1 год назад
Нету коментариев

Основной способ производства — рабовладельческий — на­кладывал отпечаток на все остальные способы производства в античном обществе. Использование рабского труда, однако, не исключало применения свободного труда ни в ремесле, ни тем более в сельском хозяйстве греческих полисов. История антично­го общества насыщена постоянной борьбой рабского и свободно­го труда. И, как указывает Маркс, расцвет античных культур падает на тот период, когда свободный труд еще не утратил своего значения. Так, например, было в Афинах в «золотой век» Перикла.

«Как мелкое крестьянское хозяйство, так и независимое ре­месленное производство частью образуют базис феодального способа производства, частью же, после его разложения, про­должают существовать наряду с капиталистическим производ­ством. В то же время они образуют экономическую основу клас­сического общества в наиболее цветущую пору его существова­ния, после того как первоначальная восточная общая собствен­ность уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степени» (К. Маркс, Капитал,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 23, изд. 2. стр. 346, прим. 24). В дру­гом месте Маркс замечает: «Необходимо… принять во внимание, что даже в эпоху низвержения 30 тиранов не насчитывалось и 5000 афинян без земельной собственности» (Там же, стр. 378, прим. 79).

Структура античного общества была гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Аристотель различает пять основных групп населения полиса: 1) большинство жителей полиса составляют земледельцы, производящие продукты пита­ния; 2) вторая составная часть государства — ремесленники, занимающиеся изготовлением ремесленных изделий, без кото­рых невозможно существование государства; 3) третье место в социальной иерархии принадлежит торговцам, «которые зани­маются куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей»; 4) четвертую категорию составляют феты, выполняющие сезон­ные работы или работающие по найму в качестве поденщиков;

5) к пятой категории относятся военные, «существование кото­рых столь же необходимо, как и всех других, упомянутых выше сословий, если только государство не желает подпасть во время войны под чужеземное иго» (Аристотель, Политика, IV, 3, 11). Рабы выделены в особую катего­рию, поскольку они не принадлежат к гражданской общине.

Свободные земледельцы и ремесленники — плотники, ору­жейники, сапожники, кузнецы, ткачи, медники, кирпичники, скульпторы и т. д.— по самым различным поводам постоянно упоминаются в литературных источниках и надписях. Ремеслен­ники и крестьяне постоянно фигурируют в комедиях Аристофана.

…По петушечьей утренней песне

Поднимаются все на работу: ткачи, печники, скорняки, мукомолы,

Гончары, маляры, столяры, мастера по слесарно-кузнечному делу.

Обуваются наспех, впотьмах и бегут (Аристофан, Птицы, 489—492).

Большую часть афинской экклесии в V—IV вв., как видно из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, составляли свободные ремесленники — кожевники, горшечники, сапожники и т. д. Ре­месленные мастерские чаще всего были одновременно мастер­скими и лавками, в которых торговал и работал хозяин-мастер с несколькими подмастерьями — рабами и свободными. Хозяе­вами ремесленных мастерских в Афинах, как и в других грече­ских торговых центрах, часто бывали метеки. Значительная роль метеков в хозяйственной жизни греческих городов несомненна.

Труд ремесленника не считался почетным для свободного гражданина. Однако еще со времени Солона многие афинские граждане обращались к занятиям ремеслами. В V в. афинское демократическое правительство покровительствовало свободно­му труду, привлекало афинских граждан к работе по найму на строительстве общественных сооружений. Так, при Перикле число рабов, работавших на крупных общественных постройках, было сокращено до четверти общего числа работников; при по­стройке храма Эрехфейона рабы также составляли не более чет­верти всех работников.

В сельском хозяйстве преобладал труд свободных производи­телей, а труд рабов внедрялся значительно медленнее, чем в ре­месленном производстве. Объясняется это тем, что обработка земли, особенно в таких областях с каменистой малоплодород­ной почвой, как Аттика, требовала большой тщательности и большого внимания при уходе за посевами. Использование малопроизводительного подневольного труда рабов в таких условиях было нерентабельным. Поэтому свободный труд в сельском хозяйстве продолжал оставаться основным во многих областях Греции в течение всего классического периода. Мел­кое и среднее крестьянство, обрабатывавшее свои наделы лич­ным трудом или с помощью одного-двух рабов, в классическое время составляло большую часть населения значительного чис­ла греческих полисов. При этом следует подчеркнуть, что неза­висимо от хлебного импорта роль сельского хозяйства в древней Греции была очень велика. В ряде областей земледелие состав­ляло основу хозяйства. В Беотии, Спарте, Арголиде, Фессалии, где почвы характеризовались относительным плодородием, веду­щим было производство зерновых культур. В Аттике и других малоплодородных греческих областях в VI—V вв. внедряется и широко практикуется разведение таких культур, как виноград и оливы.

В ряде областей Греции развивалось скотоводство. Там, где были хорошие пастбища — в Фессалии, Эпире,— разводили крупный рогатый скот и лошадей, в горных районах — ослов и мулов, коз и овец.