11 месяцев назад
Нету коментариев

Из всех эллинистических государств самым прочным до кон­ца III в. до н. э. было Египетское царство, где утвердились по­томки Птолемея Лага — Птолемеи, или Лагиды. Египет был ти­пичным эллинистическим государством, в-котором очень ярко проявились черты эллинистического строя, политики, культуры, религии и быта.

Окруженный пустынями и морем, Египет развивался относи­тельно более планомерно и органически, чем все остальные элли­нистические государства.

О Египте мы знаем больше, чем о какой-либо другой стране эллинистического мира, благодаря папирусам. Открытие папи­русов знаменует целую эпоху в изучении античной истории.

Папирусы сохранились главным образом в Египте. Наши представления о других странах античного мира, помимо лите­ратурных источников, основываются прежде всего на надписях, монетах и материалах археологических изысканий. Но по богат­ству и разнообразию содержания ни то ни другое нельзя даже и сравнить с папирусами. Папирусы помогли нам познакомиться с такими сторонами жизни античного общества, о существова­нии которых раньше даже и не подозревали.

Основателем птолемеевской династии в Египте был Птоле­мей I Сотер (305—283 гг.). При его преемниках — Птолемее II Филадельфе (285—246 гг.) и Птолемее III Эвергете (246— 221 гг.) Египет достиг высшего могущества. Кроме долины Нила, Египту тогда принадлежали Киренаика, Эфиопия, Финикия, Па­лестина, остров Кипр, южный берег Малой Азии и некоторые города Геллеспонта. В середине III в. Египет был первой дер­жавой средиземноморского бассейна, не без основания претен­довавшей на мировое господство.

В конце III в., с Птолемея IV Филопатора (221—203 гг.), начинается упадок, завершившийся завоеванием Египта Римом.

Политический строй Египта по своей форме близок к древ­ней деспотии. Все, что можно было приспособить к новым усло­виям из старого аппарата фараонов, Птолемеи сохранили, а все, что уже не соответствовало им, они изменили, дополнили и рас­ширили. Например, местный исторически сложившийся бюрократический аппарат Птолемеи сочетали с греческими формами городского самоуправления. Таким путем Птолемеям удалось создать мощную военно-бюрократическую систему, которая просуществовала более 200 лет и имела большое всемирно-исто­рическое значение. Царь персонифицировал в своем лице госу­дарство и государственное хозяйство и мог самовластно распо­ряжаться имуществом, трудом и жизнью своих подданных. Он был сувереном страны и единственным источником права и за­кона. Чиновники, ведавшие различными отраслями государствен­ного управления, считались проводниками царской воли. Госу­дарственным языком птолемеевского Египта был греческий.

Прежнее деление Египта на Верхний Египет (Фиваида), с центром в городе Фивах, и Нижний Египет (Дельта), с центром в Александрии, удержалось и при Птолемеях. Сохранилось так­же и деление на номы — военно-податные округа. Число номов в разное время колебалось от 40 до 45.

Во главе нома стоял стратег. Вначале стратег имел только военно-политическую власть, но уже в III в. в его руках сосредо­точиваются широкие административно-судебные функции и он оттесняет номарха, который раньше правил номом. Ближайшим помощником стратега был царский грамматей. Кроме того, важ­ную роль в хозяйственно-административной жизни нома играли эконом, агораном и другие чиновники. Номы делились на топы (округа), состоявшие из нескольких комов (поселений). Топы и комы управлялись чиновниками, назначавшимися централь­ной администрацией. Непосредственными начальниками в сельских местностях были комархи и комограмматеи, сельские писари.

Финансы выделялись в самостоятельную одрасль, которой управляли особые чиновники — казначеи разных рангов и на­именований. Главная государственная казна находилась в Алек­сандрии. Во главе финансового ведомства стоял главный каз­начей — диойкет. Как высшие, так и низшие чины египетской администрации должны были неукоснительно во всем следовать букве царских указов. Чиновники птолемеевского Египта рас­пределялись по рангам. К первому, высшему, рангу принадле­жали «родственники» царя, за ними следовали «главные друзья», потом просто «друзья» и т. д. Административные посты при пер­вых Птолемеях составляли монополию македонян и греков, впо­следствии же встречается много чиновников и из египтян. Про­водимая правительством политика слияния всех народностей, оседавших на египетской территории, в одну народность имела лишь частичный успех. Деление на местных жителей и иноземцев сохранилось до самого конца эллинистического Египта.

Местопребыванием царя и центром управления был царский дворец, наводненный царскими «родственниками», «друзьями» и придворной челядью — камерариями, виночерпиями, поварами, егерями, шутами и т. д. При дворе эллинистических царей сосуществовали древнеегипетские, персидские и македонские традиции.

Царская власть считалась божественного происхождения, и уже Птолемей I и его жена Арсиноя были обожествлены. Идея обожествления исходила от жрецов.

К ним присоединялись поэты и писатели (Феокрит, Калли­мах), отождествлявшие Александра с Гераклом и Дионисом, и греческие философы — стоики и циники. По учению стоиков, которое отчетливо оформилось в последние века эллинизма, царь воплощает в себе идею социального порядка. Земные порядки лишь копируют небесные. В монархической власти Зевса, пред­ставляющего воплощение мирового закона, находит отражение единство мира. Зевс — добродетельный, человеколюбивый, всем миром управляющий бог. Отсюда следует, что лучшей и совер­шеннейшей земной властью является монархия — земное отобра­жение небесного государства Зевса. Эпоха эллинизма была эпохой широкого распространения мистики и суеверий, благо­приятствовавших идее обожествления.

К имени царя в Египте всегда прибавлялся какой-либо прият­ный для слуха эпитет — Сотер (Спаситель), Эвергет (Благоде­тель), Эпифан (Явленный), Филометор (Любящий мать), Фила­дельф (Любящий сестру) и т. д. Политический смысл обоже­ствления (апофеоза) ясен. Обожествлением стремились поднять авторитет царя и предотвратить узурпации и дворцовые пере­вороты.