1 год назад
Нету коментариев

Заключительным звеном научно-философских достижений классической Греции были две грандиозные системы — Платона и Аристотеля. Их культурно-историческое значение неравноцен­но. Значение Аристотеля для развития философской мысли по­следующих веков гораздо больше, чем Платона. С одной сторо­ны, Аристотель подвел итог всем предшествующим знаниям, а с другой — положил начало новым философским системам, пережившим античный мир и оказавшим воздействие на основы современного знания.

Платон (427—347 гг.) происходил из старинного рода Кодридов и находился в родстве с видными олигархами. Его дядей был Критий, глава «тридцати тиранов». Платон получил прекрасное образование, обладал незаурядным литературным и поэтическим талантом. Знакомство с Сократом направило его на путь серьезного изучения философии. После смерти Сокра­та (399 г.) Платон уехал из Афин, посетил Кирену и Египет. Через несколько лет после этого путешествия Платон отправил­ся в Южную Италию, где познакомился с некоторыми пифаго­рейцами. Когда Платону было 40 лет, его пригласили в Сици­лию ко двору сиракузского тирана Дионисия Старшего. По воз­вращении в Афины (388 г.) Платон в 387 г. основал Академию — философскую школу, названную так по имени афинского героя Академа. Академия была не столько школой в нашем понимании этого слова, сколько объединением учеников-единомышленников Платона. В 60-х годах IV в. Платон еще раз ездил в Сицилию, где тираном был тогда сын Дионисия Старшего, Дионисий Младший. В 347 г. Платон умер в Афинах.

Платон написал много сочинений на разные, преимуществен­но философско-этические темы. В большей части платоновских произведений (диалогов) главным действующим лицом являет­ся Сократ. Из платоновских диалогов известны «Апология Со­крата», «Критон» (о повиновении законам), «Протагор» (о доб­родетели), «Горгий» (о красноречии), «Пир» (о любви), «Федон» (о бессмертии), «Тимей» (о мироздании) и т. д. Иссле­дованию природы идеального государства посвящены специаль­ные трактаты «Полития» и «Законы».

Изложить философию Платона очень нелегко. Платоновская система в высшей степени сложна и противоречива. Сам Пла­тон несколько раз пересматривал, дополнял и изменял свои взгляды.

Учение Платона вкратце сводится к следующему. Окружаю­щий нас реальный мир не есть истинный мир. Это лишь бледное отражение действительного, сверхопытного мира идей, интуи­тивно постигаемых нашим интеллектом. Идеи или понятия присущи нашему сознанию как таковому. Опыт же только де­лает их прозрачными, обнаруживающимися в логических суж­дениях и представлениях. Действительные истины — только одни идеи — «эти неподвижные полюсы в вечно меняющемся потоке явлений».

Опыт лишь несовершенно отражает в себе высшие неизмен­ные образы (идеи), стоящие вне времени и пространства, недо­ступные восприятию, но созерцаемые чистым разумом (мышле­нием). Отсюда высокая оценка Платоном разума (нус), связы­вающего опытный мир разрозненных явлений (апейрон) с потусторонним миром идей, бледной копией которого является окружающий нас реальный мир. Сам по себе реальный мир как бы не существует, он получает свое оформление лишь через по­средство разума, превращающего материальный хаос (апейрон) в стройную систему (космос).

Однако самое понятие интеллекта, или разума, у Платона очерчено туманно, неотчетливо и противоречиво. Иногда интел­лект отождествляется с душой, связывающей мир идей с мате­риальным миром. Душа, заключенная в смертное тело человека, вспоминает остающийся вечно неизменным мир идей, в кото­ром она когда-то пребывала. Душа стремится вырваться из тела и подняться в идеальный мир. Поэтому высшей целью познания признается не исправление, а преодоление мира, не активная деятельность, а пассивное созерцание. Это, полагает Платон, достигается углубленным познанием реального мира.

За отправную точку познания Платон принимает чувственное восприятие, переходящее в первую ступень познания — в чув­ственные представления, или мышление. Из чувственных пред­ставлений возникает рассудочное познание (рефлексия), назы­ваемое научной гипотезой. Научные гипотезы, в особенности гипотезы самой абстрактной и точной из всех наук — простран­ственной геометрии, служат отправной точкой настоящего мыш­ления, раскрывающегося в диалектике, высшей из всех наук. Значение диалектики, по Платону, состоит в обнаружении несо­стоятельности чувственного мира перед идеальным (умозритель­ным), получаемым путем непосредственного созерцания или интуиции.

Ахиллесова пята идеалистической философии Платона — метафизическое и вместе с тем противоречивое даже с внешней стороны определение материи, разума (души) и природы того идеального мира, бледным отражением которого является ре­альный мир чувств и рефлексов. С одной стороны, идеальный мир рассматривается как продукт творческой фантазии и разу­ма, а с другой — как нечто извне данное и совершенно не зави­симое от человеческой психики. В своей философии Платон возвращается к донаучному, теологическому мышлению и при­ходит к мистике. По своему содержанию философия Платона идеалистическая и глубоко реакционная.

Философская концепция Платона, последовательного про­тивника демократии, неотделима от его социально-политических идеалов. Платон жил в период начинающегося кризиса полиса, острой классовой борьбы и напряженного искания новых форм общественной жизни.

Классический полис с его небольшим коллективом полно­правных граждан изживал себя. Историческая обстановка тре­бовала создания более широких государственных объединений. Кризис полиса вылился в формы небывалого обострения полити­ческой борьбы между различными группировками, постоянных потрясений. Современники Платона мучительно искали выхода из кризиса. Одни видели выход в дальнейшей демократизации государственного строя, другие, напротив, в возврате к полити­ческим «порядкам отцов». Сократ, учитель Платона, утверждал, что управление государством принадлежит к разряду «царствен­ных искусств» и, следовательно, должно находиться в руках лю­дей, обладающих «царственными добродетелями» — мудростью, высокой нравственностью и справедливостью.

Логическим выводом из этого было ограничение числа пол­ноправных граждан, обладающих не только пассивным, но и активным правом, т. е. правом не только выбирать, но и быть избранными. Ученик Сократа и современник Платона, Ксено­фонт, идеализировал спартанские порядки и превозносил пер­сидскую монархию. В трактате «О доходах» Ксенофонт доводами экономического порядка доказывал необходимость расширения прав государства в экономической сфере. Все это говорит о том, что эпоха Платона была временем напряженных исканий новых форм общественно-политического устройства.

Отличие «Политии» Платона от других подобного рода из­вестных нам трактатов Греции V в. заключается в том, что Пла­тон первый дал законченный образец (утопию) «идеального», по его мнению, государства.

Главное зло современного ему общества Платон видит в эгоизме, разделяющем общество на два полюса — полюс богат­ства и полюс бедности. Причина же эгоизма заключается в непонимании истинного смысла аретэ — добродетельной жизни. Утрата аретэ порождает сребролюбие, жадность, своеволие, дерзость и тем самым разрушает общественный порядок. В афин­ском строе Платона более всего возмущала «неумеренная свобо­да демоса». В Афинском государстве, сетует Платон, нет разли­чия между свободными и рабами, гражданами и иностранцами, учениками и учителями, старыми и молодыми. Состояние Афин­ского государства таково, что оно нуждается в немедленном «оздоровлении»,— таков конечный вывод Платона. Полное же оздоровление возможно лишь в идеальном обществе, построен­ном на добродетели, т. е. справедливости. Справедливость же Платон трактовал с типично рабовладельческой классовой точки зрения, выдавая ее за объективно-истинную.

Анализу справедливости, в понимании Платона, посвящена значительная часть «Политик». Справедливое у Платона сов­падает с понятием разумного, а разумное приобретается от рождения и совершенствуется в процессе занятия философией и наукой. Справедливое, говорит Платон, лучше, чем несправедли­вое, потому что оно обеспечивает человеку и обществу возмож­ный максимум счастья. Поэтому во главе «идеального государст­ва» (политии) должны стоять справедливые и разумные люди, которых Платон называет философами.

Философы должны вести созерцательный образ жизни и заботиться о проведении в жизнь справедливого и разумного. Они не должны иметь ни собственности, ни семьи, которые, по мнению Платона, порождают алчность, эгоизм, ослабляют государство. Философы, правители государства, живут вместе и избавлены от всяких забот и тревог материальной жизни.

Второй слой политии составляют воины, охраняющие государ­ство от покушений извне. Подобно философам, воины тоже не имеют собственности и семьи. Деторождение регулируется государством. «Дети у всех общие, ни родители не знают детей, ни дети родителей» (Платон, Государство, V, 457д). Слабые дети уничтожаются при рождении, а здоровые передаются на воспитание в воспитательные дома.

К третьему слою политии относится остальная масса граждан — земледельцы, купцы, ремесленники, называемые об­щим термином ремесленники (демиурги). Ремесленники имеют частную собственность и семью, и их образ жизни также регу­лируется государством. Демиурги принадлежат государству и распределяются по 13 производственным округам. Своим трудом они доставляют государству необходимые материальные блага. «Попечение» над «ремесленным классом» вверено специальным чиновникам (агораномам), которые также регулируют и рыноч­ные отношения. Денежное обращение и богатство в политии Платона ограничены определенными узкими рамками. Полития Платона не исключает и рабства в собственном смысле. В этом сказалась рабовладельческая сущность социальной философии Платона.

И в «Политии» и в «Законах» идеальное государство Плато­на является аграрным. Основной хозяйственной отраслью при­знается земледелие и натуральное хозяйство, торговля и денеж­ное обращение почти сведены на нет.