной «Красной книги», необходимо составить списки растений, находящихся под угрозой уничтожения, для отдельных частей страны (союзных республик, краев, областей и т. д.), т. е. своего рода местные «Красные книги».

1. Венерин башмачок настоящий (европейская часть СССР, Крым, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток); 2. Офрис насекомоносная (европейская часть СССР, Карпаты); 3. Яртышник шлемоносный (европейская часть СССР, Кавказ, Крым, Сибирь); 4. Лунник оживающий (европейская часть СССР, Белоруссия, Украины)

1. Водяной орех, чилим (европейская часть СССР, Кавказ, Южная Сибирь, Дальний Восток); 2. Шафран сузианский (Украина, Крым); 3. Тюльпан Грейга (Средняя Азия); 4. Плод водяного ореха; 5. Белоцветник весенний (Украина, Карпаты)
Редкие, исчезающие растения следует сохранять в первую очередь в тех местах, где они растут в диком виде, в свойственной им природной обстановке. Только здесь у растений в полной мере проявляются все их особенности и свойства, не теряются никакие .из них. Только здесь вид остается достаточно полноценным, поскольку он представлен многими экземплярами, образующими естественную совокупность (популяцию).
Возможен, конечно, и другой путь сохранения исчезающих растений — специальное выращивание их в искусственной обстановке, например в ботанических садах. Однако этот путь имеет существенные недостатки. Будучи вырвано из привычной среды, растение не может развиваться так, как в природе. Малое число экземпляров не позволяет виду полностью проявить все свои особенности. Часть ценных наследственных свойств при этом теряется. Специально культивировать редкие растения в искусственной обстановке целесообразно только для их показа, но не для того, чтобы сохранить их как вид.
Мы уже говорили о том, какие формы человеческой деятельности причиняют вред природной флоре и растительности. Рассмотрим подробнее, какой урон наносит массовый сбор цветов для букетов. Эта форма воздействия человека на природу особенно проявляется в густонаселенной местности, вблизи больших городов. Год от года она принимает все больший размах. Последствия ее ощущаются все сильнее и сильнее. Массовый сбор цветов для букетов приводит к тому, что численность красиво цветущих растений резко сокращается, и они могут совершенно исчезнуть, если своевременно не принять строгие меры.
К сожалению, далеко не все понимают, чем собственно опасен массовый сбор цветов. Думают, что если срывать цветы достаточно аккуратно, не повреждая при этом само растение, то нет особых оснований для беспокойства. Ведь растение остается на месте, и флора как будто бы не терпит никакого урона. Однако это совсем не так. Даже самый аккуратный сбор цветов имеет пагубные последствия. Причина этого очень проста. Срывая цветки, мы не даем созреть семенам и лишаем растение возможности размножаться. Старые экземпляры рано или поздно отомрут, они не вечны. Но смены им не будет. Новые растения появиться из семян не смогут, так как плодам не дали созреть. Именно в этом кроется прежде всего опасность массового сбора цветов. Особенно велика она для тех растений, которые размножаются только семенами (например, для многих орхидных). При аккуратном сборе цветов растение хотя и остается на месте, но рано или поздно все равно погибает, не оставив потомства.
Сбор букетов опасен не только тем, что при этом уничтожаются в зачатке все будущие семена. Опасно и другое. Мало кто рвет цветы аккуратно, заботясь о сохранности самого растения. Нередко, срывая цветок, нечаянно, а то и намеренно выдергивают все растение с корнем и напрасно губят его. Такие случаи не так уж редки. Наконец, важно иметь в виду и еще одно обстоятельство. Собирая букет, мы топчем много растений, обламывая при этом стебли, раздавливая почки, находящиеся на поверхности почвы, и нанося другие повреждения. Некоторые растения не выносят даже слабого вытаптывания и быстро погибают. Итак, ясно, что, собирая цветы, мы не только не даем растениям обсеменяться, но и причиняем им разнообразные повреждения, которые могут привести к их гибели.
Как же бороться с массовым сбором цветов для букетов? Одних административных мер (штрафы, привлечение к уголовной ответственности) для этого, видимо недостаточно. Важно, чтобы как можно большее число людей хорошо понимало, в чем заключается вред такого собирания цветов. Каждый из нас должен ясно представлять себе, к чему это приведет. Людям необходимо также знать, какие именно растения нельзя рвать, как выглядят эти растения. Иначе говоря, необходима широкая разъяснительная работа. Ее нужно вести по радио и телевидению, в газетах и журналах, в брошюрах и научно-популярных книгах. В этом деле очень важна конкретность, наглядность. Полезны, например, большие цветные плакаты с красочным изображением охраняемых растений. Их можно вывесить на рынках, где торгуют цветами, в школах и техникумах, в институтах и различных учреждениях. Опыт создания таких плакатов уже есть.
Очень полезны, конечно, лекции и беседы об охране растительного мира, но только в том случае, если они достаточно конкретны, сопровождаются иллюстрациями (например, диапозитивами с изображением охраняемых растений). Лектор, разумеется, должен быть достаточно компетентным как в ботанике так и в общих вопросах охраны природы. С такими лекциями могут выступать ученые-ботаники, преподаватели вузов и техникумов, учителя.
Известную роль в деле охраны растительного мира играют студенческие дружины по охране природы, которые созданы в некоторых университетах и институтах. Наибольший опыт работы в этом отношении имеет дружина по охране природы на биологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Она была создана еще в 1960 г. и с тех пор очень эффективно работает. Накануне Нового года дружинники, например, дежурят на вокзалах столицы и помогают милиции конфисковывать самовольно срубленные молодые елочки, которые пассажиры пригородных электричек пытаются провезти в Москву, формы работы такого рода дружин могут быть весьма разнообразными — от лекций по охране растительного мира до конкретных практических мер по борьбе с браконьерами. В работе дружин вполне могут принять участие школьники. Некоторые виды работы смогут выполнять, конечно, только старшеклассники. Но кое-что вполне по силам даже учащимся младших классов.
Рассмотрим теперь специально вопрос о роли школы в деле охраны растительного мира. Чем и как может помочь школа в этом деле? Одна из самых важных ее задач — привить детям любовь к природе, пробудить у них интерес к нашим зеленым друзьям — растениям. Если ребенок способен почувствовать красоту цветущего луга, если его радует изящный колокольчик и кружевной папоротник, — это залог того, что такой ребенок будет бережно относиться к растительному миру. Он лучше поймет необходимость охраны бесценных богатств флоры, он станет надежным ее защитником в будущем.
Любовь к природе, интерес к растениям не всегда приходят сами собой. Школьникам надо в этом помочь. Лучшее средство в данном случае — экскурсии в природу с учителем биологии, хорошо знающим местную флору и увлеченным своим делом. Никакие книги, никакие беседы и рассказы не могут заменить непосредственного общения с растительным миром. Ребятам открывается много нового, что вызывает интерес, пробуждает любознательность. Каждая экскурсия — это масса открытий для пытливого ума, это настоящий праздник познания. Во время таких экскурсий учитель имеет богатейшую возможность познакомить школьников с самыми разнообразными сторонами жизни растительного мира. Можно показать главнейшие растения данной местности, прежде всего деревья, кустарники, травы, рассказать об их наиболее’ интересных свойствах и особенностях, об их использовании человеком. Говоря об отдельных растениях, полезно обратить внимание на то, как каждое растение размножается, каким образом распространяются семена. Хорошо показать на конкретных примерах взаимосвязь между растениями и животным миром (в качестве примера можно взять распространение семян животными, птицами, муравьями, опыление цветков насекомыми и т. д.). Важно также дать представление о том, как разные растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям окружающей среды (засуха, зимние морозы и т. д.), какие приспособления помогают им переносить жизненные невзгоды. На экскурсии поздней осенью есть возможность показать способы перезимовки различных растений (зимует ли растение с листьями или нет, какие подземные органы остаются на зиму и т. д.).
Наконец, во время экскурсии можно затронуть вопросы, прямо касающиеся охраны растительного мира. Прежде всего следует показать непосредственно в природе те растения, которым грозит опасность уничтожения, которые нуждаются в охране. Если это красиво цветущие растения и их часто собирают для букетов, надо объяснить, к каким последствиям приводит обрывание цветков у того или иного растения, почему этого нельзя допускать. Необходимо особо подчеркнуть, что полное исчезновение какого-либо вида растений — невосполнимая утрата, что вид, исчезнувший с лица Земли, восстановить уже невозможно. Говоря о каком-либо редком растении, надо рассказать о важнейших его биологических особенностях и свойствах, о практическом использовании и т. д. Если у растения есть зрелые семена или плоды, их можно собрать в небольшом количестве, чтобы затем посеять на пришкольном участке (об этом см. ниже).
Одна из форм школьной работы по охране растительного мира — организация кружка юных друзей растений. Руководить этим кружком должен учитель биологии. В качестве консультанта целесообразно привлечь к работе кружка высококвалифицированного специалиста-ботаник (например, научного сотрудника какого-либо исследовательского учреждения, преподавателя вуза или техникума и т. д.).
Школьники-кружковцы прежде всего должны располагать точными сведениями о том, какие виды растений данного района, области находятся под угрозой и нуждаются в охране. Затем надо непременно обзавестись хорошими цветными рисунками этих растений, чтобы безошибочно узнавать их по внешнему облику. Полезнее всего перерисовать эти рисунки самим ребятам из подходящего источника (по указанию учителя или консультанта). В конечном счете в распоряжении кружка должны быть хорошие «портреты» всех редких растений. Помимо рисунков, желательно иметь также цветные диапозитивы с изображением тех же растений. Они могут понадобиться при проведении разного рода лекций и бесед об охране растительного мира.
Для каждого редкого вида кружковцы должны составить его полную характеристику (морфологические признаки, особенности размножения и развития, условия произрастания, географическое распространение, практическое использование и т. д.). Эту работу можно делать всем кружком, если каждый вид возьмут на себя 2—3 человека. Для характеристики вида следует привлечь максимальное число литературных источников (научно-популярные работы, энциклопедии, всевозможные справочники и словари, в некоторых случаях даже научные монографии и статьи).
Имея цветные изображения растений и их подробную характеристику, кружковцы могут познакомить всех желающих с теми видами флоры, которые необходимо охранять. С этой целью полезно организовать небольшую постоянную выставку в своей школе (например, в кабинете биологии). Экспонатами такой выставки будут крупные изображения растений и таблички с подробным пояснительным текстом для каждого вида. Если есть диапозитивы, руководитель кружка может провести в своей школе, а также в других, соседних школах беседу о редких растениях. Беседа получится очень наглядной: присутствующие увидят, какие именно растения следует оберегать. Ознакомить с этим возможно более широкий круг лиц чрезвычайно важно. Особенно полезны такие беседы в пионерских лагерях летом (иногда ребята по незнанию рвут для букета редкие растения). Подобного рода беседы об охране флоры можно провести также среди отдыхающих на турбазах, в санаториях, пансионатах, домах отдыха и т. п. формы работы кружка юных друзей растений могут быть очень разнообразными. Вот еще одна из них — создание живой коллекции редких видов растений на пришкольном участке. Эта работа потребует для своего выполнения не одного года. Лучше всего вырастить редкие растения из семян, собрав их в природе или получив из ботанического сада. Однако при выращивании из семян большинство многолетних трав зацветает не в первый год, а только через несколько лет. Сделав посев, нужно на протяжении довольно долгого времени ухаживать за всходами, своевременно их поливать, делать прополку сорняков и т. д. Эта работа младшим школьникам вполне по силам. Она интересна тем, что ребята смогут проследить различные стадии развития выращиваемого растения — от прорастания семян до цветения. Такая работа приносит также и немалую пользу: она развивает наблюдательность, расширяет представления о растительном мире, закрепляет знания по природоведению и ботанике. Надо, однако, отметить, что не все редкие растения можно вырастить из семян, даже если есть семена. Дело в том, что для получения всходов иногда нужны особые условия, которые создать трудно. При обычном же посеве семена не прорастают (это относится, например, к представителям семейства орхидных). Не следует, конечно, выкапывать взрослые растения в природе и затем пересаживать их на пришкольный участок. Подобного рода деятельность (а так, к сожалению, поступают некоторые «любители природы») уменьшает численность и без того редких видов флоры.
Если в конечном счете удастся создать живую коллекцию редких растений, хотя бы и неполную, это будет важным делом. Значение такой коллекции трудно переоценить. Ее можно показать всем желающим, познакомить с ней местное население. Живые да еще цветущие растения — это много лучше, чем любые рисунки или диапозитивы. Имея живую коллекцию на пришкольном участке, удобно проводить экскурсии и беседы об охране растительного мира. Посетители при этом смогут увидеть те растения, которые следует беречь, не рвать. Если какие-либо из редких растений красиво цветут и вместе с тем легко размножаются семенами (например, некоторые колокольчики), неплохо создать из них целую клумбу во дворе школы. Наконец, собирая семена редких видов на пришкольном участке, можно поделиться ими с кружковцами других школ, наладить с ними обмен семенами и т. д. Все это в конечном счете полезно, так как способствует распространению среди местного населения знаний о редких растениях и сохранению самих растений.
Школьные кружки юных друзей растений могут выполнить и еще одну полезную работу — заняться поисками местонахождений редких видов флоры в своем районе. Выявление таких местонахождений для ребят вполне посильно. Отдельные, наиболее ценные местонахождения, найденные школьниками, могут быть впоследствии взяты под охрану (включены в состав заповедников или заказников). Наконец, кружковцам можно принять участие в выявлении территорий с особо ценным растительным покровом, который нуждается в охране. Это — необходимая подготовительная работа для организации заповедников и заказников. В данном случае школьникам лучше работать не самостоятельно, а в составе специальных экспедиций, занимающихся подобными обследованиями.
Таковы только некоторые из возможных форм помощи школы в деле охраны растительного мира. Хочется еще раз подчеркнуть, что эту работу надо вести непременно в тесном контакте с высококвалифицированными специалистами-ботаниками. Думается, что школа может оказать немалую помощь в деле охраны природы, и ее возможности пока еще используются далеко не в полной мере.