11 месяцев назад
Нету коментариев

Во главе движения против Писистратидов стоял Клисфен, принадлежавший к роду Алкмеонидов. С именем Клисфена свя­зана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Клисфену пришлось выдержать напряженную борьбу с реакционной группировкой землевладельческой знати, возглав­ляемой Исагором, сыном Тисандра.

Опираясь на широкие слои, Клисфен предложил реформы, которые должны были окончательно подорвать господство ро­довой знати. Исагор не пользовался достаточной поддержкой среди населения и обратился за помощью к Спарте. Спартанцы потребовали удаления из Афин Клисфена под тем предлогом, что он принадлежал к «проклятому» роду Алкмеонидов, предки которых, святотатственно нарушив клятву, расправились со сто­ронниками Килона. Это требование было подкреплено посылкой в Аттику спартанского военного отряда, возглавляемого царем Клеоменом. Клисфен и 700 семейств его сторонников вынуж­дены были уйти в изгнание. «…А Клеомен, придя с небольшим отрядом,— пишет Аристотель в «Афинской политии»,— начал гнать из города под видом очищения семьсот афинских семейств. Приведя это в исполнение, он пытался низложить совет и от­дать город под власть Исагора и трехсот его приверженцев. Од­нако совет оказал сопротивление и собрался народ. Тогда сто­ронники Исагора и Клеомена убежали на акрополь, а народ, обложив их там, осаждал в течение двух дней; на третий день отпустили Клеомена и всех бывших с ним, обеспечив им сво­бодный выход, а Клисфена и остальных изгнанников призвали обратно» (Аристотель, Афинская полития, 20, (3)).

Попытка возродить в Афинах аристократический строй при помощи спартанцев, таким образом, привела к восстанию на­рода. Родовая аристократия потерпела поражение, и Клисфен встал во главе государства.

Придя к власти, он приступил к проведению реформ, кото­рые должны были закрепить победу демоса и навсегда покон­чить с опасностью возрождения власти родовой аристократии. Важнейшей реформой Клисфена было введение нового админи­стративного деления Аттики, построенного на чисто террито­риальном принципе, которое было призвано заменить древние родовые деления. Разделение это состояло в следующем: Аттика расчленялась на три территориальных округа: 1) город Афины с пригородами, 2) внутренняя центральная полоса и 3) берего­вая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей — триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединя­лись в филу, и, таким образом, составлялось десять территори­альных фил. Следовательно, клисфеновские филы представляли собой объединение локально разделенных гражданских групп, соединявшихся во время голосования. Целью реформы было смешать население, разъединить роды и тем самым ослабить си­лу влиятельных их членов, т. е. эвпатридов. Старые филы с их филобасилеями оставались, но низводились до простых культо­вых объединений. Новые филы также приобретали сакральную санкцию и были названы по именам древних аттических ге­роев.

Триттии распадались на мелкие сельские единицы — демы; в Аттике при Клисфене насчитывалось 100 демов; с течением времени их стало больше. Дем представлял собой одновременно хозяйственную, административную, культовую, военную и поли­тическую единицу. С демом каждый афинянин был связан со дня рождения. Когда ему исполнялось 18 лет, выборный демарх (староста) заносил его в гражданские и военные списки, и после произнесения клятвы верности афинскому государству молодой афинянин зачислялся в эфебы для прохождения воен­ной службы, а также получал право выступать на суде. С 20 лет он приобретал все гражданские права. По конституции Клис­фена права гражданства определялись принадлежностью к тому или иному дему, а не роду. «Оставь в покое филы и роды»,— гласила афинская поговорка, рожденная во времена Клисфена. При составлении списков демотов (гражданских списков) в них было включено много метеков и вольноотпущенников, благодаря чему число афинских граждан увеличилось.

В демах же происходил набор гоплитов и избирались по жребию члены суда присяжных. Кроме того, каждый из граж­дан мог быть выбран в члены вновь созданного совета пятисот (буле), заменившего прежний совет четырехсот. Новый совет со­стоял из 500 человек, выбираемых по 50 от каждой филы. Внутри же филы голоса распределялись соответственно величине демов. Таким образом, основной ячейкой и в этом случае оста­вался дем.

Наконец, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов — предводителей афинского ополчения, которые в дальнейшем по очереди выполняли функции главнокомандующих.

Чтобы предохранить государство от возможных политиче­ских потрясений и захвата власти тираном, Клисфен установил экстраординарный «суд черепков» — остракизм. Каждый год весной созывалось экстренное народное собрание, определявшее голосованием, нужно ли прибегнуть к остракизму, т. е. нет ли среди граждан кого-либо, опасного для гражданской свободы. Если таковые оказывались, то собрание созывалось вторично, и тогда каждый гражданин писал на глиняном черепке (остра­кон) имя того, кто, по его мнению, угрожал гражданской сво­боде. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики на десять лет (без конфискации имущества), по исте­чении которых он возвращался в Афины и получал все свои гражданские права.

Демократизация политического строя Афин вызывала недо­вольство в тех греческих государствах, где у власти еще стояла родовая аристократия. Против Афин выступила коалиция, в ко­торую входили Спарта, Фивы, Халкида и Эгина. В поисках союз­ников афинское правительство обратилось к Персии. Персы согласились поддержать афинян при условии, если Афины при­знают верховную власть персидского царя. Афинское посоль­ство, возглавленное Алкмеонидами, согласилось на это требо­вание. Но договор с персами не был утвержден народным со­бранием. Таким образом, афинянам пришлось в одиночку бо­роться с силами коалиции. В 506 г. войска союзников вторглись в Аттику. Однако афиняне сумели нанести сокрушительное по­ражение халкидянам и фиванцам. Вслед за этим афинское войско переправилось на Эвбею и овладело Халкидой. На тер­ритории, отнятой у халкидян, было поселено четыре тысячи афинских клерухов. Таким образом, поход спартанцев в Аттику не увенчался успехом: афиняне не только отразили все попытки союзников вторгнуться на территорию Аттики, но укрепили и расширили свои владения. Афинское правительство отклонило также требование персов восстановить в Афинах власть Гиппия. Упрочение внутриполитического и международного положения Афин в значительной мере объясняется успехами реформатор­ской деятельности Клисфена.

Законодательство Клисфена сыграло очень большую роль в истории афинского полиса как заключительный этап реформ, начатых Солоном. Сами греки считали Клисфена родоначальни­ком греческой демократии. «После Клисфена,— читаем в «Афин­ской политии» Аристотеля,— Афинское государство сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне» (Аристотель, Афинская полития, 22, (1)). Энгельс, оценивая клисфеновскую конституцию, называет ее революцией, низвергнувшей «последние остатки родового строя» (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства,— К. Маркс.и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, изд. 2, стр. 117).

«В какой степени сложившееся в главных своих чертах го­сударство соответствовало новому общественному положению афинян, свидетельствует быстрый расцвет богатства, торговли и промышленности. Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не антагонизмом между знатью и простым народом, а антагониз­мом между рабами и свободными, между находившимися под покровительством и полноправными гражданами» (Там же, стр. 119).