1 год назад
Нету коментариев

Идея всемирности и всеобщности, составляющая основу ми­ровоззрения людей эллинистической эпохи, находит выражение и в религии.

Отличительной чертой эллинистической религии является ее синкретизм, сочетание рационализма, мистики и универсализма. Эти особенности эллинистической религии проявились в тракта­те «Священная хроника» Эвгемера (III в.). Эвгемер пытался рационалистически объяснить происхождение богов и религии. Оказывается, во время своего пребывания на острове Панхее он открыл надпись, в которой была описана вся история человече­ства и перечислены деяния богов Кроноса и Зевса. На основе этого он решил, что боги и герои суть не что иное, как обоготво­ренные сильные люди, а мифология — облеченная в чудесное история. Обоготворение преследует цель внушить людям страх и сделать их более покорными и послушными. Учение Эвгемера (эвгемеризм) имело много сторонников в Греции и в Риме.

Другие шли дальше Эвгемера и вообще отрицали существо­вание богов, а религию, подобно Эвгемеру, считали обманом. Такие взгляды разделял, например, Феодор из Кирены, прозван­ный безбожником. К сожалению, из несомненно богатой атеисти­ческой литературы до нас дошли только незначительные отрыв­ки, по которым трудно восстановить ход мыслей их авторов.

Богаче наши сведения о философах-богословах идеалистиче­ского и мистико-религиозного направлений. К ним принадлежат два знаменитых александрийских богослова — евреи по проис­хождению — Аристобул (II в.) и Филон (I в.). В их системах при­чудливо сочетались идеи Платона и Аристотеля и учение еврей­ских раввинов. Бог, по их представлениям, отвлеченное начало, отделенное от мира, но воздействующее на него посредством божественной, столь же отвлеченной силы — Слова, или Логоса. Логос же отождествлялся с мировой душой и творцом мира, связующим мир с богом. Концепция Филона оказала большое влияние на христианскую религию.

Религиозный синкретизм выражался в слиянии одних бо­жеств с другими и появлении новых универсальных божеств, в смешении самых различных и противоречивых религий, заим­ствованных у разных народов. Старые антропоморфные боги теряли свои реальные черты, абстрагировались и превращались в универсальные отвлеченные божества. Рядом со старыми гре­ческими и восточными божествами существовали новые боже­ства. Особенно распространена была во всех общественных слоях вера в Судьбу, приносящую счастье и удачу, славу и богатство. Нетрудно установить социально-психологические корни этой веры. В эпоху глубоких политических потрясе­ний, междоусобных войн, частых перемен в жизни обществ и от­дельных людей, головокружительных успехов и столь же неожи­данных падений вполне закономерно появление в божественном пантеоне таких богинь, как Счастье, Судьба и Удача.

Божественное происхождение приписывали всему, что каза­лось непонятным, сильным и властным, в том числе и прежде всего царям. Подобно остальным божествам, цари имели свой культ и культовые прозвища: Спаситель (Сотер), Благодетель (Эвергет), Явленный (Эпифан) и т. д.

Главные философские системы эллинизма — стоицизм и ки­низм — содержали в себе немало мистико-религиозных положе­ний. Связующим звеном между религией и философией был во­прос о смерти и загробной жизни. Мистическим представлениям о загробной жизни были посвящены элевсинские мистерии Де­метры и культ древнефракийского героя Орфея (орфизм), кото­рые слились в одну сложную религиозно-мистическую систему, получившую широкое распространение в странах эллинизма. Религиозный синкретизм и мистицизм выражены также и в культе Сераписа, главного божества птолемеевского Египта. В честь Сераписа в Александрии был построен великолепный храм (Серапейон), впоследствии разрушенный христианами.

Из восточных божеств больше всего почитателей имела фри­гийская богиня Кибела (Великая Мать). В основу культа Кибе­лы положен миф о несчастной любви Кибелы к пастуху, красав­цу Аттису. Страстно любящая Кибела силой своего чувства вос­крешает трагически погибшего Аттиса. Среди народных масс ши­рокое распространение получили древневосточные культы Иси­ды, Анахиты и Митры. Исключительно широко распространились суеверия. Люди стремились уйти из реальной действительности в мир иллюзий.

Изучение эллинистических религиозных учений показывает, что, какую бы внешнюю форму религия ни принимала, в конеч­ном итоге она всегда стремится к одной цели: отвлечь людей от суровой действительности и социальной борьбы обещанием бле­стящих перспектив в фантастическом мире будущей загробной жизни.