2 years назад
Нету коментариев

По современным данным, древность человеческого ро­да определяется круглым счетом в один миллион лет. В течение этого огром­ного периода произошли не только заметные изменения в физическом облике человека и его образе жизни, но существенные перемены пережила также поверхность нашей планеты: изменились размеры и конфигурация континентов, океанов, морей и рек, изменился климат, изменился животный и растительный мир.

Древнейшее прошлое человечества и история земли изучаются несколькими специальными науками.

Палеоантропология изучает физическое строе­ние и физическую эволюцию древнейших людей по пре­имуществу на основании их костных остатков, кое-где со­хранившихся в земле в местах первоначального обитания человека и обнаруживаемых путем раскопок. В настоя­щее время физическая эволюция человека рисуется в сле­дующем виде:

В течение одного миллиона лет своей истории чело­век претерпел заметные изменения в своем физическом облике. Эти изменения касаются главным образом строения черепа в связи с увеличением головного мозга по весу и объему, развитием речи, изменением характера пищи, а также строения и конфигурации рук, ног и тазо­бедренного сочленения.

Археология изучает историческое прошлое чело­вечества по памятникам материальной культуры: ору­диям труда и оружию, жилищам и стойбищам, предме­там бытового обихода, украшениям и т. п. Археологи установили следующую последовательность в развитии материальной культуры древнего каменного века (палео­лита):

Как мы видим, уже в незапамятно давние времена происходил медленный, но неуклонный прогресс мате­риальной культуры, человечество с каждым новым поко­лением становилось все более вооруженным в матери­ально-техническом отношении. Однако необходимо ого­вориться, что приведенная нами схема развития мате­риальной культуры в древнем палеолите справедлива лишь в общих чертах. Нельзя представлять положение упрощенно, таким образом, что, начавшись с грубо обитых каменных орудий, техника питекантропа прямо­линейно и непрерывно совершенствовалась во все вре­мена и во всех пунктах обитания древнейших людей. В действительности дело обстояло значительно сложнее: в силу различных причин в развитии человеческой куль­туры на начальных этапах истории имели место времен­ные и местные задержки, а иногда даже движения вспять.

Историческая этнография изучает культуру и быт современных народов в прошлом или культуру и быт ныне уже не существующих народов (Определение исторической этнографии как специального раз­дела этнографии см. в сборнике «Очерки общей этнографии», М., 1957, стр. 8).

На основе данных этнографии, сопоставляемых с дан­ными археологии, а также с письменными свидетельст­вами и устными преданиями народов древней культуры (Китай, Индия, Египет, Греция, Италия), установлена последовательность в развитии общественной организа­ции людей, живших в древнем каменном веке. В общем виде эта последовательность сводится к следующему:

Общественная жизнь людей развивалась вместе с их трудовой деятельностью; выделившись из животного царства, человек унаследовал от своих предков не только физическое строение, но и стадную форму общественного существования. Первобытное стадо явилось начальной ступенью общественной организации людей; на этой сту­пени люди находились в течение нескольких сотен тыся­челетий, пока не сложился в конце древнего каменного века (в ориньякскую и солютрейскую эпохи) материн­ский род.

Историческое языкознание изучает эволю­цию языков. Ученых в особенности интересуют те языки, которые сохранили пережитки глубокой древности. Впрочем, следует оговориться, что эти пережитки в боль­шей или меньшей степени сохранились в языках всех без исключения народов, в том числе и народов, достигших высокой ступени культуры. Мы, например, говорим «я выстрелил из ружья», не задумываясь, что при этом мы изрекаем явную бессмыслицу, ибо никакой стрелы из ружья не вылетает. Корнем глагола «стрелять» является имя существительное «стрела», и в слове «выстрел» в ка­честве пережитка сохраняется весьма древнее понятие: метание стрелы из лука. Слово осталось прежним, но употребляется оно в наше время в ином смысле. Другой пример: мы говорим «солнце взошло», хотя теперь уже хорошо известно, что не солнце «ходит» вокруг земли, а, напротив, земля вращается вокруг солнца по определен­ной орбите. В данном случае мы также имеем пережиток в языке, сохранившийся от тех времен, когда считалось, что солнце «ходит» вокруг земли.

Подобных пережиточных явлений в языках всех без исключения народов весьма много; исследуя их, мы мо­жем шаг за шагом восстановить круг самых древних по­нятий, которые составляли содержание (семантику) язы­ков древнейших людей. Таким путем было установлено, что такие религиозные понятия, как «бог», «черт», «ан­гел», «дух», «душа» и т. п., возникают в языках различных народов сравнительно поздно. Известны народы (тасма­нийцы, огнеземельцы), которые в своем языке не имели никаких слов для обозначения религиозных понятий.

Итак, древнейшее прошлое человечества изучается не­сколькими специальными историческими науками. Сопо­ставляя свидетельства этих наук об отдельных этапах истории, ученые создают достоверную, научную картину ранней истории человечества.

Необходимо при этом иметь в виду, что одностороннее изучение исторических источников одного рода может привести исследователя к грубым ошибкам. Например, при раскопках памятников так называемой мадленской эпохи археологи находят жезловидные предметы из ко­сти или оленьего рога, имеющие по нескольку круглых тщательно заполированных отверстий диаметром от од­ного до трех-четырех сантиметров; поверхность подобных «жезлов» обычно украшена художественной резьбой. Долгое время археологи считали подобные предметы «жезлами начальников или вождей», причем по количе­ству отверстий в жезлах и по их диаметру судили о том, насколько могущественным был тот или иной мад­ленский «начальник» или «вождь». Таким образом, людям древнего каменного века приписывались обще­ственные порядки, которые в действительности возни­кают значительно позже. Советские историки перво­бытного общества впервые сопоставили «начальниче­ские жезлы» со свидетельствами этнографии и устано­вили, что подобные предметы являются не более как правилками (Так называется дощечка с отверстием, с помощью которой копью или дротику придается прямизна) и калибровками для обработки копий, дро­тиков и цевий для стрел.

Возьмем другой пример. В археологической литера­туре широко пропагандируется взгляд, согласно кото­рому погребальные обычаи возникли на религиозной основе, и поэтому каждый случай, когда археологи об­наруживают более или менее сохранившийся человече­ский скелет, обычно истолковывается ими как доказа­тельство того, что первобытный человек, даже самый древний, верил в бога, в загробную жизнь и т. п. А так как археологами обнаружены сохранившиеся человече­ские скелеты, относящиеся к глубокой древности — к мустьерской эпохе, то на этом «основании» делается вы­вод, что религия существует уже у неандертальцев и что человек с самого начала шествует по пути историче­ского развития «с богом в душе».

Внимательное изучение этнографических данных по­казывает, что обычай изолировать тела умерших самыми различными способами (сбрасывать трупы со скалы в море, закапывать в землю, сжигать на костре и т. п.) воз­ник без какого бы то ни было влияния религии и, во вся­ком случае, задолго до ее возникновения. Так, у тасма­нийцев существовали различные правила погребения тел умерших: в ряде случаев тасманийцы сжигали трупы своих сородичей сразу, как только смерть считалась оче­видной, в других случаях тела покойников уносили в глухие места и подвергали сжиганию через некоторое время, но никакой веры в загробную жизнь тасманийцы не исповедовали и даже слов таких, которыми можно было бы выразить соответствующие представления и по­нятия, тасманийцы в своем языке не имели.

Советский историк религии И. И. Скворцов-Степанов утверждал, что погребальные обычаи возникли на быто­вой, практической основе. Они стали религиозными об­рядами лишь много тысячелетий спустя.

Вот почему историк, стремящийся к воссозданию до­стоверной картины далекого прошлого, должен тща­тельно сопоставлять свидетельства всех исторических источников — археологических, этнографических, языко­вых (лингвистических), ибо лишь при этом условии ис­следователь может избежать грубых ошибок.

Разумеется, было бы преувеличением сказать, что со­временной науке уже все известно о жизни наших отда­леннейших предков. Мы должны предупредить читателя, что глубокое и всестороннее изучение древнейшей исто­рии человечества есть дело, в сущности, новое, насчиты­вающее едва ли более сотни лет. Однако за истекшее столетие сделано уже очень много, и не может быть со­мнений в том, что наука уже сумела наметить основные контуры древнейшего прошлого человеческого рода.

Наряду с перечисленными науками, которые явля­ются специальными разделами исторического знания, при изучении древнейшего прошлого человечества необхо­димо знать естественные условия его существования. Поэтому историк первобытности должен изучать данные и естественных наук — геологии, палеозоологии, палеобо­таники, т. е. наук, изучающих прошлое земли, ее живот­ного и растительного мира, существовавшего во времена обитания древнейших людей. В течение того миллиона лет, как существует человеческий род, в геологической истории земли пройдены следующие этапы:

В течение миллиона лет человеческой истории с лица земли исчезли многие животные, которые не вынесли труд­ных условий существования в ледниковую эпоху, но человек не только вышел победителем в борьбе со сти­хиями природы, но именно в ледниковую эпоху достиг значительных успехов в развитии материального произ­водства и общественной организации (подробнее об этом будет сказано ниже, в главе «Неандерталец»).