1 год назад
Нету коментариев

Расцвет греческой культуры классического периода тесно связан с развитием рабовладельческой демократии.

Господствовавшая в VIII—VI вв. аристократическая идео­логия в V—IV вв. уступила место демократической. Демокра­тия несла с собой новые чувства, мысли и идеи. Крупнейшим центром культуры в это время стали демократические Афины. Наиболее отчетливо борьба форм идеологии и победа демокра­тических идей проявились в культурной жизни Афин V—IV вв.

В идеологии аристократии отразилось мироощущение и ми­ропонимание небольшого круга людей, смотревших на себя как на избранников и как на высшую человеческую породу. Мысли и чувства аристократии устремлялись к далекому прошлому, к героическим векам гомеровской эпохи или же концентрирова­лись вокруг интимных переживаний.

Демократия привлекла к участию в общественной жизни широкие массы свободных граждан, повысила значение и пра­ва отдельного гражданина. Это, в частности, нашло выраже­ние во всенародных празднествах в честь наиболее популярных греческих богов — Афины, Деметры и Диониса.

В честь Афины Паллады — покровительницы города — спра­влялся праздник Панафиней (Всеафинские празднества), в котором участвовало все афинское население. По преданию, учредителями этого праздника были легендарные афинские цари — Эрихтоний и Тесей, объединивший Аттику. Программа ежегодного праздника состояла из конных ристалищ, к кото­рым потом были добавлены гимнастические, а при Перикле — и музыкальные состязания. Для последних Перикл выстроил специальное здание — Одеон (от слова одэ — «песня»). Важ­нейшей составной частью музыкальных состязаний было ис­полнение гомеровских песен (рапсодий) певцами-рапсодами. Во время Панафинейского праздника все жители Афин торже­ственно шествовали к статуе богины Афины. Участники шест­вия несли богине подарки — сотканный из шафрана пеплос, ветви оливы и др. Классовое неравенство сказывалось и здесь: дочери вольноотпущенников и метеков, например, несли зонты и кресла для знатных афинских граждан.

Всенародное значение приобрели также празднества в честь Деметры (элевсинские мистерии) и цикл празднеств, посвя­щенных богу Дионису (Дионисий); как уже отмечалось, перво­начально они были земледельческими праздниками одних кре­стьян.