6 лет назад
Нету коментариев

Одной из основных задач, стоящих перед естественными наука­ми, является разработка фундаментальных проблем, имеющих междисциплинарное значение. В Основных направлениях эконо­мического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года указано: «В области естественных и тех­нических наук сосредоточить усилия на решении следующих важ­нейших проблем:

… изучение строения, состава и эволюции Земли, биосферы, кли­мата, Мирового океана, включая шельф, с целью рационального использования их ресурсов, совершенствования методов прогнози­рования погоды и других явлений природы, повышения эффектив­ности мероприятий в области охраны окружающей среды; развитие экологии». Практическая реализация этой задачи в известной ме­ре связана с деятельностью советских географов.

Общее землеведение — основа фундаментального географиче­ского образования в нашей стране. Роль этой научной дисциплины и соответствующего ей учебного курса неустанно повышается в свя­зи с экологизацией образования, выполнением ряда международных программ, предусмотренных Всемирной стратегией охраны приро­ды, программой ООН «Человек и среда» и другими документами.

Задачи общего землеведения как учебного курса должны отве­чать современной проблематике науки и месту, которое занимает оно в науках о Земле и Космосе. Концепция общего землеведения как учебного курса создавалась на протяжении 50—70-х годов та­кими крупнейшими учеными-географами, как академики С. В. Калесник, К. К. Марков, на основе учения академиков А. А. Григорье­ва о географической оболочке и В. И. Вернадского о биосфере как естественных образованиях, не измененных деятельностью чело­веческого общества. Современное общее землеведение объединяет кроме значительного багажа знаний о географической оболочке, полученных естествоиспытателями второй половины XIX — на­чала XX в., новые данные и целые системы представлений, кото­рые вызвали революцию в естествознании. Это — космическое зем­леведение, зародившееся в Советском Союзе в начале 70-х годов; исследования физической географии Мирового океана, результаты разработки проблемы использования естественных ресурсов Земли и управления природными процессами (глобальной экологии); вне­дрение в науки о Земле концепций общей теории систем и киберне­тики о саморегулировании, самоорганизации, наличии сложных систем управления в географической оболочке. В свете сказанного основную цель общего землеведения можно сформулировать следу­ющим образом: изучение географической оболочки как целого для оптимизации окружающей природной среды и управления геогра­фическими процессами на планетарном уровне. Важность решения этой задачи подтверждена международными, межправительствен­ными и другими соглашениями. Она в разных аспектах курируется ООН (комиссия «Человек и биосфера»), ЮНЕСКО, Научным сове­том стран — членов СЭВ по комплексной задаче «Разработка ме­роприятий для сохранения природы» (с 1971 г.), Международным советом научных обществ и его Комитетом по проблемам окружаю­щей среды, Международным географическим союзом (комиссия по проблеме «Человек и среда» с 1972 г.) и др. Проблематика общего землеведения приобрела определенное военно-политическое зна­чение.

В учебнике отражены проблемы и современные научные резуль­таты в области изучения географической оболочки — среды оби­тания человеческого общества и объекта общего землеведения, раз­работанные преимущественно в течение последнего десятилетия. На основе концепции целостности географической оболочки охарак­теризованы процессы энерго- и массообмена в геосферах и между ними, описаны (впервые в учебной географической литературе) ме­ханизмы автоматического регулирования и управления, поддержи­вающие динамические равновесия в природе и могущие служить эффективным средством решения экологических проблем. Обобще­ны результаты исследований воздействия человечества на плане­тарные географические процессы, показаны реальные возможности управления этими процессами с целью сохранения природных рав­новесий, предотвращения экологической «катастрофы», о которой все чаще и все более панически говорят буржуазные ученые, и оп­тимизации окружающей среды.

Авторы учебника считают, что постановка этого курса в выс­шей школе в определенной мере определяет характер всего после­дующего обучения студентов. Несомненно, географ будущего — это специалист в области конструктивно-преобразовательной геогра­фии, поэтому в учебнике приведены такие научные факты и изло­жены такие проблемы, которые в наибольшей мере, по мнению авторов, отвечают современным задачам учебной дисциплины и формирования будущих специалистов.

Введение и вторая глава написаны профессором, доктором географических наук К. И. Геренчуком, главы третья и четвер­тая — доцентом, кандидатом географических наук В. А. Боковым, главы первая и пятая — доцентом, доктором технических наук И. Г. Черваневым. Общее научно-методическое руководство при создании учебника осуществлено профессором К. И. Геренчуком.

Авторы