11 месяцев назад
Нету коментариев

На развалинах державы Александра Македонского возникли государства, которые со времени выхода в свет «Истории элли­низма» (1833—1843 гг.) И. Г. Дройзена принято называть элли­нистическими. К эллинистическим государствам относят страны, занимавшие огромную территорию от Египта до греко-бактрий-ского царства, от Нубии до Боспора. Хронологически эллинизм определяется различно. Большинство исследователей приурочи­вают начало эллинистической эпохи к году смерти Александра Македонского (323 г.). Другие началом эллинизма считают Херонейскую битву (338 г.), третьи — битву при Ипсе (301 г.). История эллинистических государств была прервана завоевани­ями римлян II—I вв. до н. э., подчинивших восточную половину Средиземноморья.

В истории средиземноморских народов эллинистические го­сударства отражают определенный этап общественного разви­тия. Рабовладельческая основа хозяйства в этих государствах сохранялась, но большое значение в сельском хозяйстве и реме­сле приобретал труд полусвободных зависимых производителей. Для политического строя эллинистических обществ характерно соединение черт классического полиса с особенностями древне­восточной монархии. Господствующим классом становится во­енно-землевладельческая аристократия, «родственники» и «дру­зья» царя, занимавшие высшие военные и гражданские посты в государстве. Большинство представителей эллинистической ари­стократии были иноземцами, что накладывало на классовую борьбу этой эпохи своеобразный отпечаток народно-освободи­тельной борьбы против иноземных угнетателей.

Большинство буржуазных историков, начиная с Дройзена, при характеристике эллинизма основное внимание уделяют раз­витию культуры. Конечно, развитие культуры имело большое значение в жизни эллинистических государств. В эллинистиче­ский период возник общегреческий язык — койнэ, значительных успехов достигли наука и техника. Однако неправы те буржу­азные ученые, которые сводят все особенности этой эпохи к осо­бенностям культуры. Эллинистический период по существу пред­ставляет собой новый закономерный этап в развитии античной эпохи, характеризующийся новым типом производственных от­ношений, в большей мере соответствующих развитию произво­дительных сил древнего общества. В то же время нельзя видеть в эллинизме только распространение греческой культуры среди народов Востока и игнорировать не менее сильное влияние во­сточных культур на греческую. В культурном отношении элли­низм представлял собой синтез греческой и восточных культур. В области религии в эллинистический период наблюдается син­кретизм греческих и восточных элементов. Так, например, в Египте возникает культ эллинизированного египетского боже­ства Сераписа. Любопытно, что один из царей греко-бактрий­ского царства, Менандр (165—130 гг.), грек по происхождению, принял буддизм и стал его ревностным проповедником. Следует также подчеркнуть, что греческая культура в основном распро­странялась среди представителей знати восточных стран, а ши­рокие слои населения оставались верными своим старым куль­турным и религиозным традициям.

Завоевания Александра Македонского и последовавшие за­тем войны диадохов способствовали распространению в восточ­ных странах античных форм рабства, так как огромные массы пленных обращались в рабов. Рабы особенно широко использо­вались в горной промышленности, в каменоломнях и рудниках, где условия труда были чрезвычайно тяжелы, а также в сель­ском хозяйстве, в ремесленных мастерских и т. д. Однако наряду с античными формами рабства в восточных странах сохранялись и древние примитивные формы рабства, в частности долговое рабство. Огромное большинство сельского населения, живущее общинами, по существу находилось в рабском состоянии, так как не имело права уйти из общины и должно было обрабатывать храмовые и царские земли.

Эллинистические цари заимствовали многие установления, характерные для древневосточных деспотий. Они являлись вер­ховными собственниками земли. В царских хозяйствах работало множество рабов. Цари были окружены служилой знатью, к ко­торой в основном относились греческие и македонские завоева­тели, а также представители местной знати, подвергшейся элли­низации. Теперь эллином стали называть всякого образованного человека, говорившего на греческом языке, независимо от его принадлежности к тому или иному народу. Служилая знать, со­стоявшая из «эллинов», сосредоточила в своих руках большие земельные площади и множество рабов.

В эллинистический период колонизационное движение греков Е страны Востока достигло исключительного размаха. В это время на Востоке было основано более 170 городов по типу гре­ческих полисов. Правда, теперь полисы меняют свой характер. Чтобы держать в повиновении рабов и другие эксплуатируемые слои населения, им необходима была сильная централизованная власть. Поэтому полисы утрачивают свою независимость и под­чиняются власти царей, хотя и сохраняют некоторую автономию и другие черты полисной структуры. Особенно много полисов та­кого типа существовало в III—I вв. в Малой Азии и Сирии, где еще до завоевания их Александром Македонским товарные отно­шения достигли довольно высокого уровня развития. Состоятель­ные слои в различных странах эллинистического Востока были заинтересованы в сохранении полисной организации уже по­тому, что граждане полисов в отличие от сельских жителей обла­дали правом частной собственности на землю. Остальная тер­ритория в эллинистических государствах называлась хора. На­селение хоры, состоявшее в основном из местных жителей, было обременено тяжелыми налогами и находилось в гораздо худ­шем положении, чем граждане полисов.

Следует отметить также, что, несмотря на некоторые общие особенности в развитии эллинистических стран, каждая из них сохраняла своеобразные, только ей присущие черты, обусловлен­ные ходом ее исторического развития.

Создание больших по территории государств, громадный при­ток рабов, дальнейшее развитие товарных отношений, внедрение трехпольной системы обработки земли, развитие горной промыш­ленности, рост разделения труда, внутренней и внешней торгов­ли, возникновение новых городов, технические и научные дости­жения — вот черты, характерные для эллинистического периода, которые позволяют считать эллинизм прогрессивным этапом в развитии рабовладельческого способа производства. Но вместе с тем нельзя забывать, что безжалостная эксплуатация рабов и всех слоев зависимого населения, ростовщичество, откупная система и бесконечные войны между отдельными государствами отрицательно сказывались на дальнейшем экономическом разви­тии эллинистических стран.