1 год назад
Нету коментариев

Центром научно-литературного творчества была египетская Александрия, по имени которой и весь эллинистический период греческой литературы иногда называют александрийским. Из различных греческих городов сюда приезжали ученые, чтобы заниматься научными исследованиями.

Средоточием научно-педагогической деятельности был Алек­сандрийский мусейон — одновременно высшая школа, научный институт и колоссальная библиотека. В I в. до н. э. в алексан­дрийском книгохранилище насчитывалось до полумиллиона ру­кописей, привезенных из различных стран мира. Один только «Каталог сочинений, просиявших во всех областях образованно­сти», включал 120 книг. К сочинениям каждого автора прила­гался комментарий; из таких комментариев впоследствии была составлена особая литература (схолии), служащая в некоторых случаях ценным источником при изучении античной истории. Составителем «Каталога» был упомянутый выше Каллимах, поэт и филолог, хранитель царской библиотеки. Каллимах — яр­кий представитель александрийских ученых, обладал самыми разнообразными знаниями. Ему приписывали 800 сочинений, на­писанных прозой и стихами, по истории, грамматике, поэзии и т. д. Учениками Каллимаха были Эратосфен и Аполлоний Ро­досский, занявший после смерти Каллимаха должность царско­го библиотекаря.

Помимо Александрийского, мусейоны имелись в Антиохии. Пергаме, Сиракузах и других крупных городах. Эллинистиче­ские правители не жалели средств на пополнение и содержание библиотек, рассматривая их как одно из средств укрепления сво­его авторитета в глазах общественного мнения внутри страны и за ее пределами.

Однако в литературных произведениях эллинистической эпо­хи чем дальше, тем все более отчетливо проступали отрицатель­ные черты александринизма — риторика и дидактика, нарочитая ученость, сентиментализм и утрата чувства меры. Все это сви­детельствовало о разрыве между литературой и жизнью, что не­избежно приводило к вырождению и оскудению научно-художе­ственного творчества.

Как и вся эллинистическая культура, философия этого вре­мени также лишена внутренней цельности. Для нее характерен эклектизм, смешение различных философских систем. Из фило­софских систем наибольшей популярностью в эллинистическом мире пользовались три: 1) стоиков, 2) эпикурейцев и 3) кини­ков. В фокусе внимания этих систем стоял человек и его отно­шение к миру, государству и другим людям.

Основоположником стоической философии считают Зенона Младшего из города Кития на острове Кипре, ученика Кратеса Киника. Зенон жил в конце IV в. и обычно излагал свое учение в «цветном портике» (стоа пойкиле) в Афинах, откуда и пошло название «стоическая философия». Идеи Зенона привел в систе­му и дополнил Клеант из города Асса в Мисии, современник Зенона, и в особенности Хрисипп из Сол в Киликии (282— 208 гг.).

Стоики делили философию на три части: 1) логику, 2) физи­ку и 3) этику. По мнению стоиков, этике подчиняются логика и физика. Физика показывает, что все существующее есть тело, действующее или страдающее, активное или пассивное. Логика же учит правильно мыслить и ясно выражаться, что необходимо для воздействия на окружающий мир и преодоления пассивного состояния. Цель человеческой жизни есть счастье, а счастье за­ключается в сознательной общественной и личной деятельности, протекающей по законам человеческого разума. Озаренная све­том разума деятельность на языке стоиков называется доброде­телью. Добродетель состоит из четырех составных частей: 1) справедливости, 2) проницательности, 3) мужества и 4) рас­судительности. Все эти качества необходимы человеку для ши­рокой активной деятельности в интересах всего человечества.

По сравнению со служением всему человечеству или даже миру забота о социальных группах и отдельных людях и любовь к ним в учении стоиков отходит на второй план. Человек, семья, группа, класс, государство растворяются в более высоком кос­мическом, или вселенском, идеале. Перед этим идеалом все на роды, государства и люди равны. Таким путем стоики логически приходили к космополитизму и признанию равенства между сво­бодными и рабами, греками и варварами. Космополитизм стои­ков является продуктом разложения мировоззрения обособлен­ных полисов. Согласно учению стоиков, активным началом чело­веческого существа является душа, а преобладающую силу души составляет разум. Через душу и разум человек связывается со всей Вселенной (космосом). Подобно человеку, космос состоит из двух начал — пассивного и активного, материи и разума. Все­ленский разум есть бог, определяемый как эфир, или животвор­ный праогонь, из которого рождается мир. Мир не вечен. Через определенный период мир погибает от огня и вновь возрождает­ся из того же самого праогня в обновленном виде.

Стоическая философия призывала к действию, неослабной работе над собой, к серьезному изучению специальных наук и философии. В этот период стоическая философия не была отор­вана от практической жизни. Стоики верили в возможность соз­дания идеального общества, вселенского государства, построен­ного рациональным путем на основе разума и научных данных. Среди стоиков было немало выдающихся умов и разносторон­не образованных людей.

Во II в. всеобщей известностью пользовались два философа стоика Панеций (180—110 гг.) и Посидоний из Апамеи в Сирии (135—51 гг.). Особенно интересен последний, сочетавший глубо­кое философское образование с широким знанием специальных дисциплин. Посидоний известен как философ, математик, есте­ствовед и историк.

Стоики оказывали большое влияние и на политику, так как они были советниками, государственными деятелями и царями. Впоследствии, в период Римской империи, стоицизм выродился в проповедь пассивного отношения к жизни и квиетизма. Таков был, например, стоицизм римских философов Сенеки и Марка Аврелия.

Отличную от стоиков философию развивали эпикурейцы. Ос­нователем эпикурейской философии был Эпикур (341—270 гг.). В 306 г. Эпикур поселился в Афинах, где начал излагать слуша­телям основы своей философии. Эпикур написал много сочине­ний, из которых до нас дошли лишь несколько писем и ряд фрагментов. По этим отрывкам и восстанавливают учение Эпи­кура.

В противоположносгь стоикам, считавшим основой познания разум, Эпикур истинным источником познания признавал чув­ство — ощущение. Ощущение возникает чисто внешним путем в результате случайного сцепления атомов. В этом Эпикур примы­кал к атомистике Демокрита. Человеческая душа, по Эпикуру, состоит из тончайших атомов, подобно эфиру разлитых по всему телу. Счастье, составляющее цель всякой философии, заключается в устранении неприятных и создании приятных ощущений. Достигается это воздействием на чувства разума и воздержа­нием от всяких излишеств, т. е. умеренностью. В этом эпику­рейцы соприкасались со стоика­ми. В создании душевного рав­новесия и покоя Эпикур усмат­ривал высшее счастье челове­ка — атараксию. Атараксия пред­полагает свободу от всякого страха, в особенности от страха смерти и богов. Эпикур не отри­цал существование богов, но он полагал, что они отнюдь не за­ботятся о людях. Эпикур считал, что душа смертна, и боролся против суеверий. Он «был под­линным радикальным просвети­телем древности, он открыто на­падал на античную религию, и от него ведет свое начало атеизм римлян, поскольку последний у них существовал» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 3, изд. 2, стр. 127). Наиболее полное изложение эпикуреизма дал римский поэт-философ, ве­ликий материалист Тит Лукреций Кар.

Эпикур. Герма

Эпикур. Герма

Основателем философии киников считают Антиофена (440— 366 гг.), ученика и друга Сократа. Учение киников возникло в среде бедной интеллигенции больших городов. Киники, подобно Сократу, оставляли свои занятия и жили в страшной нужде, которую они возвели в принцип. Киники отрицали все обществен­ные установления — собственность, семью, рабство, этические нормы и т. д. Их лозунгом был призыв к природе, к простому образу жизни, независимости. Проповедь киников находила большое число сторонников среди народных масс, свободных и рабов, недовольных существующим строем.

Самым известным философом-киником был Диоген из горо­да Синопы на Черном море (404—323 гг.). Диоген был учени­ком Антиофена, проникся его философией и последовательно проводил ее в жизнь. Живя в крайней бедности, Диоген, оброс­ший длинной бородой, днем ходил по улицам города без санда­лий, с палкой в руке и сумой за плечами, а ночи проводил в боч­ке за городом. Презирая всех и все, Диоген считал своим настоящим призванием «повелевать людьми». Существует предание, что, когда к Диогену пришел Александр Македонский и выразил желание сделать все, что захочет философ, тот попросил у него единственной милости: не заслонять ему солнца. Александр ис­полнил желание Диогена, сказав при этом: «Если бы я не был Александром, то желал бы быть Диогеном».

В IV—III вв. возникло философское течение скептицизм. Основателем его был Пиррон (ок. 360—270 гг.). Скептицизм от­рицал возможность познаваемости мира, призывал к пассивно­сти, квиетизму. К. Маркс писал, что в учении скептиков сказа­лось вырождение античной философской мысли.