Несмотря на официальный характер, американская прави­тельственная экспедиция получила в истории исследования Ан­тарктики название третьей экспедиции Берда.
Кроме ассигнований, выделенных Конгрессом и военными организациями на проведение экспедиционных мероприятий, часть средств была пожертвована крупными капиталистами, главным образом в виде комплектов снаряжения или оборудо­вания.
Одним из таких подарков был снежный крейсер, наделавший в свое время много шуму. Создатели снежного крейсера пола­гали, что эта гигантская машина сможет преодолевать леднико­вые трещины, горные перевалы и совершать автономные рейсы на расстояние до 5000 миль.
На крыше крейсера находился небольшой самолет на лыжах, который предназначался для разведывательных полетов по мар­шруту.
Экспедиция планировала создание двух постоянных прибреж­ных баз: на берегах моря Росса и моря Беллинсгаузена. Само­леты и наземные партии, двигаясь навстречу друг другу, долж­ны были произвести описание неизвестного берега между этими базами.

Западная база Литл-Америка III
Западную базу предполагалось создать восточнее Китовой бухты, но подходящего места для выгрузки там не нашли, и было решено обосноваться на берегу Китовой бухты — месте базиро­вания предыдущих экспедиций Берда.
Персонал Западной базы и все снаряжение были доставлены на грузовом судне «Северная звезда» и на старом судне прежней экспедиции Берда «Бэр оф Окленд».
Американцы обнаружили, что старые здания Литл-Америки, оказавшиеся теперь глубоко во льду, вследствие неравномерного движения льда были смяты, верхушки радиомачт сильно поко­сились. Место для новой базы было выбрано ближе к барьеру и севернее прежней базы. На зимовку на Западной базе (впо­следствии получившей название Литл-Америка III) осталось 33 человека.
Снежный крейсер с большим трудом и в опасных условиях был сгружен с борта и еле-еле дошел до лагеря. Было очевидно, что возлагавшиеся на него надежды не оправдались. Вокруг него из снежных кирпичей соорудили стены. Вскоре его занесло сне­гом, и он остался на вечные времена в Антарктиде.

Еще одна попытка пройти вдоль берегов Земли Мэри Берд
Сам Берд находился на борту «Бэра». После создания Запад­ной базы судно отправилось на восток для обследования берегов Земли Мэри Берд. На этот раз, в начале 1940 года, плавание было более успешным, чем во вторую экспедицию. «Бэр» обогнул мыс Колбек и прошел на 140 миль дальше к востоку, чем в 1934 году. Во время этого рейса от борта судна было совершено четыре разведывательных полета. Были определены очертания залива Зульцбергера, описан вновь открытый берег далее к востоку, который Берд назвал Берегом Хобса. Недалеко от этого берега был открыт островок, названный островом Крузен в честь капитана «Бэра». Как Крузен, так и плававший в это время на судне в качестве штурмана Дюфек в послевоенные годы командовали крупными военно-морскими антарктическими экспе­дициями и стали видными фигурами в антарктических исследова­ниях.
От острова Крузен «Бэр» повернул обратно, так как была опасность, что канал, по которому он продвигался, закроется льдом. Судно вышло из льдов моря Росса и пошло на восток, чтобы принять участие в создании Восточной базы экспедиции. По пути Берд решил предпринять разведывательные полеты на юг, к неизвестному берегу. Во время трех таких полетов, осуще­ствленных 24, 25 и 27 февраля 1940 года, летчики во главе с
Бердом впервые увидели берег, который Берд назвал Берегом Уолгрина, по имени американского магната, оказывавшего фи­нансовую помощь экспедициям Берда. На востоке этот берег за­канчивался обширным полуостровом, который теперь известен как полуостров Терстона.
Затем «Бэр» продолжал плавание к востоку. Берд намеревал­ся найти проход к острову Шарко, чтобы создать на острове Восточную базу экспедиции.

Восточная база
Ни «Бэру», ни «Северной звезде» из-за тяжелых плавучих льдов не удалось подойти к острову Шарко. Суда пошли дальше к востоку и выбрали для строительства базы низкий, скалистый островок в бухте Маргерит. Этот островок получил название Стонингтон. На зимовку здесь осталось 33 человека под руковод­ством Ричарда Блейка.
После этого суда экспедиции ушли домой. Берд на зимовку не остался, так как получил от президента инструкцию обязательно вернуться в Вашингтон после основания экспедиционных баз.
До начала зимы на Западной базе была проведена аэрофото­съемка части Земли Мэри Берд, района вдоль горной цепи Коро­левы Мод от глетчера Бирдмор на восток до вновь открытого гигантского ледника, стекающего с приполюсного плато к шельфовому леднику Росса. Теперь этот ледник известен под назва­нием глетчера Шеклтона.

Зимовка
Полярной ночью зимовщики вели обычные наблюдения и готовились к будущим весенним работам.
Зима 1940 года на шельфовом леднике выдалась особенно суровой: температура воздуха нередко опускалась ниже 50°, часто неистовствовали ураганы. Памятным событием зимы был пожар — страшное бедствие для полярных зимовок. Обычно пожар возникает при ураганном ветре, раздувающем пламя, и борьба с огнем в таких условиях практически невозможна. Пожар начался в собачьем домике. К счастью, домик стоял в стороне от других строений базы, а собак удалось спасти. Люди отделались испугом, и лишь некоторые получили легкие ожоги.
Наиболее важным мероприятием в зимний период была орга­низация и проведение одновременных наблюдений полярных сия­ний с двух различных пунктов для определения высоты, на кото­рой происходит это явление.

Походы и полеты в районе Земли Мэри Берд
С наступлением антарктической весны отряд научных работ­ников отправился на собачьих упряжках в восточном направле­нии. Вспомогательные продовольственные базы на пути следования были созданы при помощи трактора и военного танка с уширенными гусеницами.
Достигнув горы Мак-Кинлея, вблизи побережья залива Зульцбергера, американцы сложили из камней гурий, под кото­рый в соответствии с секретной инструкцией президента США положили пенал с документом. В нем говорилось, что территория, лежащая к востоку от 150-го западного меридиана, является собственностью США.
От этого места группа разбилась на партии: биологи напра­вились к северу через шельфовый лед залива Зульцбергера, гео­дезическая партия — к востоку, производя съемку прибрежной зоны, геологическая партия изучала горные породы в западной части гор Эдсела Форда.
В начале января 1941 года все полевые партии вернулись в Литл-Америку.
В то же время было совершено несколько дальних полетов над различными частями Земли Мэри Берд. В результате этих полетов были уточнены очертания горных хребтов, открыты но­вые вершины и ледники.
На карте Земли Мэри Берд появились десятки новых назва­ний, сложены десятки каменных гуриев с записками, объявляю­щими о том, что эта территория — собственность ГИТА
«Бэр» прибыл к Литл-Америке вскоре после окончания полевых работ. Западная база была эвакуирована. В связи с мобилизацией всех сил и средств на ведение войны с Германией и Японией Конгресс не утвердил новых ассигнований на продол­жение работ экспедиции.

Исследования восточных берегов Земли Грейама
На Восточной базе зимовка проходила в более благоприятных природных условиях. Остров Стонингтон расположен лишь немного южнее полярного круга. Практически полярной ночи здесь не было.
Аэродром был оборудован на очень пологом куполе ледника, покрывающего значительную часть острова. Перед исследовате­лями стояли две задачи: пересечение Земли Грейама (американ­цы ее настойчиво называют полуостровом Палмера) с целью обследования ее восточного берега и проникновение как можно дальше на юго-запад, в районы еще неизвестные человеку, но на которые имели претензии американцы.
Уже в июле 1940 года четыре человека нашли дорогу по кру­тому склону ледника на плато полуострова. В августе они созда­ли промежуточный склад.
На высокогорном плато часто свирепствуют ураганные ветры. Огромный полуостров является как бы гигантской плотиной на пути западных ветров. Океанские воздушные массы, встречая препятствие в нижних слоях, поднимаются вверх по западному склону полуострова, достигают иногда огромной силы над плато и, подобно водопаду, скатываются по восточному склону.
Полеты над полуостровом опасны вследствие неожиданного и резкого изменения погоды. Поэтому было решено создать здесь Еременную метеорологическую станцию. На собачьих упряжках были туда доставлены снаряжение, приборы, продовольствие и специальные палатки из тяжелой парусины с прочными оттяжка­ми и якорями, которые вмораживались в лед.
Со стороны преобладающих ветров вокруг палаток была сооружена снежная стена. В качестве наблюдателей здесь оста­лось два человека. Они наблюдали за погодой и данные сообща­ли по радио на основную базу.
В ноябре 1940 года санная партия в составе геолога, топогра­фа и радиста пересекла полуостров и вышла на шельфовый лед­ник, окаймляющий восточный берег Земли Грейама. За два месяца путешествия они дошли до 71°51 южной широты, собрали геологические коллекции, произвели маршрутную съемку восточ­ного берега в этом районе и благополучно вернулись обратно.
В то же время был совершен разведывательный полет в юго-восточном направлении. На двухмоторном самолете «Кондор» американские исследователи пересекли полуостров на 40 миль южнее, чем санная партия, пролетели на юг до 74° южной широ­ты, но так и не увидели южного берега моря Уэдделла. С высоты была видна полоса чистой воды, простирающаяся параллельно береговой линии полуострова. Самолет повернул обратно. Полет показал, что полуостров простирается значительно южнее, чем свидетельствовали данные Уилкинса и Элсуэрта.
Если бы американцы пролетели еще немного южнее, то они увидели бы шельфовый ледник, барьер которого уходит к восто­ку, образуя южный берег моря Уэдделла. Но это удалось сделать лишь семь лет спустя экспедиции Финна Ронне.
В точке поворота американцы увидели гору, напоминающую по форме треугольную шляпу. Руководитель экспедиции Блейк назвал ее поэтому горой Трикорн (Треуголка). Она была весьма приметной и служила для последующих исследователей хорошим ориентиром. Над самой южной точкой полета был сброшен завернутый в американский флаг цилиндр с запиской.

Поход к Земле Александра I н далее на запад
Основной задачей Восточной базы по-прежнему было об­следование земель к западу от Земли Грейама. Санная партия под руководством Финна Ронне на пяти упряжках отправилась с острова Стонингтон.
В южной части бухты Маргерит партия разделилась: двое, выполняя функции вспомогательной группы, отправились на базу, трое — на юго-восток через Землю Грейама к хребту Этернити, два человека — Ронне и Эклунд — пошли по льду к горам Земли Александра I.
Экспедиция Римилла в 1936 году обнаружила, что между полуостровом и Землей Александра I находится депрессия, за­полненная шельфовым ледником. Является ли эта депрессия про­ливом или же фьордом, было неизвестно, так как партия Римил­ла прошла вдоль нее небольшое расстояние к югу. Ронне и Эклунд решили выяснить этот вопрос и отправились дальше на юг.
Путь по шельфовому леднику был опасен. Приходилось про­двигаться через зоны ледовых нагромождений и трещин. Вода в некоторых трещинах оказалась соленой. Это свидетельствовало о том, что под ледником находится море. 21 декабря 1940 года путешественники дошли до другого конца шельфового ледника, доказав тем самым, что Земля Александра I отделена от осталь­ной Антарктиды узким проливом, заполненным шельфовым ледником. Впрочем, до сих пор нет полной уверенности в том, что здесь находится настоящий пролив. Возможно, под шельфовым ледником есть перешейки коренных пород, лежащих выше уровня моря. Этот пролив еще раньше был назван англичанами проли­вом Короля Георга VI. Обширный залив у западного выхода пролива сейчас называется бухтой Мартина Ронне.
В момент достижения Ронне и Эклундом южного конца про­лива с базы вылетел самолет, который пролетел над ними. Лет­чики определили, что береговая линия континента в районе про­лива простирается в западном направлении.
Наступило антарктическое лето. На поверхности ледников образовались озера талой воды. Ночью мокрый снег подмерзал и становился жестким. Собаки обдирали лапы и отказывались идти. Наконец в конце января все полевые партии собрались на Восточной базе.

Снятие восточной партии самолетом
Суда экспедиции «Бэр» и «Северная звезда» после снятия Западной базы в Китовой бухте 17 февраля 1941 года прибыли в район бухты Маргерит. Но лед на пути к Стонингтону был весьма тяжелым и сплоченным. Суда ждали неделю за неделей, но, несмотря на конец лета, ледовая обстановка в бухте не улуч­шалась. Время было позднее, а для второй зимовки не было необходимых запасов. Тогда за зимовщиками послали самолет, доставивший их на остров Микельсен, вблизи которого стояли суда. И уже отсюда люди были взяты на борт «Бэра».
Так закончилась правительственная американская экспеди­ция, имевшая целью создание постоянных баз на антарктическом континенте. Помешала этому вторая мировая война.
Собранные материалы в значительной части не были обра­ботаны, и только в 1945 году был опубликован краткий отчет об экспедиции.