Африка в борьбе за свое будущее
В. Л. КУДРЯВЦЕВ, политический обозреватель «Известий»
Исторические обстоятельства в Африке сложились так, что на этом континенте происходит столкновение двух противоположных тенденций. С одной стороны, национально-освободительное движение африканских народов растет и вширь, и вглубь. Вширь потому, что назрел вопрос о полном очищении Африки от остатков колониализма и расистских режимов, сохраняющихся еще на юге континента. Вглубь потому, что все острее становится проблема социально-экономического освобождения, проблема создания нового мирового экономического порядка, который положил бы конец ограблению Африки капиталистическими монополиями.
А с другой — развертывается контрнаступление империалистических сил, которые никак не хотят выпускать этот континент из своих рук и ныне ищут выход из обострившегося экономического, и в частности энергетического, кризиса за счет усиления эксплуатации африканских минеральных и людских ресурсов. Правда, империализм вынужден в своих действиях считаться с основной тенденцией в мире — разрядкой напряженности. Она удерживает западные державы от открытого использования своих вооруженных сил в Африке. Они вынуждены действовать неоколониалистскими методами, делать ставку на реакционных лидеров и режимы на континенте и в соседних регионах.
Столкновение этих двух тенденций во многом определяет политическую ситуацию на Африканском континенте.
Победоносное завершение героической борьбы народов Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, Островов Зеленого Мыса за свою свободу привело к новой ситуации в Африке, вдохновило национально-освободительное движение на юге континента. С развалом португальской колониальной системы навсегда рухнул барьер между уже освободившейся Африкой и расистскими режимами Претории и Солсбери. Молодые независимые государства, взявшие с самого начала своего существования курс на прогрессивное развитие, стимулировали усиление борьбы народов Зимбабве, Намибии и Южной Африки за свободу. Попытки империалистов руками южноафриканских расистов, проколониалистских правящих кругов Заира и раскольнических организаций задушить ангольскую революцию потерпели крушение. В этом большую роль сыграли поддержка ангольской революции Советским Союзом, Кубой и другими социалистическими странами, так же как и антиимпериалистическое единство африканских народов.
Условно можно говорить и о росте национально-освободительного движения вширь, рассматривая события в Эфиопии. Хотя национально-демократическая революция в этой стране и не завершена, ее ожидают еще многие трудности и перипетии, все же можно смело говорить о появлении новой Эфиопии вместо феодально-монархической. Народы этой страны освобождаются сразу от двойного гнета: феодально-монархического и империалистического. Революционная Эфиопия страшит империалистов США и Западной Европы не только сама по себе. Они опасаются, что вся Африка увидит и осознает возможности народной революции на примере Эфиопии. Нельзя забывать и о военно-стратегических соображениях империалистических держав при их подходе к эфиопским событиям.
Распространение национально-освободительного движения в Африке вширь, естественно, более заметно, больше бросается в глаза, нежели его углубление внутри каждой из освободившихся африканских стран. Но оно происходит и весьма интенсивно, и поэтому небезынтересно дать оценку этому явлению в целом, не останавливаясь на специфике каждой из африканских стран.
Если за отправную точку взять «год Африки» (1960 год), то за прошедшие девятнадцать лет многие волновавшие в то время континент проблемы либо разрешены, либо отпали как несущественные. За этот период весьма убавилось то влияние, которое западные державы, а точнее бывшие метрополии, оказывали на молодые африканские государства. Сошли с политической сцены многие африканские лидеры, воспитанные империалистами в духе неоколониализма. Сошли главным образом не по возрасту, а потому, что они не отвечали требованиям африканских народов, добившихся национальной независимости и стремящихся к социальному освобождению. Были пересмотрены конституции, навязанные метрополиями и создававшие законодательную базу для неоколониализма. Поубавились страсти вокруг вопроса о том, что же нужно африканским странам: плюрализм или единая партия? Сама жизнь показала, что плюрализм в условиях Африки почти всегда сводится к системе партий, представляющих либо племенные интересы, либо взгляды отдельных личностей, что в конечном счете облегчает подготовку почвы для диктатуры. С другой стороны, опыт развития общественных отношений на континенте свидетельствует о жизненной силе и больших политических преимуществах однопартийной системы, если она выражает антиимпериалистические и антиколониальные настроения народа и осуществляет в стране прогрессивные преобразования в интересах трудящихся масс.
Убедительный пример — авангардные партии: в Анголе — МПЛА — Партия труда, созданная на базе широкого национально-освободительного движения, и в Мозамбике — ФРЕЛИМО, образованная на базе движения с одноименным названием. Авангардные партии, как правило, создаются в странах, вставших на путь социалистической ориентации. Их роль в условиях современной Африки трудно переоценить.
Вслед за обретением страной национальной независимости наступает этап борьбы за социально-экономическое освобождение, за вызволение ее экономики из-под господства многонациональных монополий. Разумеется, это прежде всего касается стран, избравших путь социалистической ориентации. Страны, вступившие на капиталистический путь развития (хотя, на наш взгляд, преждевременно утверждать, будто все африканские страны уже окончательно выбрали пути своего развития), тоже вынуждены вести борьбу за освобождение от засилья многонациональных монополий, по крайней мере для защиты интересов национальной буржуазии. И конечно, не надо забывать, что народы Африки никогда не рассматривали борьбу за независимость как самоцель. Они неразрывно связывали с ней возможность избавления от эксплуатации со стороны как капиталистических монополий Запада, так и своей национальной буржуазии, стремящейся стать правящим классом со всеми вытекающими из этого последствиями. Они верили, что только таким путем можно прийти к подъему материального и культурного благосостояния нищих слоев населения.
Как показывает опыт развивающихся государств, одним из эффективных методов в борьбе против засилья иностранных монополий (и в странах, вставших на путь социалистической ориентации, и в странах, идущих по пути капиталистического развития) является национализация основных отраслей промышленности, внешней торговли, банков и средств коммуникаций.
Однако национализация сама по себе еще не может служить мерилом прогрессивности того или иного режима. Там, где к власти пришла национальная буржуазия, речь может идти о ее борьбе с империалистическими монополиями за степень участия в эксплуатации народа и естественных богатств страны. В тех же странах, которые вступили на путь социалистической ориентации, прогрессивное государство выступает как оружие революционного изменения хода социально-экономического развития. Поэтому весьма важно, чтобы в критический момент социально-экономического развития страны у власти находились прогрессивные деятели, была создана авангардная партия. Не надо упускать из виду, что даже при наличии в стране более или менее влиятельного государственного сектора изменение в государственной надстройке может поставить его на службу интересам средней и крупной буржуазии. Пример — социально-экономическое развитие Египта после смерти президента Насера.
Большое воздействие на ход развития событий в современной Африке оказывает и то, что даже в прогрессивных государствах рабочая прослойка среди населения весьма малочисленна и руководящие кадры выдвигаются из среды революционно настроенной мелкой буржуазии, существующей в условиях преимущественно крестьянских стран. А особенность таких условий хорошо выражена в словах В. И. Ленина о том, что всякое национальное движение может быть лишь буржуазно-демократическим, ибо главная масса населения в отсталых странах состоит из крестьянства («Международная жизнь», 1978, № 4. с. 35—42). В освободительном движении буржуазный национализм, пока он остается антиимпериалистическим и антиколониальным, играет положительную роль. Когда же исчерпываются его демократические устремления, он начинает лить воду на мельницу империализма. Показательным примером может служить положение, создавшееся в Сомали, где национализм руководящей верхушки перерос в шовинизм, выразившийся в территориальных притязаниях к соседним государствам и в агрессии против Эфиопии. Империалистические державы игнорировали Сомали как страну, провозгласившую социалистическую ориентацию, но сразу же стали проявлять повышенную заботу о ней, как только ее руководство стало проводить сугубо националистическую политику. Правящие круги Запада радует, что эта политика наносит удар по африканскому единству, являющемуся, как мы уже отмечали, сильным оружием в руках народов континента.
Несомненно, что империалисты в своей африканской политике будут всячески использовать вырастающий на буржуазном национализме оголтелый шовинизм в своих интересах. Не нужно думать, что абсолютно все внутриафриканские конфликты искусственно провоцируются империалистической политикой. Рассуждать так — значит сознательно отвлекать народы Африки от внимательного изучения чисто внутренних причин таких конфликтов и переносить все или в плоскость межимпериалистической борьбы за африканское сырье и стратегические позиции, или, как это утверждают маоисты, в плоскость борьбы «сверхдержав» за свое влияние. Безусловно, империалистическая агентура в Африке, западные разведки непосредственно причастны к возникновению на континенте многих взрывоопасных ситуаций и конфликтов. Но нельзя не видеть и того, что империалисты часто лишь используют обстановку, создаваемую внутриафриканскими причинами, и разжигают те ее стороны, которые способствуют их попыткам остановить прогрессирующее национально-освободительное движение.
В освободившихся странах Африки происходит социальная дифференциация, поляризация классовых сил. Внутри национально-освободительных движений идет борьба за руководство и дальнейшую политическую направленность. В этих условиях национальная буржуазия, которая, как правило, тесно сотрудничает с правящими кругами бывших метрополий и такой неоколониалистской державы, как США, не прочь прикрыть снискавшими широкую популярность движениями свое отступничество от идеалов национально-демократических революций.
Особенностью нынешнего положения в Африке, пожалуй, можно посчитать также усиление различия в политике и практике стран социалистической ориентации и стран, следующих по пути капиталистического развития. Процесс этот в африканских условиях (большое количество стран с самыми различными уровнями социального и экономического развития) крайне сложен, тем более что его развитие не отбрасывает в сторону традиции, сложившиеся в течение столетий, влияние господствующих религий и многое другое. Используя этот процесс, империалисты стремятся искусственно углубить расхождения в политике стран различной ориентации, поставить его на службу своим корыстным интересам.
Очевидным является тот факт, что африканская политика США в последние годы значительно активизировалась. В середине 60-х годов США попытались вооруженным путем вмешаться в дела Конго (нынешнего Заира), рассчитывая, что захват прочных позиций в такой центральной по своему географическому положению стране, к тому же богатой естественными ресурсами, позволит им оказывать господствующее влияние на весь «Черный» континент. Планы казались тем более заманчивыми, что бывшим владельцем Конго была Бельгия, которая не могла оказать серьезного сопротивления, в то время как в остальной Африке все еще было сильно влияние таких держав, как Англия и Франция. Провал этой авантюры не изменил экспансионистского курса США в отношении Африки. Были подновлены лишь методы экспансии, упор стал делаться на экономическое подчинение африканских стран, на втягивание их в военно-политические блоки. Особо интенсивную деятельность внешнеполитический аппарат США развил в Африке после крушения португальской колониальной империи и провала вооруженной интервенции против Анголы, предпринятой чужими руками — вооруженными силами ЮАР, Заира и раскольнических проимпериалистических и пропекинских организаций.
Чем же объясняют империалистические круги повышение активности США во всей Африке, что было возвещено поездками на континент бывшего в то время государственным секретарем
Г. Киссинджера, а затем и нового постоянного представителя США при ООН Э. Янга?
С программным заявлением об африканской политике администрации Дж. Картера 1 июля 1977 г. в Сент-Луисе (штат Миссури) выступил государственный секретарь С. Вэнс. «Африка,— сказал он,— имеет очень большое значение для Соединенных Штатов… Ведь потенциал Африки, так сказать, привязан к нашему». И это госсекретарь говорил о всей Африке, а не только о юге.
С. Вэнс в этом же выступлении говорил: «Минеральные и сельскохозяйственные богатства Африки уже сейчас составляют значительную часть нашего импорта такого сырья для нашей промышленности, как медь, кобальт и марганец, и таких продуктов питания, как какао и кофе. На Африку приходится 38 процентов нашего импорта нефти. Наши прямые капиталовложения в Африке к югу от Сахары за минувшие 15 лет возросли почти в 6 раз; наша торговля сейчас почти в 12 раз больше, чем она была 15 лет назад. И структура нашей торговли с Африкой такова, что доля Черной Африки в ней больше. Торговля с ЮАР в 1960 году составляла 39 процентов нашей торговли с Африкой, а сейчас одна только торговля с Нигерией в 2 раза превышает объем торговли с ЮАР». Весьма выросли интересы США по линии торговли и капиталовложений также в Заире и Судане.
Пойти на изменения своей тактики в отношении южноафриканских проблем США вынудили успехи национально-освободительного движения бывших португальских колоний и подъем борьбы за независимость народов Зимбабве, Намибии и Южной Африки. Это бесспорно. В то же время США, претендующие на распространение своего политического и экономического влияния на всю Африку, не могут не считаться с антирасистскими настроениями не только в прогрессивных государствах континента, но даже и в тех, которые занимают проколониалистские позиции. Отсюда попытка правящих кругов США изобразить себя сторонниками передачи власти африканскому большинству в Зимбабве, поборниками независимости Намибии и чуть ли не борцами за смягчение политики апартеида в ЮАР. Кстати, маскировка эта настолько ненадежна, что ее то тут, то там прорывает страх правящих кругов США перед победой прогрессивных сил во всей Африке, который берет верх над чувством реализма.
Стремление нанести удар по национально-освободительному движению и приостановить его, особенно на юге континента, а также обеспечить себе дальнейшую эксплуатацию природных богатств Африки и определяет курс африканской политики правящих кругов США и их союзников по НАТО. Господствующая тенденция в мире — разрядка напряженности, тяжелые уроки провала вьетнамской авантюры, а также сложившееся после крушения португальской колониальной империи в Африке соотношение сил в пользу национально-освободительных движений — все это вынуждает США воздерживаться от открытого применения здесь вооруженной силы. Вашингтон на данном этапе предпочитает добиваться своих целей чужими руками, то есть использовать вооруженные силы своих союзников или неоколониалистских правительств некоторых африканских стран. Уместно отметить и ставку США на буржуазный национализм, о поощрении которого со стороны Вашингтона неоднократно заявлял С. Вэнс. Буржуазный национализм не только подрывает антиимпериалистическое единство африканских стран, но и создает возможность при перерастании, как говорил В. И. Ленин, «исторически оправданного» буржуазного национализма в великодержавный шовинизм использовать вооруженные силы одних африканских стран против других.
Такую коварную политику легко проследить в событиях на Африканском Роге, в Западной Сахаре, в заирской провинции Шаба и других районах континента.
На пути реализации американских планов имеется такое препятствие, которое нельзя ни недооценивать, ни переоценивать, как Организация африканского единства (ОАЕ). В ее Хартии записано, что основной целью, объединяющей все африканские страны, является полное очищение континента от колониализма и расизма. Исходя из этой антиимпериалистической установки, ОАЕ выступает против пересмотра границ между африканскими странами, хотя они и устанавливались в свое время колонизаторами по своему усмотрению, выступает за мирное урегулирование всех конфликтов, возникающих между государствами — членами ОАЕ, в том числе и по территориальным спорам.
В последнее время оживилась политика создания военных блоков и группировок в Африке и на прилегающем к ней Ближнем Востоке. Политика США в отношении обоих районов тесно взаимосвязана. Особенно это заметно на увязке действий США на Ближнем Востоке и на Африканском Роге. Для того чтобы поставить под свой контроль морские коммуникации, пролегающие через Красное море и Суэцкий канал, США всячески поощряет исходящую формально от Саудовской Аравии идею превращения Красного моря в «арабское озеро». Это позволяет через Саудовскую Аравию оказывать нажим на прогрессивный режим НДРИ, занимающей важные позиции в Баб-эль-Мандебском проливе. Единственным неарабским государством на берегах Красного моря является Эфиопия. Лозунг превращения Красного моря в «арабское озеро» создает благоприятную атмосферу для возбуждения арабского шовинизма и сколачивания блока реакционных арабских кругов против эфиопской революции. Привлекая к этой авантюре националистически настроенных сомалийских руководителей, одержимых идеей «великого Сомали», империалисты пытаются и нанести удар по революционной Эфиопии, и подорвать антиимпериалистические позиции ОАЕ.
Поощряя сепаратистскую политику президента Садата, подталкивая его на дальнейшие шаги в этом направлении, правящие круги США стремятся не только укрепить позиции Израиля и выбить из общеарабского фронта Египет, но и обратить последний против прогрессивных режимов и течений в Африке. В этом отношении уже имеется опыт: спровоцированная империалистами вооруженная агрессия Египта против Ливии, посылка египетских летчиков и самолетов в заирскую провинцию Шаба, посылка оружия Сомали и обещание ей широкой военной помощи. Под согласие принимать активное участие в империалистических походах против прогрессивной Африки Садат пытается получить у США современную военную технику. Так постепенно складывается под эгидой США военно-политическая группировка, включающая Иран, Саудовскую Аравию, Египет, Судан и Марокко. И западносахарские события империалисты пытаются использовать для того, чтобы заблокировать Алжир, занимающий твердые антиизраильские позиции. Таким образом, ближневосточный рак распространяет свои метастазы из стран Машрика в страны Магриба и в Восточную Африку.
Оживилась и блоковая политика ведущих западноевропейских держав. В некоторых столицах вынашивается идея создания «евро-африканского пакта», включающего вначале Францию и такие страны, как Сенегал, Республика Берег Слоновой Кости, Габон, Мали, Верхнюю Вольту, Нигер, а также Мавританию. Называется даже местопребывание штаба этого пакта — город Буаке (Берег Слоновой Кости), где размещена военно-воздушная база. Пакт этот будет по экономической линии тесно связан с «Общим рынком».
Блоковая политика нацелена на раскол ОАЕ, на противопоставление одних африканских стран другим, использование местной реакции в корыстных интересах империализма и его транснациональных монополий. Но самой солидной базой для правящих кругов США и других империалистических стран, мечтающих о превращении Африки в свою неоколониалистскую вотчину, остаются, конечно, расистские режимы Претории и Солсбери. В свете этого становится особенно ясной та великая роль, которую африканская история возложила на народы Зимбабве, Намибии и Южной Африки в деле полного очищения континента от колониализма и расизма. Не случайно XXV съезд КПСС постановил считать «одной из важнейших международных задач полную ликвидацию всех остатков системы колониального угнетения, ущемления равноправия и независимости народов, всех очагов колониализма и расизма» (Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1976 с. 26).
В настоящее время для такой ликвидации создаются благоприятные условия не только во внешнеполитическом плане. В ЮАР наблюдаются признаки усиливающейся поляризации в среде белого населения, что способствует переходу части его на сторону национально-освободительного движения. Экономический кризис в странах капитализма все глубже захватывает и южноафриканскую экономику. Идет массовое увольнение африканских рабочих, которых вытесняют в создаваемые «бантустаны» и превращают таким образом в «иностранных граждан». Белых рабочих, занимавших привилегированное положение на предприятиях, передвигают на работу, которую исполняли африканцы, снижается и их зарплата. Белые рабочие начинают выражать недовольство, прибегают к забастовкам, что неизбежно сближает их борьбу с борьбой рабочих из среды африканского населения.
Даже общий обзор развития событий на Африканском континенте убеждает в том, что империализм в конечном счете бессилен завоевать здесь решающие позиции. Он может прибегать только к контрнаступлению при помощи главным образом внутри-африканской реакции. Правящие круги империалистических держав уже не могут задавать тон. Они вынуждены приспосабливать свою тактику к изменяющимся условиям, которые все больше и больше определяются национально-освободительным движением африканских народов.
Важным фактором современного международного климата является возрастающая роль в мире развивающихся, в том числе и африканских, стран. Под влиянием меняющегося в пользу социализма соотношения сил на международной арене и нового соотношения сил внутри ООН давно миновали времена, когда США могли проводить в этой организации политику «выкручивания рук». Сейчас в Совете Безопасности, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, в многочисленных органах ООН принимается много прогрессивных рекомендаций и постановлений, и, хотя правящие круги западных держав частенько игнорируют их, все же они способствуют созданию в мире благоприятной атмосферы для осуществления прогрессивных мероприятий. В частности, нельзя не отметить борьбу в ООН стран «третьего мира» за установление новых, справедливых международных экономических отношений. Естественно, что решения ООН в той или иной степени отражаются и на положении в Африке, препятствуют реализации империалистических планов в отношении этого континента. Ясно, что, чем более крепким будет единство африканских стран, тем более эффективной будет их роль в международных организациях в отношении укрепления своей политической независимости и экономической самостоятельности.
Империализм не может не считаться и с тем, что борьба народов Африки за полное очищение континента от колониализма и расизма встречает возрастающую поддержку со стороны прогрессивных сил мира. Несмотря на отчаянные попытки неоколонизаторов нарушить африканское единство, мы наблюдаем в Африке такое явление, как солидарные действия в поддержку борьбы народов Зимбабве, Намибии и Южной Африки со стороны «прифронтовых государств»— Мозамбика, Танзании, Замбии, Ботсваны и Анголы. На севере Африки и на Ближнем Востоке формируется «фронт стойкости», в который уже вошли Алжир, Ливия, НДРИ, Сирия и Организация освобождения Палестины (ООП) и который выступает против сепаратизма президента Садата и стоящих за этим правящих кругов США. Прогрессивная Африка и Арабский Восток сплачивают свои антиимпериалистические и антирасистские ряды. Международные конференции против расизма и апартеида (Мапуту, Лиссабон и Лагос) показали, что усиливается повседневная поддержка борьбы народов на юге Африки со стороны широкой мировой общественности.
Большую помощь и поддержку национально-освободительным движениям народов Африки оказывали и оказывают социалистические страны, и прежде всего Советский Союз. Такая позиция Советского Союза лучше и ярче всего выражена в словах Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС. «Наша партия,— сказал он,— оказывает и будет оказывать поддержку народам, которые сражаются за свою свободу. Советский Союз при этом не ищет никаких выгод для себя, не охотится за концессиями, не добивается политического господства, не домогается военных баз. Мы поступаем, как велят нам наша революционная совесть, наши коммунистические убеждения» (Материалы XXV съезда КПСС, с. 12).