1 год назад
Нету коментариев

Наряду с театром и всенародными празднествами в грече­ских полисах и особенно в демократических Афинах велика была роль архитектуры, живописи и скульптуры. Эти виды искусства оказывали непосредственное каждодневное влияние на эмоции и умы современников, воспитывали в них чувство прекрасного, гармонического и возвышенного.

Как и у других народов, искусство у греков родилось на основе практической деятельности, вышло из ремесла, и на из­вестной ступени развития обособилось в самостоятельную от­расль творчества. Выделение искусства из ремесла предполага­ло не только высокий уровень культуры, но и соответствующую высокую степень технического мастерства, совершенства ин­струментов и умения пользоваться материалом.

К V в. относится расцвет греческой архитектуры, прошед­шей длительный путь развития. К этому времени окончательно сформировались два главных архитектурных стиля: дориче­ский — величественный и строгий и ионический — более легкий и изящный. В этот же период начинает складываться коринф­ский стиль — пышный и изысканный, получивший наибольшее распространение в следующем веке. Каждому из этих стилей были свойственны не только те или иные формы архитектурных деталей, но и определенная система пропорций всего сооруже­ния. Стройность и величественность греческих построек дости­галась благодаря гармоничному сочетанию отдельных частей зданий, каждая из которых несла определенные конструктив­ные функции.

Греческие храмы чаще всего представляли собой прямо­угольные здания, поставленные на ступенчатые возвышения — стилобаты. Фасады храмов обычно украшались колоннами. В V в. окончательно сложился так называемый периптер. Храмы этого типа были окруже­ны колоннадой не только по фасадам, но и со всех четы­рех сторон, в отличие от про­стиля, обрамленного колон­надой только по сторонам фасада.

Парфенон...

Парфенон…

По своей внутренней планировке греческие хра­мы, как правило, делились на три примыкающих друг к другу помещения. Через главный вход посетители храма попадали в вести­бюль (пронаос). За вести­бюлем следовало основное помещение храма (наос), украшавшееся колоннами. Здесь перед статуей боже­ства, которому был посвя­щен храм, происходили главные культовые священ­нодействия. За этим поме­щением часто находилось еще одно (эпистод), приспособленное для хранения предметов культа, сокровищ и ценностей, принадлежащих как храму, так и, очень часто, государству.

Независимо от того, в каком стиле строился храм, он со­стоял почти из одних и тех же архитектурных элементов, кото­рые делились на несущие конструкции, т. е. колонны, и несо­мые — перекрытия. Так называемый ордер, т. е. строго опреде­ленная система расположения колонн и находящихся на них горизонтальных перекрытий, и лежит в основе упоминавшихся выше трех главных архитектурных стилей — дорического, иони­ческого и коринфского.

Колонна состояла из самого ствола, слегка сужающегося кверху, и венчающей части — капители — подушки, принимав­шей на себя тяжесть перекрытия. Ствол колонны покрывался желобками — каннелюрами. Ионические и коринфские колон­ны ставились на невысокий пьедестал.

Антаблемент ионического ордера

Антаблемент ионического ордера

На капителях колонн располагался архитрав, или эпи­стиль,— гладкая балка. Над архитравом помещался фриз. В сооружениях дорического стиля он состоял из чередующихся триглифов и метоп. Триглиф — украшенный тремя вертикаль­ными врезами прямоугольник — некогда, в эпоху деревянной архитектуры, был торцом балки перекрытия. Метоп — плоская плита, закрывающая пространства между триглифами,— обрамлялся живописью или скульптурой. Ионический фриз представ­лял собой непрерывную ленту скульптурных украшений. Над фризом находился карниз. Архитрав, фриз и карниз составляли вместе так называемый антаблемент.

Треугольное пространство под скатами крыши на фасадных (торцовых) сторонах называлось фронтоном. Фронтоны укра­шались скульптурами. Скульптурные украшения по углам фрон­тонов назывались акротериями.

Храмы разных стилей отличались друг от друга формами капителей, оформлением фриза, архитектурными деталями и, самое главное, различными пропорциями — соотношениями частей.

Широкой известностью пользовались храм Афины Ахайи на острове Эгине, фронтоны которого были увенчаны скульптур­ными композициями, изображавшими битву греков с троян­цами,— аллегорическое напоминание о греко-персидских войнах, и храм Зевса в Олимпии, также украшенный великолепной скульптурой.

Однако в классический период строительная деятельность шире всего развернулась в Афинах. Со времени Писистрата, Кимона и в особенности Перикла в Афинах появляется ряд за­мечательных построек — храмов, портиков, зданий для гимна­стических и музыкальных состязаний и т. д. Все это — здания общественного характера; интересных в архитектурном отноше­нии частных построек в период расцвета демократии Афины, как и Греция вообще, не знали.

Великолепным памятником строительного искусства класси­ческой эпохи был Парфенон — храм Афины-девы — покрови­тельницы города. Это замечательное сооружение даже теперь, в полуразрушенном состоянии, восхищает гармонией пропор­ций, строгой простотой и ощущением монументальности, которое тем удивительнее, что Парфенон в сущности не был особенно велик (общая площадь его всего около двух тысяч квадратных метров — 30X70). Строителями Парфенона были зодчие Иктин и Калликрат. Парфенон стоял на акрополе, где находились и другие всемирно-известные сооружения: Эрехфейон — необычай­но изящный храм, построенный в ионическом стиле, и малень­кий храм Ники Аптерос (бескрылой). На акрополь можно было попасть через роскошный, украшенный колоннами вход — Про­пилеи. Акрополь был центром общественной и религиозной жизни Афин.

Метопы и фронтоны Парфенона были украшены скульптур­ными изображениями, воспроизводящими героические рассказы и легенды, а на фризе, расположенном не над колоннами, а не­сколько позади них, на самой стене здания, была изображена процессия Панафинейского праздника в Афинах. В самом храме находилась статуя Афины.

До XVII в. древний Парфенон сохранился в относительно хорошем состоянии, но в конце XVII в., во время войны турок с венецианцами, здание Парфенона сильно пострадало. Многие уцелевшие скульптуры Парфенона собрал англичанин Эльджин, перевез их в Англию и подарил Британскому музею.

Эрехфейон...

Эрехфейон…

Большая часть скульптурных украшений Парфенона и стояв­шие на акрополе статуи были выполнены под руководством и при непосредственном участии величайшего скульптора древ­ней Греции, друга и советника Перикла — Фидия. Видимо, об­щая перепланировка акрополя была тоже намечена им. Из ра­бот Фидия, выполненных в Афинах, особую славу завоевали бронзовые статуи Афины Промахос (предводительницы в бит­ве), воздвигнутой на акрополе, и Афины Парфенос (девы). По­следняя находилась в самом Парфеноне и была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость на деревянной основе). Высота ее достигала 12 метров. Афина стояла, опираясь на копье, и ее золотые одежды ниспа­дали до земли. В правой руке она держала небольшую статую Победы (Ники). На щите была изображена борьба греков с амазонками, на бортах сандалий в рельефе — битва кентавров с лапифами.

Храм Ники Аптерос...

Храм Ники Аптерос…

Вид из Пропилей на Эрехфейон

Вид из Пропилей на Эрехфейон

Не меньше удивления и восторга у современников и после­дующих поколений вызывала величественная статуя Зевса в Олимпии, исполненная также в хрисоэлефантинной технике. Эти и другие произведения Фидия до нас непосредственно не дошли и известны либо по литературным их описаниям, либо по плохим и поздним копиям.

Исключение составляют скульптуры, украшавшие Парфенон снаружи, в особенности его фриз, в создании которого Фидий принимал, по-видимому, непосредственное участие. Во всяком случае общая композиция скульптурного убранства Парфенона безусловно принадлежит ему.

Всадники с фриза Парфенона

Всадники с фриза Парфенона

В Афинах работал и другой известный скульптор V в.— Мирон До нас дошла в мраморных копиях его скульптура «Ди­скобол», отлитая из бронзы, в которой художнику великолепно удалось передать динамичную напряженную позу атлета перед броском диска.

Современником Фидия был Поликлет из Аргоса, глава ар­госской школы скульпторов. Талант Поликлета нашел наивыс­шее выражение в исключительно тонком и правдивом изобра­жении человеческого тела. К лучшим произведениям Поликлета принадлежали «Дорифор» (копье­носец)— юноша идеального сложе­ния, несущий копье; «Раненая ама­зонка»; «Диадумен»— юноша-атлет, надевающий повязку победителя, и особенно монументальная статуя Геры из золота и слоновой кости в храме Геры в Арголиде Поликлет известен не только как первокласс­ный мастер-практик, но и как тео­ретик искусства, стремившийся установить и обосновать законы пропорциональности частей и гармо­нии человеческого тела.

Геракл с луком...

Геракл с луком…

Дискобол Мирона

Дискобол Мирона

Афина Варвакион...

Афина Варвакион…

Афина Мирона...

Афина Мирона…

Надгробие Гегесо...

Надгробие Гегесо…

Кроме архитектуры и скульпту­ры, больших успехов в Греции достигла также живопись. Она опе­режала пластику и скульптуру, ко­торые постоянно заимствовали у нее свои сюжеты. Однако картины гре­ческих мастеров до нас не дошли и известны лишь по описаниям и ко­пиям.

Крупнейшим представителем гре­ческой живописи был Полигнот, уроженец Фасоса (V в.), живший и творивший в Афинах; он прославил­ся своими картинами, помещенными на стенах «Пестрого портика» в Афинах и лесхи (беседки) книдий-цев в Дельфах. Представление о сюжетах и характере произведений Поли-гнота дают описания его картин у Павсания, а о стиле и манере живописи Полигнота можно судить по образцам вазовой живо­писи. Мастера-ремесленники, расписывавшие вазы, находились под сильным влиянием Полигнота и часто использовали его ком­позиции. В настоящее время устанавливают влияние творчества Полигнота даже на самого Фидия. Новое направление в живо­писи было представлено Аполлодором (вторая половина V в.). Плиний говорит, что Аполлодор прославился своей кистью по всей Греции. Аполлодору приписывают умение размещать свет и тень и передавать перспективу на своих многокрасочных кар­тинах.

Дорифор Поликлета

Дорифор Поликлета

Искусство IV в. до н. э. продолжает и развивает традиции вы­сокой классики. Оно характеризуется, с одной стороны, некото­рым спадом героического пафоса и гражданственности, что было связано с кризисом рабовладельческих полисов, и, с другой — усилением интереса к духовной жизни и индивидуальности чело­века.

Пелопоннесская война, естественно, вызвала некоторый упа­док строительства, особенно в побежденных Афинах. Однако в Пелопоннесе строительство продолжалось. Особенно характерен для поздней классики дорический храм Афины Алеи в Тегее. По словам Павсания, он считался самым красивым в Пелопоннесе.

Краснофигурная ваза...

Краснофигурная ваза…

Аттические лекифы...

Аттические лекифы…

В дорической архитектуре мы встречаем теперь стремление к изяществу и изысканности. Орнаментальные части зданий ста­ли нередко украшать элементами коринфского стиля, например коринфскими капителями.

Архитектура малоазийских греков существенно отличалась от архитектуры Европейской Греции. В Малой Азии появились со­вершенно новые тенденции, сказавшиеся в постройке пышных, огромных сооружений. Особенной грандиозностью и великолепи­ем отличалась гигантская гробница правителя Карии Мавсола — Мавсолей (середина IV в.), построенный в Галикарнасе Пифеем и Сатиром.

Галикарнасский мавзолей...

Галикарнасский мавзолей…

Живопись IV в., как и живопись V в., известна лишь по ко­пиям и описаниям. Она добилась больших успехов в овладении цветом и перспективой. Художник Никий ввел в живопись блик. Живописец Апеллес, придворный мастер Александра Македон­ского, создал прославленную картину «Афродита Анадиомена», находившуюся на острове Косе в святилище Асклепия. Апеллес же написал портрет Александра, отличавшийся правдивостью и жизненностью изображения. Слава его была столь велика, что его имя в последующие века стало нарицательным.

Гораздо лучше живописи сохранилась скульптура IV в. Одним из величайших мастеров Греции был Скопас, творивший в первой половине IV в. В образах Скопаса уже нет ясного спо­койствия произведений высокой классики, они полны необычай­ного внутреннего напряжения и противоречивых страстей. Ско-пасу принадлежит скульптурная декорация (и постройка) храма Афины Алей, часть скульптур Галикарнасского мавзолея и мно­жество других произведений, большая часть которых до нас не дошла.

Младшим современником Скопаса был Пракситель, создав­ший возвышенно-прекрасные образы, в которых тонко передан внутренний мир человека. До нас дошла в подлиннике статуя Праксителя, изображающая Гермеса с младенцем Дионисом. Эту вещь роднит с классикой V в. стремление художника создать образ идеально-прекрасного человека. Однако лицо Гермеса вы­ражает сосредоточенное раздумье, придающее этому произведе­нию несвойственный высокой классике оттенок скрытого и на­пряженного драматизма. Широким признанием пользовалась и статуя Афродиты, находившаяся на полуострове Книде и дошед­шая до нас лишь в копиях.

Лисипп жил позже Скопаса и Праксителя, он был современ­ником Александра Македонского и его любимым мастером. Ли­сипп работал только в бронзе. Его статуи отличались вырази­тельностью и относительной индивидуализацией. Он отлично умел передать движение, мимолетные оттенки чувств человека.

Необычайной привлекательностью обладает его «Отдыхаю­щий Гермес, в фигуре которого передано и ощущение легкой усталости и намерение юного бога продолжать путь. Лисипп был и выдающимся портретистом; созданный им портрет Александра отличался тонкостью психологической характеристики и подчерк­нутой экспрессией.

Искусство классического периода проникнуто высоким граж­данским пафосом, носит ярко выраженный общественный харак­тер. Здоровый, сильный, отважный человек, наделенный пре­красными моральными качествами, привлекал внимание худож­ников. В этом смысле искусство Греции было демократическим, но эту демократичность надо понимать в античном значении слова. Мужественная красота, строгое величие, глубокая человечность, простота и благородство — эти черты искусства классической Греции объясняют непреходящее значение его в мировой куль­туре. Классическим периодом развитие греческой истории и культуры, однако, еще далеко не заканчивается. За классиче­ским последовал эллинистический период, вписавший новую яр­кую страницу в историю античного искусства.

Аттическое надгробие всадника...

Аттическое надгробие всадника…

Сатир с Дионисием. Малая Азия

Сатир с Дионисием. Малая Азия

Апоксиомен Лисиппа

Апоксиомен Лисиппа

Несмотря на непрерывные войны и кризис материковой Гре­ции, литературная и художественная деятельность эллинов не прекращается, но культурные центры передвигаются на восток. С конца IV в. центрами греческой культуры становятся Македо­ния, Египет, малоазийские города и резиденции эллинистических царей.