1 год назад
Нету коментариев

История греческой философии начинается со времени появ­ления на исторической арене ионийских натурфилософов. Ио­ния — страна первых греческих мудрецов и поэтов. Больше, чем другие области греческого мира, Иония была связана с куль­турными странами древнего Востока. Многовековой опыт и мно­говековые наблюдения, накопленные в Вавилоне, Египте и дру­гих восточных странах, были использованы греческими мысли­телями, которые или непосредственно знакомились с достиже­ниями восточной науки, или воспринимали ее через посредство других народов (лидиян, финикийцев). Несколько позже, чем в Ионии, возникли философские учения в эллинских городах-го­сударствах Сицилии, Южной Италии, островов Эгейского моря и Балканского полуострова. Различные сведения, заимствован­ные у народов древнего Востока, были греками критически пере­работаны. Политическая и идеологическая борьба внутри поли­сов, стимулировавшая их развитие, способствовала освобожде­нию от традиционных верований. В Греции жречество не пред­ставляло собой особого сословия или касты и отсутствовала обязательная религиозная догматика, грекам была доступна в известной степени свобода мысли, и это привело к отделению науки и философии от религии, чего не знала древневосточная культура.

Дальнейшие пути развития греческой философии определила борьба между двумя главными ее направлениями — материа­лизмом и идеализмом.

На ранней стадии своего развития философия не была отде­лена от естественно-научных и математических знаний. Первыми греческими философами были натурфилософы — астрономы и и математики, изучавшие природу, происхождение мира и его развитие. Среди ионийских философов широкую известность при­обрел Фалес из Милета (ок. 624—547 гг.). Основатель ионийской философии, Фалес замечателен тем, что он сделал смелую для своего времени попытку создать монистическую философию при­роды. Он может быть с полным правом назван первым грече­ским философом-материалистом. Выросший в условиях неустой­чивой социальной жизни малоазийских городов и много путе­шествовавший, Фалес всюду наблюдал жизнь и движение. Мо­жет быть, именно поэтому основным элементом мира Фалес счи­тал воду как вечно движущийся и в то же время неизменный элемент природы. Вода, соединяющая вечное движение с вечным покоем и растворяющая в себе все вещества, признавалась им источником жизни всего мира, в том числе, следовательно, и че­ловека. Землю Фалес представлял плавающей в этой первона­чальной воде, которая наполняет весь мир. Небесное полуша­рие образует свод над земной поверхностью. Фалес известен не только как физик, но и как математик. Он знал, как измерить высоту египетских пирамид на основании отбрасываемой ими тени, определил значение для мореплавания Малой Медведицы, предсказал солнечное затмение (585 г. до н. э.) и т. д. Фалес считался основоположником древнегреческой астрономии. Греки причисляли Фалеса к семи мудрецам.

Философ Анаксимандр, современник Фалеса (ок. 610— 546 гг.), в своем сочинении «О природе» объявляет началом мира апейрон — бесконечную, бессмертную, находящуюся в веч­ном движении первостихию — материю. Из этой первостихии выделяются два противоположных начала — твердое и жидкое, тепло и холод, из которых путем различных комбинаций обра­зуются все видимое нами: земля, вода, воздух и огонь. Таким образом, Анаксимандр считал, что в материальном мире, обра­зованном из единой первостихии, присутствуют противоположные начала, из которых и формируются вещи. В центре философ­ской системы Анаксимандра — вопрос о происхождении и разви­тии органического мира. Мир (космос) представлялся Анакси­мандру началом, вечно порождающим новые жизни. Животный мир эволюционирует: все животные первоначально обитали в воде, затем часть их приспособилась к жизни на суше. От рыбы происходил, по мнению Анаксимандра, и человек. В области математики Анаксимандру приписывают составление курса по геометрии, в географии — составление географических карт, из­готовление модели небесной сферы, постановку вопроса о шаро­образности земли, изобретение солнечных часов.

Третий представитель ионийской философии, Анаксимен (585—525 гг.), вместо неопределенной первостихии Анаксиман­дра избрал совершенно определенный элемент природы — воз­дух, как все содержащее и объединяющее начало. Из воздуха путем разрежения и сгущения образуется видимый мир. Из воздуха все рождается, и в него снова возвращается. Люди, животные и растения вдыхают частицы воздушного начала дающего им жизнь и движе­ние.

Таким образом, ионийские материалисты считали, что в основе всех жизненных явле­ний лежит единое начало, «…здесь,— пишет Ф. Энгельс, характеризуя этих филосо­фов,— перед нами уже полно­стью вырисовывается первона­чальный стихийный материа­лизм, который на первой ста­дии своего развития весьма естественно считает само собой разумеющимся единство в бес­конечном многообразии явле­ний природы и ищет его в чем-то определенно-телесном, в чем-то особенном, как Фалес в воде» (Ф. Энгельс, Диалектика природы,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 20, изд. 2, стр. 502).

Гераклит (?)

Гераклит (?)

В учении Анаксимандра и Анаксимена можно отметить и некоторые атеистические тен­денции. Согласно Анаксимандру, миры бесконечной и единой вселенной создаются, развива­ются и уничтожаются помимо воли богов. Кроме того, он считал, что боги тоже возникли из воздуха, т. е. материального на­чала.

Крупнейшим греческим материалистом и диалектиком был Гераклит из Эфеса (ок. 530—470 гг.). К сожалению, наши све­дения о Гераклите отрывочны и противоречивы. По преданию, Гераклит вел аскетический образ жизни и уединялся в горы, ухо­дя в свои мысли. Жил Гераклит в бурную эпоху греческой исто­рии, в период постоянных войн и переворотов, обостренной соци­альной борьбы и частой смены правительств. Все это не могло не отразиться на его взглядах. Источником всего существующего Гераклит считал борьбу (войну). «Война — отец всех вещей» (полемос патер понтон). Борьба противоположностей — основа всякого бытия и мысли.

В природе и в социальной жизни происходит вечное движе­ние, все течет и изменяется. Непостоянна даже река, в которую дважды входишь. Бытия и небытия как самостоятельных кате­горий не существует. В процессе вечного движения и перемен бытие незаметно переходит в небытие, и наоборот. Гераклит под­черкивает тем самым, что все окружающие нас явления перехо­дят в свою противоположность. «В одни и те же воды мы по­гружаемся и не погружаемся, мы существуем и не существуем».

В своих объяснениях вселенной Гераклит, таким образом, подходит к диалектическому пониманию природы, и в этом его огромная заслуга с точки зрения науки. «Мир,— учил Герак­лит,— единый из всего, не создан никем из богов и никем из лю­дей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно вос­пламеняющимся и закономерно угасающим». Ленин оценил это положение как «очень хорошее изложение начал диалектическо­го материализма».

В достаточной мере отчетливые представления Гераклита о взаимосвязях между противоположными явлениями, конкретно­сти всякой истины и в то же время зависимости ее от определен­ных условий запечатлены в следующих его высказываниях: «бес­смертные смертны, смертные бессмертны, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают»; «морская вода — чистейшая и грязнейшая; рыбам она пригодна для питья и це­лительна, людям же для питья непригодна и вредна».

Причина наших заблуждений, по Гераклиту, коренится не в несовершенстве наших чувств, а в ограниченности нашего разу­ма. Истинное познание возможно только при постижении процес­са бытия. Орудием познания служит разум, содержащий часть «божественного эфира». Основной функцией разума является синтез, т. е. обобщение в одной мысли разрозненных эмпириче­ских наблюдений. В способности к синтезу Гераклит усматривал различие между умными и глупыми. Умный от глупого отли­чается тем, что он стремится познать общее, а глупый удовлет­воряется деталями. Признание чувства первоначальным источ­ником познания и субъективности познания сближает Геракли­та с софистами. Гераклит материалистически подходил к объяснению психической жизни, считая, что душа материальна и представляет собой одно из состояний огня — материальной первоосновы природы.

Свои мысли Гераклит изложил в трактате «О природе». От трудов Гераклита, как и от сочинений других греческих фило­софов, до нас дошли лишь короткие отрывки и отдельные изре­чения, сохранившиеся в виде цитат в трудах более поздних авто­ров. Писал Гераклит изысканным стилем, в его сочинениях очень много афоризмов, не всегда понятных. Отсюда его прозвище «Гераклит темный».

Синтезирующую функцию разума признавал также Анакса­гор (ок. 500—428 гг.) из города Клазомен в Малой Азии, совре­менник, учитель и друг Перикла. В противоположность ионий­цам, считавшим основой мира какую-либо одну стихию, Анак­сагор в трактате «О природе» выдвигал бесконечное множество стихий-элементов, или семян (гомойемериев). Из множества стихий, постоянно расщепляющихся на качественно новые эле­менты, образуется вселенная. Создание и упорядочение вселен­ной есть результат действия мирового разума, «чистейшего и тончайшего из всех веществ». Однако в отличие от Гераклита Анаксагор был близок к механистическому пониманию развития, утверждая, что изменения явлений сводятся к соединению и разъединению однородных частиц, тогда как Гераклит учил, что явления переходят в свою противоположность.

Подобно многим своим современникам, Анаксагор занимался математикой и астрономией. Он считал, что звезды суть раска­ленные массы, что луна получает свой свет от солнца и т. д. Сама луна представлялась Анаксагору подобной земле и насе­ленной живыми существами.

Согласно античной традиции, Анаксагор был сыном богатого клазоменского гражданина, но пренебрег богатством и почетом в родном городе, всецело отдавшись науке. Став нищим, Анак­сагор гордился тем, что своим разорением обязан науке, осво­бодившей его от житейской суеты. Достигнув славы и влияния при Перикле, в конце своей жизни Анаксагор, обвиненный в без­божии, вынужден был удалиться из Афин и глубоким стариком умер в изгнании в городе Лампсаке. «В этой могиле,— гласила надпись на его могиле,— лежит великий Анаксагор, дух которого поднимался до высочайших истин».

Материалистическая философия развивалась в борьбе с идеа­листическими философскими учениями. Два основных направле­ния идеалистической философии представлены школой Пифаго­ра и Элеатской школой.

Пифагор (ок. 580—500 гг.), уроженец острова Самоса, был ученейшим человеком своего времени. Верховным началом все­го сущего Пифагор считал число. Вся природа, по теории Пи­фагора, есть не что иное, как комбинация чисел и величин. Все в природе живет и изменяется, лишь одно число остается вечно неизменным. Следовательно, число есть основа всех вещей, первоисточник мира. Каждое явление может видоизменяться до бесконечности, но численный его атрибут остается постоянным.

«Гегель,— говорит Энгельс,— правильно обращает внимание на «смелость подобного утверждения, которое сразу устраняет все то, что представление считает сущим или сущностным (истинным), и истребляет чувственную сущность», полагая сущ­ность в логической категории, хотя бы очень ограниченной и односторонней. Подобно тому как число подчинено определенным законам, так подчинена им и вселенная; этим впервые высказы­вается мысль о закономерности вселенной» (Ф. Энгельс, Диалектика природы,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 20, изд. 2, стр. 503).

Занятия математикой и философией Пифагор считал высшей самоцелью человеческой жизни. Жизнь, говорил он, подобна олимпийским играм, где одни ищут славы и венков, другие — выгод, а третьи, настоящие философы, или друзья мудрости, при­ходят наслаждаться самым дивным зрелищем: картиной мира. Наблюдение и познание мира, доступное друзьям мудрости, есть самое высшее из всех наслаждений и наград.

Из обширной системы Пифагора и пифагорейцев сохрани­лись лишь отдельные положения о математических рядах, про­порциях, и широко известная теорема Пифагора о соотношении квадратов сторон треугольника. Эта теорема была, вероятно, заимствована им у древневосточных народов, которым она была известна задолго до рождения Пифагора.

Пифагором было выдвинуто учение о «порядке», согласно ко­торому демократия является нарушением порядка, в то время как власть аристократов — олицетворением и подобием «небес­ного порядка». Пифагорейцы — ученики и последователи Пифа­гора были идеологами аристократии. В противоположность ионическим материалистам они считали вслед за своим учителем, что основой мира являются числа, а не материальная первости-хия. Мир, с их точки зрения, познается через управляющие им числа. Эти числа обожествлялись и абсолютизировались пифа­горейцами. Они объединялись в особые религиозно-мистические союзы (гетерии), куда принимались только избранные, прошед шие определенный искус и принадлежавшие преимущественно к олигархическим фамилиям. Пифагорейские гетерии действо­вали главным образом в Великой Греции, пифагорейцы активно участвовали в политической жизни южноиталийских городов, в особенности города Кротона, где проживал одно время и сам Пифагор. Сторонники Пифагора были убежденными защитни­ками аристократии и во время демократических переворотов подвергались гонениям.

Элеатская школа, получившая свое название от города Элеи в Южной Италии, где она возникла, возглавлялась Парменидом.

В противоположность Гераклиту, рассматривавшему мир как вечное движение, Парменид (середина V в.) утверждал неиз­менность и вечность мира, тождество мира (бытия) и мышления. Без бытия нет и мышления. «Без бытия не будет и мышления, ибо мышление не что иное, как бытие». В мире не существует ни прошлого, ни будущего, есть только одно настоящее — мысль. Наряду с действительным миром, постигаемым разумом, суще­ствует и другой мир — мир явлений, воспринимаемый нашими чувствами. Мир явлений — несовершенный мир. В преодолении чувственного мира и погружении в сверхчувственный мир разума и заключается, по Пармениду, задача, ценность и цель филосо­фии. Роль чувств в познании мира отрицается.

Свое учение Парменид изложил в поэме «О природе», насы­щенной афоризмами и аллегориями, понять которые очень труд­но. Парменид оказал большое влияние на Платона. Он положил начало аллегорическому толкованию мифов.

Греческую философию нельзя считать самостоятельной об­ластью знания. Как уже было отмечено, наука и философия в древней Греции составляли единое целое. Уже в Ионийской Греции физико-математические знания греков достигали высо­кого уровня. Среди математиков V в. большим авторитетом пользовались Энопид, уроженец Хиоса, и афинянин Метон. Эно­пид определил длину солнечного года в 365 дней, 8 часов и 57 минут. Метон еще более уточнил эту цифру и составил сол­нечный календарь.

Наряду с математикой греки занимались медициной, биоло­гией, ботаникой, географией и историей. Каждую отрасль зна­ний изучали несколько школ, соперничавших друг с другом. Так, из всех медицинских школ наибольшим авторитетом поль­зовалась кносская школа, представителем которой был Гиппо­крат (середина V в.), основатель научной медицины. Гиппократ написал массу сочинений по разным разделам и отраслям ме­дицины — патологии, хирургии и т. д. Основной принцип Гиппо­крата в лечении — следовать природе (органический принцип) и лишь в случае, если сама природа не дает исцеления, прибе­гать к более решительным методам воздействия на организм — хирургии. Гиппократ и его ученики и последователи занимались не только вопросами практической медицины, их интересовали также и более широкие проблемы. В особом трактате «О возду­хе, водах и суше» (в древности он приписывался самому Гиппо­крату, но в действительности, по-видимому, вышел из-под пера одного из его учеников) излагается теория о роли географиче­ского, точнее климатического, фактора в развитии человеческого организма. Особенности климата — соотношение воды и суши — объясняют и особенности организма и заболеваний. Эта теория иллюстрируется рядом этнографических примеров.

Первыми картографами считались уже упомянутые Анакси-мандр (VI в.) и Гекатей Милетский (V в.), давший описание земли. Населенная часть земли (ойкумена) представлялась круглым островом, со всех сторон окруженным океаном. Среди­земное море разделяло ойкумену на две части: северную и юж­ную. Южная часть в свою очередь расчленялась Нилом и Ара­вийским заливом на четыре части.

Об уровне биологических знаний древних греков можно су­дить на основании учения Эмпедокла (490—430 гг.) о происхождении органической природы. Эмпедокл пытался дать историю возникновения и эволюции организмов. Соглас­но Эмпедоклу, на земле рань­ше всего появились растения, потом животные и затем люди. В процессе органиче­ского развития выживали лишь виды, наиболее приспособлен­ные к данным условиям, все другие погибали. В теории Эмпедокла, как и в теориях всех его современников, диа­лектические объяснения пере­плетаются с метафизическими. Признавая закономерность эволюции органического мира, Эмпедокл в то же самое время утверждает существование души, присущей как растениям и животным, так и людям.

Высшим достижением древ­негреческой материалистиче­ской философии было учение Демокрита.

Демокрит из Абдер (конец 460—370 гг.) был образован­нейшим человеком своего вре­мени. Он имел основательные познания во всех отраслях тог­дашней науки: математике, физике, медицине, астрономии, фи­лологии, технике и т. д. Маркс и Энгельс называют Демокрита «эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедиче­ским умом среди греков» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология,— К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения, т. 3, изд. 2, стр. 126). Основное сочинение Демокрита «Ве­ликий диакосмос».

Демокрит (?)

Демокрит (?)

Признавая мир материальным, Демокрит развивает так на­зываемую атомистическую теорию, которая, как предполагают, впервые была выдвинута еще до Демокрита его учителем Лев­киппом. Согласно этой теории, мир состоит из атомов — мель­чайших незримых частиц материи, находящихся в вечном, непрекращающемся движении. Это движение не имеет начала во времени. Атомы неизменны, вечны. Они различаются по фор­ме, величине и весу. Вне атомов (бытия) и пустоты (небытия) (ибо без нее Демокрит не представлял себе их движения) в мире нет ничего. В силу своей весомости, подчиняясь законам меха­нического движения, атомы движутся в пустом пространстве, наталкиваются друг на друга и отталкиваются, соединяются и разъединяются, образуя всевозможные комбинации и сочета­ния. «Начало вселенной — атомы и пустота».

Таким образом, вселенная, по Демокриту, есть не что иное, как комбинация атомов, постоянно меняющаяся в трех направ­лениях — формы, сочетания и положения. Эти комбинации и дают великое множество существующих в природе вещей. Воз­никающие из соединений атомов тела постоянно изменяются. Вселенная вечна и бесконечна, миры бесчисленны, они вечно возникают, развиваются и погибают. Тем самым Демокриту принадлежит догадка о неразрывности материи и движения. Демокрит считал, что и душа материальна, но она состоит из круглых, более подвижных атомов.

В то же время Демокрит видел в явлениях природы законо­мерность и причинную обусловленность. Решительно все проис­ходит по необходимости. Случайность он считал понятием субъ­ективным.

Демокритом была разработана и своя теория познания. Он справедливо полагал, что начальной ступенью познания явля­ются ощущения. Однако это лишь «темное» познание. Для пра­вильного представления о мире необходимо вмешательство разу­ма — «истинного» познания.

Для философии Демокрита характерны и атеистические тен­денции. По его учению, не бог, а природа определяет развитие вселенной. Продолжателем и популяризатором взглядов Демо­крита был Эпикур (IV в.).

По своим политическим взглядам Демокрит, как это видно из сохранившихся фрагментов его высказываний, был сторонни­ком демократии и сильного демократического государства — полиса. Демокрит говорил: «Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия (граждан) при царях, насколько свобода лучше рабства».

Анаксагором и Демокритом заканчивается первый период греческой философии, сущность и значение которой очень точно оценил Энгельс.

В греческой философии, говорит Энгельс, «диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте именно по­тому, что они (греки.— В. С.) еще не дошли до расчленения, до анализа природы,— природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказы­вается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии, из-за которого она должна была впоследствии усту­пить место другим воззрениям. Но в этом же заключается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизическими противниками. Если метафизика права по отношению к грекам в подробностях, то в целом греки правы по отношению к мета­физике» (Ф. Энгельс, Диалектика природы,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 20, изд. 2, стр. 369).