6 лет назад
Нету коментариев

Прикладное значение геоморфологии в нашей стране простирается на многие отрасли народного хозяйства, в частности на сельское хозяйство, геолого-поисковое дело, гидротехнические и дорожные изыскания, изыскания строительных площадок для гражданских и промышленных сооружений, картографические работы и пр.

В результате специальных исследований должны составляться геоморфологические карты, которым, в зависимости от их практического назначения, обязательно придается та или иная целевая направленность. Такие карты дают конкретные указания для инженера-проектировщика, геолога-поисковика, картографа, а не только служат формальным методом первичного ознакомления с рельефом данного района (Звонкова, 1950).

Охарактеризованные выше частные и общая геоморфологические карты также имеют большое прикладное значение. Но для различных строго ограниченных целей иногда приходится изображать рельеф по-разному, резко выделяя один его особенности и отбрасывая другие. В связи с этим одни элементы нагрузки частных и общей геоморфологических карт детализируют, выделяют наиболее выпукло или вводят новые элементы, а другие исключают, что, однако, не должно повлечь за собой разнобоя в принципах картографирования.

Как известно, существуют инженерно-геологические карты, отражающие инженерно-геологические условия картографируемой территории с комплексной оценкой природных условий строительства.

«Основными факторами природных условий, которые необходимо учитывать при инженерно-геологическом районировании, являются: характер рельефа, геологическая структура, грунтовые условия, гидрологические условия, современные физико-геологические процессы» (Попов и др., 1950, стр. 7).

Следовательно, при инженерно-геологическом картографировании рельеф принимается во внимание, как один из определяющих факторов строительства. Очевидно, он может быть сам по себе, независимо от других факторов, выделен для специального показа на особой карте. Последняя, не повторяя инженерно-геологической карты, будет давать более детальную и всестороннюю характеристику тех условий строительства, которые определяются геоморфологией района. В основу ее построения следует положить карту геоморфологических процессов, пополнив и детализировав ее в зависимости от назначения.

Если воспользоваться кратким изложением задач прикладных геоморфологических исследований, которые дает Т. В. Звонкова (1950—1, 2), то можно указать примерно сле­дующие специальные элементы содержания прикладных карт.

При поисках полезных ископаемых на карте должны быть представлены результаты общего геоморфологического анализа территории, которые обычно и передают на общей геоморфологической карте. Особо нужно выделить древние разновозрастные поверхности выравнивания с учетом покрывающей их рыхлой коры выветривания, древние долины и озерные котловины с террасами, отметить их возраст, мощность и состав слагающих их аллювиальных отложений, оконтурить и охарактеризовать с указанием возраста участки древнего погребенного рельефа (особенно древние погребенные долины), охарактеризовать нередко служащую критерием для поиска ряда полезных ископаемых связь рельефа с геологическими структурами и т. п.

При гидротехнических изысканиях основным объектом геоморфологического изучения и картографирования является речная долина со всеми элементами ее морфологии и современными геоморфологическими процессами (карстовыми и другими). Следует обратить внимание на изучение и картографирование трещиноватости горных пород, особенно воднораство-римых (известняков и др.). Классифицировать и отметить на карте отношение долин к тектонике: поперечные, продольные, синклинальные, антиклинальные, моноклинальные, эпигенетические, антецедентные долины и пр. Нанести древние погребенные долины, по которым может происходить утечка воды из водохранилища. При картографировании долины выделить террасы не только по их возрасту (относительной высоте), но также и по их происхождению и строению: эрозионные (коренные) и аккумулятивные и пр.

При дорожных изысканиях полезно составлять карты уклонов земной поверхности, глубины и густоты расчленения, используя их при выборе трассы. Вдоль выбранной трассы следует детально отметить характер и интенсивность современных геоморфологических процессов, нанеся на карту овраги, сели, оползни, обвалы, осыпи, лавины, карстовые и суффозионные формы, развеваемые и навеваемые пески.

При возведении гражданских и промышленных сооружений внимание исследователя должно быть сосредоточено на картографировании обвальных, оползневых, оплывных, карстовых, ветровых форм, определяющих устойчивость строительных площадок.

Безусловно, что при этом интересы геоморфолога будут тесно соприкасаться с интересами геолога и не исключена возможность, что специальная геоморфологическая карта послужит одним из источников или основой для составления инженерно-геологической карты.

Можно привести примеры инженерно-геологических карт, в большой степени пронизанных геоморфологическими элементами, на которых оконтуривают типы местности по таким геоморфологическим признакам, как: крутизна склонов, характер и интенсивность современных геоморфологических процессов, особенно оползней и карста.

Такова карта г. Горького и его окрестностей, составленная Б. И. Айзиным. В изложении Ф. П. Саваренского (1939) ее содержание сводится к выделению следующих районов по степени устойчивости земляных масс для сооружений:

1. Совершенно устойчивые. Водораздельное ровное плато. Смещений и оползневых явлений не наблюдается. Вполне пригодны для любых сооружений и тяжелого строительства.

2. Устойчивые. Пологие склоны со слабыми смещениями. Пригодны для строительства и возведения как легких, так и тяжелых сооружений.

3. Временно неустойчивые. Склоны средней крутизны с поверхностными смещениями. Могут быть пригодны при условии осторожного обоснования и изысканий при планомерной хорошо организованной борьбе со смещениями.

4. Временно устойчивые. Крутые склоны, не подмываемые рекой, с оползнями и другими поверхностными или глубокими смещениями. Пригодны для легкого типа строительства.

5. Неустойчивые. Крутые склоны, подмытые рекой со всеми видами смещений. Для тяжелого строительства не пригодны. При мерах предосторожности можно строить здания лишь легкого или временного типа.

6. Совершенно неустойчивые со всеми видами опасных смещений. Для строительства совершенно непригодны.

Примерно по тому же принципу составлена карта района г. Уфы 3. А. Макеевым (Саваренский, 1939). Инженерное значение имеют карты отдельных категорий форм рельефа (оползней, карста и др.). Такова, в частности, геоморфологическая карта Самарской луки, составленная А. С. Барковым специально для Волгостроя (1934).

Для нужд сельскохозяйственной организации территории, выработки мер борьбы с почвенно-овражной эрозией, орошения и прочих мероприятий составляют карты разных типов, в первую очередь карту интенсивности современных процессов (смыва и намыва на склонах, размыва, перевевания), изображаемых цветным фоном. Овраги показывают условными знаками в соответствии с наиболее дробной классификацией, учитывающей их форму, размеры и интенсивность роста.

Дополнительно составляют карты густоты общего эрозионного расчленения, долинно-балочного и овражного расчленения, глубины врезания эрозионных форм, углов наклона земной поверхности, каждую с той степенью детальности, которая всего лучше соответствует конкретным практическим запросам.